Андрей Новаковский, управляющий партнер адвокатского бюро «Линия права», считает, что концессионные облигации необходимо выделить в отдельный вид ценных бумаг, повысив их нормативный статус.

Концессионные облигации являются относительно новым для нашей страны инструментом финансирования инфраструктурных проектов. Но в силу несовершенства нормативной базы потенциал этих ценных бумаг пока не раскрыт в полной мере. Для улучшения ситуации надо провести изменения в федеральных законах и нормативных документах – и «прописать» эти ценные бумаги в соответствии с их реальным статусом: между государственными и корпоративными облигациями.

Смысл данных поправок вытекает из необходимости выделения концессионных облигаций (Мнение С.А. Швецова о концессионных облигациях) в отдельный вид ценных бумаг частно-государственного, а не корпоративного характера. Для того, чтобы учесть эти особенности и привести статус облигаций к статусу проекта, предлагается внести два пакета изменений.

Необходимо сократить существующий разрыв между инвестициями, которые доступны для пенсионных средств и для банковских активов.

Первый пакет изменений связан с контролем целевого использования средств. Предлагается включать в устав компании положения об узком характере деятельности SPV (special purpose vehicle – которая создается для реализации проекта – ред.). Также о запрете SPV выплачивать дивиденды, пока объект не будет сдан в эксплуатацию, и о запрете SPV учреждать, участвовать в разного рода дочерних, зависимых и прочих организациях с тем, чтобы компания концентрировалась на основной деятельности и права инвестора были защищены.

Второй пакет изменений состоит во включении в Проспект ценных бумаг, сопровождающий выпуск облигаций концессионера, ряда положений. В частности, предлагается выделить, в проспекте ключевые показатели проекта, влияющие на его эффективность: реализацию проекта с точки зрения завершения этапов строительства, выхода на эксплуатацию, достижение целевых показателей доходности в ходе этой эксплуатации. Также положения описывают в проспекте систему мониторинга этих показателей, и механизм назначения официального лица – аудитора проекта, независимого по отношению к эмитенту. Еще изменения включают описание видов раскрытия, формы раскрытия и периодичность раскрытия обязательной информации эмитента, а так же предписывают включение представителя инвесторов в состав Совета Директоров эмитента проектной компании.

Данные изменения, которые, в сущности, институализируют облигации концессионера, предлагается внести в два документа: в Стандарт эмиссии ценных бумаг и в Положение о раскрытии информации эмитентами на рынке ценных бумаг.

Наряду с этим, крайне востребованным шагом является включение концессионных облигаций в Ломбардный список Банка России. Если это произойдет, то все поправки необходимо будет продублировать в требованиях для включения такого инструмента в ломбардный список и сделать их обязательными.

Также необходимо сократить существующий разрыв между инвестициями, которые доступны для пенсионных средств и для банковских активов. Для этого необходимо снять ограничительную норму, запрещающую залог по концессионному соглашению, которая прописана в законе «О концессионных соглашениях». Это позволит сделать рынок концессионных облигаций привлекательнее со всех точек зрения.