30 марта 2016 года состоялся второй день III Инфраструктурного конгресса «Российская неделя ГЧП», организатором которого выступает Центр развития ГЧП при участии профильных министерств и ведомств и поддержке Торгово-промышленной палаты РФ, Агентства стратегических инициатив и «Деловой России».

Представители профильных федеральных министерств, отраслевых регуляторов, руководители Субъектов Федерации – лидеров в сфере ГЧП, представители региональных и муниципальных органов власти, банков, частных организаций, ведущие эксперты отрасли обсудили вопросы привлечения инвестиций и модернизации инфраструктуры транспорта, систем энергетики и ЖКХ, объектов социальной сферы.

29 марта 2016 года в рамках Пленарного заседания «Инвестиции в инфраструктуру страны – импульс для развития территорий» участники обсудили итоги развития рынка ГЧП за 2015 год, необходимость перехода к комплексному государственному планированию развития инфраструктуры, модернизацию транспортной инфраструктуры как основы экономического роста и сбалансированного пространственного развития России, а также необходимость информационной открытости проектов, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства.

Председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев отметил, что рынок ГЧП вырос и продолжает развиваться: на сегодняшний день на рынке принято решение о реализации более 1300 ГЧП проектов, из которые 873 - на стадии реализации с общим объемом заявленных частных инвестиций в размере 640 млрд. руб. и объемом бюджетных обязательств около 1 трлн. руб. Прирост проектов в 2015 году составил 115% по сравнению с 2013-2014 гг., чего нельзя сказать об объёмах привлечённых инвестиции. Соотношение объема заявленных инвестиций к номинальному ВВП России составляет менее 1%. Для Индии -это 9,47 %, для Бразилии – 18,89 %. Павел Селезнев считает, что 2016-2017 гг. нужно посвятить улучшению качества ГЧП проектов. И основные точки роста сферы ГЧП, они видит, в системном планировании развития инфраструктуры и стимулирования рынка для применения механизма ГЧП, повышении качества и эффективности реализации проектов ГЧП, обеспечении доступности финансирования проектов, а также в развитии законодательства в сфере ГЧП и правопременительной практики реализации проектов ГЧП.

Заместитель Министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский считает, что в 2015 году произошло несколько знаковых для рынка событий. Вступили в силу поправки в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в части введения механизма частной инициативы. По данным министерства, с мая 2015 года в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях» на рынке появилось около 200 проектов частной инициативы, из которых заключено 10 соглашений, ряд соглашений готовится к подписанию. Например, в ближайшее время ожидается подписание концессионного соглашения в рамках частной инициативы в Приморском крае в отношении объекта ядерной медицины с объемом инвестиций более 2 млрд. руб.

Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2016 года. В отличие от закона «О концессионных соглашениях», закон о ГЧП в большей степени ориентирован на субъекты РФ и муниципалитеты. В настоящее время готовятся поправки в закон, в частности, планируется расширить перечень объектов, в отношении которых могут быть заключены соглашения о ГЧП/МЧП (в том числе в отношении арендного жилья и объектов производственной инфраструктуры), а также усовершенствовать процедуру принятия решения о реализации проектов ГЧП.

Председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (Автодор) Сергей Кельбахотметил, что развитие транспортной инфраструктуры играет важную в роль в системном развитии инфраструктуры, так как она обеспечивает более эффективные связи между другими видами инфраструктуры и ее пользователями.

Развивая дорожные проекты, Автодор тесно взаимодействует с регионами, при этом рейтинги регионов по уровню развития ГЧП для государственной компании - это предпосылка сотрудничества. Важный критерий – наличие профессиональной команды, созданной руководителем региона, которая занимается подготовкой и структурированием инфраструктурных проектов, увязкой этих проектов с федеральными.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис обратил внимание участников конгресса на то, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства стала перспективной, наиболее стабильной и привлекательной для частных инвестиций. В 2015 году было заключено 271 концессионное соглашение, что в 2,5 раза больше, чем в 2014 году, причем объем обязательств концессионера увеличился в 10 раз. Но претензии к качеству концессий, безусловно, есть.

Андрей Чибис считает, что недостаточно только лишь изменить законодательство, важно в рамках нового законодательства научится эффективно работать. Именно поэтому была утверждена методология инициирования и подготовки концессионных проектов для региональных и муниципальных органов власти, типовая конкурсная документация, а также формула для расчета эффективности финансовой модели. Для консультирования и помощи регионам в отношении запуска концессионного проекта при Минстрое России создана специальная проектная команда «Центр ГЧП Минстроя России».

Для отрасли в целом 2015 год – это год успеха, но это лишь начало. Необходимо радикально повысить компетенцию должностных лиц на местах, поэтому министерством запущена программа обучающих семинаров для муниципальных и региональных руководителей, а также принято решение о проведении ежеквартальных встреч с представителями бизнес- сообщества, так как рынок еще не до конца осознал, что сейчас нет более стабильной отрасли для инвестиций, чем коммунальный комплекс даже в условиях ограничений по росту платежей, которые сейчас законодательно определены.

В 2016 году планируется совершенствование Федерального закона «О концессионных соглашениях»: субъект РФ будет третьей стороной в концессионном соглашении, появится возможность передачи унитарных предприятий с долгами, а также объектов коммунальной инфраструктуры, которые находятся на балансе предприятия, но права собственности оформлены ненадлежащим образом. Еще один блок изменений в законодательстве – повышение платежной дисциплины, которая является одним из основных инвестиционных рисков. Планируется переход на прямые договоры между поставщиком ресурса и потребителем без посредников, что существенно снижает риски в этой сфере.

В 2013 году казалось невозможным, что можно финансировать коммунальную инфраструктуру за счёт средств НПФ. Сейчас существует практика реализации концессионных проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств негосударственных пенсионных фондов через механизм концессионных облигаций в отношении объектов водоснабжения и водоотведения и системы обращения с ТКО. И если Центральный Банк разрешил вкладывать пенсионные средства, то это говорит о концессиях совсем другого уровня и качества проработки.

Андрей Чибис также отметил, что необходима информационная открытость концессионных проектов в ЖКХ. Минстрой России договорился с крупными инвесторами о создании публичной системы раскрытия, параметры которой будут прописаны законодательно.

В рамках конгресса также состоялась презентация результатов исследования «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП», подготовленного Ассоциацией «Центра развития ГЧП» и Министерства экономического развития РФ.

Исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко доложил, что были внесены существенные изменения в методику расчета рейтингов. Фактор «Инвестиционная привлекательность» заменили на фактор «Институциональная среда», который состоит из 10 показателей. Кроме того к расчету рейтинга регионов не принимались проекты, объем частных инвестиций которых не превышает 1 млн. руб. (более 300 подобных проектов муниципального уровня). В результате в этом году лидерами рейтинга стали г. Москва, г. Санкт-Петербург и Самарская область.

Исследование развития ГЧП в регионах показало, что только в 26 регионах есть уполномоченные органы в сфере ГЧП, в 17 есть орган ответственный за проведение торгов по ГЧП проектам, 21 регион опубликовал перечень объектов, в отношении которых планируется заключить концессионные соглашения.

В рамках панельной дискуссии «Длинные» деньги в ГЧП: проектное финансирование и инфраструктурные облигации»участники обсудили основные инструменты финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов. Выпуск облигаций является одним из наиболее распространенных и перспективных способов получения реального финансирования, поскольку позволяет привлечь денежные средства рыночных инвесторов, предоставляя им возможность диверсификации портфеля ценных бумаг, реализации долгосрочной стратегии инвестирования средств и выработки качественного механизма управления рисками.

Представители негосударственных пенсионных фондов, средства которых в текущей экономической ситуации являются единственным источником «длинных» денег, а также управляющих компаний рассказали о своих инвестиционных программах и инструментах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Они отметили, что в части выполнения требования законодательства по обеспечению сохранности пенсионных средств, а также защиты их от инфляции, вполне подходят облигации с доходностью «инфляция +», при этом приветствуется наличие государственных или муниципальных гарантий.

Руководитель департамента организации и процесса инвестирования НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» Алексей Корзунотметил, что наряду с государственными, муниципальными и корпоративными облигациями в портфеле фонда присутствует небольшая доля концессионных облигаций ЗАО «Волга-Спорт», ОАО «Главная дорога» и ЗАО «Управление отходами-НН», а также ипотечные активы.

В портфеле НПФ «Будущее» присутствуют облигации ООО «Магистраль двух столиц», выпущенных для реализации концессионного проекта. Директор фонда Николай Сидоров отметил, что необходима возможность обратного откупа облигаций в случае понижения рейтинга со стороны рейтинговых агентств.

Председатель совета директоров АО ЕФГ Управление активами Вадим Мухачев считает, что необходимость получать рейтинги концессионных облигаций, предусмотренная 451-Положением Банка России, может стать препятствием развитию данного инструмента. Кроме того, он отметил, что необходимо для данного инструмента определить правила игры.

Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов считает, что до недавнего времени рынок «длинных» денег существовал в парадигме краткосрочного регулирования. Только последние 2-3 года регулятор начал делать шаги в сторону законодательного разделения этих инструментов.

Негосударственные пенсионные фонды смогли накопить немалые деньги, у них есть потребность вкладываться в долгосрочные инвестиционные проекты. Но был нужен финансовый инструмент, а также понятный механизм, который бы соответствовал потребностям фондов: небольшой риск, долгосрочность, доходность по ставке «инфляция +». Учитывая нормы действующего законодательства и опыт реализации инфраструктурных проектов в России через механизм концессий, таким инструментом стали концессионные облигации. Инфраструктура всегда пользуется спросом, и это последнее, от чего откажется человек в период кризиса.

Концессионные облигации неликвидны, но они полностью удовлетворят потребности негосударственных пенсионных фондов, которые могут держать эти бумаги в портфеле до погашения.

Руководитель проекта Департамента развития финансового рынка Банка России Владимир Шаповалов расставил приоритеты: снижение рисков для негосударственных пенсионных фондов приоритетнее, чем повышение доходности. Кроме того, он отметил, что нужно больше уделять внимания на популяризацию облигаций в качестве инструмента инвестирования пенсионных средств.

Второй день конгресса открылся параллельными мероприятиями: пленарным заседанием «Поиск баланса интересов и минимизация рисков партнеров в транспортных инфраструктурных проектах» и открытой дискуссией «Концессии в ЖКХ: как запустить конвейер успешных проектов».

Сложные и в большинстве своем капиталоемкие проекты по строительству или модернизации автомобильных и железных дорог, мостов и путепроводов, аэропортов и портов обеспечивают бесперебойное пространственное и социально-экономическое развитие страны. Подобные проекты, в первую очередь, нуждаются в достижении равновесия между потребностями и возможностями государственных заказчиков и частных инвесторов. Чтобы избежать негативных эффектов от реализации данных проектов, требуются совместные усилия сторон по поиску консенсуса в кризисных ситуациях и минимизации рисков на каждом из этапов управления проектам.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, публичные и частные партнеры ищут возможности реализации стратегически важных проектов - строительство участков ЦКАД, региональных автомобильных дорог, переездов и мостовых переходов. Однако не по всем проектам удается достигнуть баланса интересов всех сторон. Как обеспечить равновесие?

В рамках заседания участники мероприятия обсудили сложные вопросы: как достигнуть баланса интересов как частной, так публичной стороны, как минимизировать риски участников транспортных проектов.

Член правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Александр Носов считает, что использование плавающей ставки с привязкой к инфляции в проекте позволяет найти баланс интересов между государством и частном сектором. Он отметил, что изначально стартовали концессионные проекты, в которых была зафиксирована процентная ставка с приемлемой доходностью для акционеров.

В 2012-2013 гг. началось обсуждение возможности применения механизма с плавающей ставкой, привязанной к инфляции, поскольку денежные поступления – это сбор платы, которая ежегодно индексируется и привязана к инфляции. Это справедливый механизм для обеих сторон: он удобен для концедента с одной стороны, а с другой – защищает инвестора. Механизм позволяет минимизировать инфляционные риски, и когда кривая инфляции идет вверх, он защищает концессионера от негативного сценария развития событий.

Директор ОАО «Главная дорога» Михаил Плахов обратил внимание на другой аспект проблемы: механизм частной концессионной инициативы может помочь достигнуть равновесия между участниками проекта. Механизм позволяет сделать коммуникации между частной и публичной сторонами более прозрачными. И в данном механизме одинаково заинтересованы как публичная, так и частная стороны проекта.

Дискуссия «Концессии в ЖКХ: как запустить конвейер успешных проектов» была посвящена вопросам повышения эффективности подготовки и структурирования концессионных проектов в сфере ЖКХ и минимизации рисков партнеров. Модерировал секцию Исполнительный директор Ассоциации «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушин.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Андрей Чибис рассказал, какие успехи достигнуты в отрасли за последние несколько лет, и что еще предстоит выполнить. Он отметил, что приоритетом является привлечение частных инвестиций в отрасль, не только из-за бюджетных ограниченной, но и потому, что частный бизнес гораздо эффективнее управляет коммунальными объектами чем государственный менеджер.

С 2016 года введен специальный механизм государственной поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающий софинансирование (до 60 % стоимости проекта) мероприятий, связанных с подготовкой, реализацией инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах (с населением до 250 тыс. человек), а также субсидирование процентной ставки по привлеченным на реализацию этих проектов кредитам и облигационным займам.

Правила утверждены Постановлением Правительства РФ №1451 «Об утверждении правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», согласно которому в малых городах, население которых не превышает 250 тыс. человек, предполагается софинансирование модернизации коммунальной инфраструктуры за счет средств Фонда - до 60%, за счет бюджета - до 20%, за счет инвестора - не менее 20%. В планах подготовить и запустить открытый справочник технологий, а также биржу проектов, которая позволит участникам рынка понимать его границы.

Ожидается, что законопроект, который направлен на решение ключевых проблем - участие субъекта в качестве третьей стороны в концессии с целью обеспечение гарантии соблюдения тарифных параметров, появление возможности передачи в концессию коммунального предприятия с долгами, а также возможности заключать концессионные соглашения в отношении объектов, часть которых (менее половины) зарегистрирована ненадлежащим образом - будет принят в ближайшее время.

Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева отметила, что в структуре тарифа существенно сократились расходы на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, на заработную плату, но на 30 % увеличилась доля первичных расходов, например, на газ. Таким образом получается, что доходность упала в разы: в воде в 4 раза, в теплоснабжении – 3,5. На сегодняшний момент нужны дополнительные мероприятия для того, чтобы привлечь инвестиции. В малых городах эту проблему можно решить через софинансирование из Фонда ЖКХ.

По ее мнению, необходимо стимулировать качественные концессии, которые подразумевают модернизацию, привлечение новых технологий, улучшение эффективности работы коммунальных предприятий. Елена Николаева считает, что наряду с технологической модернизацией объектов ЖКХ, необходимо оптимизировать управление процессами.

Исполнительный директор Ассоциации «ЖКХ-Развитие» Алексей Макрушинобратил внимание экспертов, что в России самое жесткое законодательство в сфере технического регулирования (самая горячая вода, самый частный вывоз мусора, самые толстые стены в домах, самые большие водоохранные зоны), которое требует больших инвестиций в сравнении с зарубежными аналогами. И для того, чтобы требовать от концессионера соблюдения этих норм законодательства, необходимо его сделать более разумным.

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова сообщила, что помимо тарифов, политической составляющей, договорных отношений, неплатежей существуют проблемы с требованиями к технологиям, с разработкой СанПинов и технических регламентов. В этой связи при Ассоциации создан Экспертно-технологический совет для разработки нормативных документов в области технологического регулирования.

Елена Довлатова считает, что необходимо определить орган, который будет регулировать качество подземных вод и наземных водных объектов, что несет в себе большие риски для концессионера, который использует водные объекты для забора воды, ее отчистки и подачи населению.

Председатель Совета директоров, Директор по правовым и корпоративным вопросам АО «РКС-Менеджмент» Григорий Терян в своем выступлении подчеркнул, что в рамках ГЧП наиболее важным фактором эффективности механизма концессий остается необходимость исполнения государством тех задач и условий, которые им декларируются. Несомненно, переход с начала 2016 года на долгосрочное тарифное регулирование – большой плюс, но есть огромные минусы в том, как это было реализовано в ряде регионов. Когда тарифная база является отрицательной, и мы переходим к долгосрочным тарифам на 3-5 лет, мы получаем на этот срок прогнозируемые убытки, от которых никуда не уйти. Очевидно, что инвестиции в этом случае вряд ли появятся, отметил он.

Генеральный директор УК «Росводоканал» Антон Михальков считает, что сегодня главное – умение эффективно управлять. Нужно максимально эффективно использовать существующие в тарифе с