Федеральные министерства отчитались за поддержку концессий и инвестиций в 2016 году

19 апреля 2017 года на сайте Правительства РФ опубликованы основные результаты работы федеральных министерств в 2016 году. Согласно отчету Министерства экономического развития Российской Федерации, в 2016 году для увеличения объемов внебюджетных средств в поддержание и развитие объектов публичной инфраструктуры ведется совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП).

В 2016 году была сформирована вся нормативная правовая база, необходимая для реализации проектов ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая подзаконные акты. Количество проектов ГЧП, особенно концессий, увеличивается. К 1 января 2017 года принято решение о реализации более 1600 проектов.

Кроме того, в 2016 году было усовершенствовано законодательство о ГЧП, предусматривающее в том числе:

- реализацию проектов ГЧП в отношении объектов промышленности;

- сокращение с 180 до 90 дней срока проведения уполномоченным органом оценки эффективности проектов;

- исключение требования наличия лицензии при подаче заявки на конкурс;

- передачу частному партнеру имущества, которое не входит в состав объекта («иное имущество»);

- финансирование проектов консорциумом банков.

Усовершенствовано концессионное законодательство, предусматривающее введение мониторинга концессионных соглашений, а также обязанность участия субъекта РФ в муниципальных соглашениях в качестве третьей стороны, если полномочия по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию.

Продолжается работа по методическому сопровождению регионов и инвесторов по реализации проектов ГЧП. Так, разработаны методические рекомендации по реализации проектов ГЧП со сборником лучших практик в отраслевом разрезе. В августе 2016 года методические рекомендации направлены во все регионы.

В 2016 году осуществлялась поддержка инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. Продолжалась выдача кредитных средств и строительство объектов в рамках инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России на основе проектного финансирования.

По итогам года по ряду проектов завершено строительство и началась эксплуатация объектов. В частности, введены в эксплуатацию 2 молочных комплекса и 2 тепличных комбината, запущено производство колес для грузовых и легковых автомобилей в Республике Татарстан, введен в эксплуатацию биомедицинский комплекс по созданию высокотехнологичного производства вакцин и фармпрепаратов и др.

Государственная гарантийная поддержка предоставлена по 41 отобранному проекту (общая стоимость проектов – 343,9 млрд. руб., объем запрашиваемых кредитных ресурсов – 233,3 млрд. руб., государственные гарантии – 58,3 млрд. руб.).

По состоянию на февраль 2017 года для финансирования проектов, отобранных в рамках программы в 2015 году, уполномоченными банками организациям предоставлено 125,6 млрд. руб. кредитных средств.

В конце 2014 года Правительство РФ приняло решение о запуске программы проектного финансирования. Механизм поддержки инвестиционных проектов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №1044, основывается на предоставлении Банком России кредитных средств уполномоченным банкам для рефинансирования кредитов, выданных ими в рамках программы, на специальных условиях. Это позволяет организациям реального сектора экономики получать кредиты по льготной ставке. Программа направлена на поддержку инвестиционных проектов стоимостью от 1 до 20 млрд. руб.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2016 году продолжило работу по повышению экологической безопасности в регионах. На законодательном уровне закреплены понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде», регламентирован порядок выявления данных объектов и порядок ликвидации накопленного вреда, что позволит обеспечить возвращение в хозяйственный оборот рекультивированных земель, исключение негативного влияния на окружающую среду и население ликвидированных источников загрязнений (Федеральный закон от 03.07.2016 №254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Законом регулируются отдельные вопросы охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления. В частности, полномочия по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а также по федеральному государственному экологическому надзору могут передаваться органам исполнительной власти субъектов Федерации).

Согласно отчету Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в 2016 году продолжилось формирование благоприятных условий для ведения бизнеса в сфере ЖКХ: сформированы все необходимые условия и приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций.

Объем частных инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключенными в 2016 году, – 62,4 млрд. руб., в 2015 году – 70,9 млрд. руб., в 2014 году – 7,2 млрд. руб. Всего в течение 2016 года было заключено 580 концессионных соглашений.

Разработаны и вступили в силу меры, направленные на совершенствование привлечения частных инвесторов в сферу ЖКХ и предусматривающие в том числе:

- обязательное участие субъекта Федерации в качестве стороны концессионного соглашения;

- возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества зарегистрирована в установленном порядке, и учет затрат на регистрацию имущества в тарифах концессионера;

- возможность учета при установлении концессионной платы долговых денежных обязательств государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передается в концессию, возникших не позднее чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения.

По состоянию на 1 января 2017 года разработано 11 131 шт. схем теплоснабжения, 16 215 шт. схем водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры – 14 881 шт., зарегистрировано объектов коммунальной инфраструктуры – 915 435 шт. (67,1%).

По данным Фонда ЖКХ, по состоянию на январь 2017 года зарегистрированы 69 заявок от 32 субъектов Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ для реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры на общую сумму 16 196,84 млн. руб., из которых 8 220,53 млн. руб. – за счет средств Фонда ЖКХ.

Правлением Фонда одобрено на 1 января 36 заявок (из них 20 заявок в сфере теплоснабжения, 13 заявок в сфере водоснабжения и водоотведения, 3 заявки в сфере ТКО на сумму из средств фонда 5 889,99 млн. руб.

В регионах, где работают концессии, зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47%, в водоснабжении на 21%, а потери сократились на 18 и 14% соответственно.

Начата активная работа по реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». Цель – создание условий для системного повышения качества городской среды на всей территории страны. В ходе проекта будет вестись мониторинг реализации во всех муниципалитетах с численностью населения 1000 и более человек.

По данным ведомства, приведенным в отчете, за три года Россия поднялась на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка Doing business по показателю «Получение разрешения на строительство» (с 178-го места в 2013 году до 115-го в 2016-м). Системная работа по снижению административных барьеров в строительстве продолжается.

Наряду с исчерпывающим перечнем в жилищном строительстве, утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения. Утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства, в отношении нежилых объектов и объектов теплоснабжения.

Министерством транспорта Российской Федерации в 2016 году в сфере развития дорожной сети обеспечено строительство и реконструкция 303,6 км. автомобильных дорог федерального значения. В рамках проектов ГЧП завершено строительство мостовых переходов через р. Каму длиной 1081 м. у г. Камбарка в Республике Удмуртия (в рамках концессионного соглашения) и длиной 1 608 м. у с. Сорочьи Горы в Республике Татарстан, моста длиной около 1 000 м через р. Волхов в Великом Новгороде, моста длиной 159 м. на 32-м км. автомобильной дороги Грозный-Шатой-Итум-Кали в Чеченской Республике.

В рамках средств, полученных от взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т (система «Платон»), в 18 субъектах Федерации осуществлялись строительные и ремонтные работы на 30 мостах общей протяженностью 3,2 км.

В 2016 году за счет этих трансфертов введен в эксплуатацию мост длиной 90 м через р. Алей на автомобильной дороге Шипуново-Краснощеково-Курья в Алтайском крае, заменивший аварийный мост, связывающий с дорожной сетью страны 25 населенных пунктов. Завершены строительные работы на путепроводе через железнодорожные пути в Брянске, что позволило ликвидировать острую перегрузку участка улично-дорожной сети в районе железнодорожного вокзала. Открыто рабочее движение по мосту через р. Белую длиной 836 м. в Уфе, а также движение технологического транспорта по мостовому переходу через р. Волгу на автодороге Нижний Новгород-Шахунья-Киров в Нижегородской области («Борский мост»).

Согласно отчету Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2016 году в регионе продолжилась государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов.

В 2016 году Правительство РФ расширило перечень инвестиционных проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока, с 9 до 13. На поддержку их реализации инвесторам предоставлены субсидии в объеме 9,6 млрд. руб. В рамках 13 проектов объем частных инвестиций составит 292 млрд. руб., будет создано 12,2 тыс. рабочих мест. 13 инвесторов на Дальнем Востоке являются получателями длинного (до 23 лет) и льготного (до 5%) финансирования АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Общий объем инвестиций в данные проекты составляет 115 млрд. рублей. Внешэкономбанку предоставлена субсидия в размере 1,3 млрд. руб. для обеспечения участия Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона в реализации приоритетных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.

Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа в 2016 году начало реализацию новой концепции госпрограммы развития Северного Кавказа, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 года №148. Согласно данной концепции главной задачей ведомства становится принципиальное изменение подхода к госинвестициям на Северном Кавказе: необходимо перейти от наращивания социальных расходов к стимулированию экономического роста, основанному на принципах государственно-частного партнерства.

В течение 2016 года субъектами СКФО было представлено 35 инвестиционных проектов с общим объемом необходимых инвестиций 36 291,05 млн рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 12 107,62 млн. руб.). В декабре 2016 года по итогам проведенного в 2016 году отбора 20 инвестиционных проектов получили рекомендации для включения в подпрограммы субъектов СКФО и их последующей реализации начиная с 2017 года. За первые два месяца 2017 года дополнительно одобрено еще 2 проекта. С субъектами СКФО заключены соглашения о предоставлении субсидий по 15 инвестиционным проектам на общую сумму 3,9 млрд. руб. на 2017–2018 годы.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием government.ru


24.08.2017