Строительство платного участка М1 в обход ОдинцовоМосковская биржа и адвокатское бюро «Линия права» 15 мая провели Круглый стол «Слагаемые успеха региональных проектов ГЧП», поучаствовать в котором решились не только финансисты и представители федеральных министерств, отвечающих за развитие государственно-частного партнерства в стране, но руководители и специалисты региональных органов управления из 25 областей России. Последним не только уже есть что сказать о потребности территорий в развитии экономической и социальной инфраструктуры, но и есть что продемонстрировать по части применения в своих областях механизмов ГЧП (Пример регионального ГЧП проекта) . В частности, об опыте региональных проектов ГЧП рассказали первый заместитель министра строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области Владимир Маркин и начальник отдела государственно-частного партнерства Правительства Санкт-Петербурга Роман Голованов.

Региональные власти и бизнес проходят путь навстречу друг другу и создают проекты практически в ручном режиме в виду отсутствия единых подходов в методологии и даже в терминологии ГЧП.

Однако в отсутствие федерального закона о государственно-частном партнерстве, принятие которого ожидается уже несколько лет (очередной прогноз по принятию законопроекта – осенняя сессия Госдумы РФ), тиражировать даже успешные проекты сложно. Региональные власти и бизнес проходят путь навстречу друг другу и создают проекты практически в ручном режиме. Ни о каком потоке или массовости пока речи нет. Нет единых подходов в методологии и даже в терминологии ГЧП.

Во многих регионах принято свое законодательство о ГЧП. Однако его развитие, как отметил партнер адвокатского бюро «Линия права» Андрей Новаковский, сегодня практически приостановлено: все ожидают федерального документа, чтобы «не работать в корзину». Поэтому закономерно, что во многих репликах участников «круглого стола» звучал простой вопрос: «когда» будет принят Федеральный закон?

В плане законодательного обеспечения концессионной форме государственно-частного партнерства «повезло» больше. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принято летом 2005 года, и он постоянно совершенствуется, что является естественным процессом жизни закона, который регулирует реальные экономические отношения.

Эксперты Центра государственно-частного партнерства, которые провели исследование о развитии ГЧП в России, выделили на начало 2014 года 79 проектов в России, которые можно отнести к реальным концессиям. Дело в том, что нередко концессионным соглашением оформляется долгосрочная сдача государственной недвижимости в аренду – например, с обязательством частного партнера отремонтировать полученные площади. По сути это, конечно же, не концессия, а лазейка в законодательстве. Вот почему экспертам приходится делить концессионные проекты на настоящие и мнимые.

В рамках Совета по концессионным облигациям НФА разработана Дорожная карта совершенствования нормативных условий выпуска и обращения концессионных облигаций.

Реальные концессионные проекты всегда предусматривают существенные инвестиции со стороны частного бизнеса, в результате которых либо создается новый объект, либо реконструируется уже существующий, но он тогда приобретает принципиально новые качества – по уровню, функциональности, пропускной способности и т.д.

Для привлечения масштабных – во многих случаях многомиллионных и даже многомиллиардных инвестиций – частная проектная компания, которая в концессионной сделке является концессионером (а концедентом - государство) выпускает облигации.

Облигации концессионера (отчет о выездном совещании по теме концессионных облигаций с участием С.А. Швецова – в статье «Центробанк заметил облигации»), отметил в своем выступлении первый заместитель генерального директора управляющей компании «Лидер» Юрий Сизов – это главная и самая перспективная форма финансирования инфраструктурных проектов. С помощью концессионных облигаций можно привлекать долгосрочные инвестиции негосударственных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов в развитие экономической и социальной инфраструктуры: строить и реконструировать дороги, мосты, аэропорты, спортивные сооружения, предприятия по сбору и переработке мусора, театры, школы, больницы.

На пути у самых перспективных финансовых инструментов развития – концессионных облигаций – практически нет препятствий, но есть обозначенный путь, на котором видны сложные участки. Но мы знаем, каким образом эти сложности можно устранить.

Но статус этой замечательной ценной бумаги в российском законодательстве и нормативной сфере пока прописан слабо. Концессионные облигации по сути своей занимают промежуточное положение между государственными и корпоративными облигациями, а их выпуск и обращение регулируется общими правилами для корпоративных ценных бумаг. Отсюда – потеря ликвидности и инвестиционной привлекательности. Поможем правильно институализировать в нормативной среде концессионные облигации – значит, поможем регионам создавать и реализовывать долгосрочные инвестиционные проекты по развитию экономики и социальной сферы.

О другой стороне или о другой роли концессионных облигаций как новых финансовых инструментов для негосударственных пенсионных фондов шла речь на круглом столе, который состоялся 15 мая в рамках ежегодной конференции НАУФОР. Индустрия НПФ не может развиваться без финансовых инструментов, которые соответствуют задачам долгосрочного инвестирования в рамках действующих нормативных условий. Поэтому облигации концессионера надо институализировать, развивать, интегрировать в смежные нормативные документы и программы, формировать соответствующие специфике этих инструментов условия выпуска и обращения. И такая работа сейчас активно ведется.

В рамках Совета по концессионным облигациям НФА разработана Дорожная карта совершенствования нормативных условий выпуска и обращения концессионных облигаций. Презентация Дорожной карты концессионных облигаций прошла 16 мая в рамках Форума финансовой стабильности, организованного Национальной фондовой ассоциацией при поддержке Банка России.

Дорожная карта (подробнее – в третьем экспертном сборнике Совета НФА по концессионным проектам) представляет собой программу действий по двум направлениям:

1. Необходимые изменения в нормативных документах, которые издаются или утверждаются Банком России как мегарегулятором финансового рынка страны (Стандарты, правила Положения и пр.).

2. Необходимые изменения в федеральных законах и нормативных документах иных ведомств, которые индустрия готова лоббировать вместе с Банком России.

Комментируя представленную Дорожную карту председатель Совета НФА по концессионным проектам, первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов отметил, что на пути у самых перспективных финансовых инструментов развития – концессионных облигаций – практически нет препятствий, но есть обозначенный путь, на котором мы видим сложные участки. Но мы знаем, каким образом эти сложности можно устранить.

Соб. Инф.