18 мая 2017 года в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания «Территориальные схемы обращения с отходами: первый опыт регионов и необходимые корректировки нормативно-правовой базы». В ходе мероприятия участники обсудили первый опыт регионов по реформированию отрасли обращения с отходами.

На заседании было отмечено, что реформа «пробуксовывает». Пилотных территорий, которые уже запустили переход на новую систему обращения с отходами - единицы: Ивановская область, Астраханская область, Краснодарский край.

Три месяца назад Госдумой был принят в первом чтении законопроект, устраняющий излишнюю монополизацию в работе с отходами. Сейчас, по мнению экспертов, главная проблема отрасли в том, что у реформы нет единого координационного центра. Поэтому сразу три федеральных министерства - Минприроды, Минстрой и Минпромторг России - готовят свои поправки к закону «Об отходах производства и потребления».

Еще одна проблема в том, что, например, законодательно не урегулирована процедура общественного обсуждения территориальных схем обращения с отходами. В большинстве регионов при составлении территориальных схем мнение населения не учитывается. Кроме того, нет ясности, как обновлять территориальную схему. Непонятен и статус этого документа. Территориальные схемы являются документом необязательным к исполнению. Фактически они носят рекомендательный характер.

Анализ показал, что у существующих территориальных очень много недостатков - они сформированы не в соответствии с методическими рекомендациями, появившимися позже. Поэтому их данные, как минимум, некорректны. На данный момент нет должного контроля за целевыми показателями, которые были заложены в эти схемы. Эксперты согласны с тем, что в этом вопросе должна быть выработана единая федеральная политика.

Также обсуждался вопрос о том, как сделать территориальную схему обязательной для исполнения всеми операторами, юридическими и физическими лицами. В настоящий момент, например, все еще существуют риски бойкотирования схемы операторами по обращению с отходами. По крайней мере в Московском регионе с этим уже столкнулись.

На слушаниях были выслушаны представители от действующих компаний, которые давно работают в секторе ТКО, а также вновь избранные региональные операторы, а также представители от ТПП РФ.

При обсуждении вопроса о формировании тарифов оказалось, что за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая вменяется региональному оператору, тариф может вырасти примерно на 20%. Плюс налог на добавленную стоимость – 18%. Ранее операторы работали по упрощенной системе налогообложения, новые региональные операторы такой возможности лишены. В результате тарифы растут и сдерживать этот рост получается только политическими решениями.

В этой связи Минприроды России готовит для региональных операторов решение о снижении в 10 раз действующих ставок за негативное воздействие на окружающую среду при работе с отходами, что должно снизить давление на тариф.

В ближайшее время Комитет по экологии и охране окружающей среды выпустит рекомендации парламентских слушаний. Главным же итогом их проведения должно стать внесение поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Новая система управления отходами должна была заработать с января текущего года. Однако из-за ряда причин, в том числе из-за неготовности регионов, крайний срок перехода на новые правила обращения с отходами был перенесен до 2019 года. Сейчас, в переходный период, регионам необходимо максимально подготовиться к запуску реформы, рассчитать тарифы и выбрать региональных операторов.

Организатором слушаний выступил Комитет по экологии и охране окружающей среды.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием duma.gov.ru