На сегодняшний день Волгоград является единственным в России городом-миллионником, который не имеет объездной дороги. Транспортную инфраструктуру в Волгограде региональные власти будут развивать с помощью концессии. Сергей Баженов, губернатор Волгоградской области, заявил, что проект по строительству автодороги в обход города Волгограда будет являться инвестиционным и основываться на государственно-частном партнерстве (ГЧП).

Конференция «Бытовые отходы в доходы 2014»Автодорога в обход города должна стать крупнейшим дорожным проектом Волгограда и значительно разгрузить транспортную сеть. Протяженность трассы 100 километров, она состоит из северного и южного участков. Планируемая пропускная способность автодороги составляет около 20 тысяч автомобилей в сутки. Строительство продлится около 6 лет, а срок действия договора концессии составит 35 лет.

В настоящее время проводится конкурс инвесторов для строительства южного участка автодороги, общей протяженностью 47 километров. Заявки на участие в конкурсе будут рассматриваться до конца октября, победителя объявят в начале 2015 года, затем начнется и строительство. Благодаря дальнейшей плате за проезд, средства, вложенные инвестором, компенсируются. За 20 лет эксплуатации автотрассы прибыль должна составить около 350 миллиардов рублей.

В проект планируется вложить около 20 миллиардов рублей, а 12,5 миллиардов инвестирует частный источник финансирования. За право инвестировать в проект поборются несколько крупнейших строительных компаний, среди них ОАО «Главная дорога». Компания уже осуществила один проект по строительству платной автодороги и в данный момент эксплуатирует объезд в Одинцово. Стоимость трассы протяженностью 18,5 км составляет 32,4 миллиарда рублей, из которых 21,4 миллиарда рублей вложил инвестор.

Стратегия пропуска транзитного транспорта в объезд крупных городов призвана разгрузить автодороги и используется по всему миру. Редакция журнала «Концессии и инфраструктурные инвестиции» предлагает рассмотреть самые крупные проекты, сделки по которым были закрыты в 2013 году. (См таблицу 1)

Проект строительства платного 62-километрового шоссе Бре-Бе-Ми (Брешия - Бергамо - Милан), с объёмом инвестирования 2,9 млрд. евро стал вторым по объему инвестиций в 2013 году. Шоссе пройдет по территории 43 муниципалитетов и пяти провинциям. Мегапроект также включает обновление существующей дорожной инфраструктуры региона Ломбардия – реконструкцию 35 километров существующих дорог.

В рамках 25-летнего концессионного соглашения консорциум Бре-Бе-Ми, в который вошла группа из 8 итальянских банков, а также группа частных инвесторов, (Pizzarotti , Unieco и Consorzio Cooperative Costruzioni) построит, будет осуществлять эксплуатацию, а по окончании срока – передать в распоряжение государству.

Таблица 1.Крупнейшие сделки в дорожно-транспортной отрасли в 2013 г.

# Наименование сделки Стоимость сделки (млн.долл.) Страна
1 Проект по приватизации портов Botany и Kembla ( Port Botany and Kembla Port Privatisation) 4 902 Австралия
2 Долгосрочное инвестирование платной дороги Brebemi (Brebemi Toll Road PPP Long Term Financing) 2 996 Италия
3 Северное шоссе Мармара (третий мост через пролив Босфор) (NorthernMarmaramotorwayPPP (ThirdBosphorusBridge)) 2 897 Турция
4 Новые поезда для ж/д Thameslink (Thameslink Rolling Stock Project ) 2 873 Великобритания
5 Миланская внешнее восточное окружное шоссе (MilanOuterEastOrbitalRoadPPP) 2 543 Италия
6 Приобретениеаэропорта Stansted (Acquisition of Stansted Airport) 2 269 Великобритания
7 Рефинансирование проекта брюсселского аэропорта (BrusselsAirportRefinancing) 2 130 Испания
8 Рефинансирование проекта платного шоссе в Мехико (ConmexTollwayRefinancing) 1 952 Франция
9 Приобретение и рефинансирование проекта ж/д ветки под Ла-Маншем HS1 (ChannelTunnelRailLink (HS1) AcquisitionRefinancing) 1 794 Великобритания
10 Рефинансирование проекта шоссе R1 (R1 ExpresswayRefinancing) 1 952 Словакия

Вторым по объему инвестиций в сфере строительства дорог стал проект 116 километрового Северного шоссе Мармара через пролив Босфор. Рекордный по объему инвестиций для Турции дорожный проект будет создан в рамках 10-летней концессии. Консорциум ICA, в который вошли шесть турецких банков, компании «Ictas» и «Astaldi» профинансирует создание, а также будет осуществлять эксплуатацию объекта, а затем передаст его в распоряжение государства. В рамках проекта будет построено 4 полосы шоссе в каждую сторону, 67 виадуков, а также двухкилометровый мост.

Замыкает тройку крупнейших инвестиционных проектов дорожной отрасли в 2013 году Миланское внешнее восточное окружное шоссе. В рамках 50-летнего концессионного соглашения консорциум во главе с итальянской компанией «Impeglia SpA», профинансирует, спроектирует и будет эксплуатировать 33-километровую платную трассу, которая соединит шоссе А4 Милан-Венеция и шоссе А1 Милан-Болонья. Также в рамках проекта будут созданы семь съездов на региональные трассы и 1,8 километров виадуков. Опыт таких проектов показывает, что даже во времена экономического кризиса концессионные проекты являются оптимальным выбором для развития инфраструктуры, а государственно-частное партнерство позволяет запускать их в большом количестве и увеличить качество предоставляемых населению услуг.