​Для долгосрочных инвесторов очень важна предсказуемость​ действий со стороны государства

21 марта 2017 года в Москве состоялось заседание коллегии Минэкономразвития России по вопросам государственно-частного партнерства, где наряду с итогами применения законодательства о государственно-частном партнерстве и перспективами развития сотрудничества частного бизнеса и государства при реализации инфраструктурных проектов, участники обсудили позицию Федеральной антимонопольной службы в отношении концессий с платой концедента и ее влияние на текущие и будущие инфраструктурные проекты.

31 января 2017 года Комиссия ФАС России выпустила решение № Т-7/17 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Южноуральская дирекция автодороги» на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров со стороны организатора торгов - Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан «Стерлитамак–Кага–Магнитогорск».

В п. 2 принятого решения установлено признать Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству нарушившим требования части 13 статьи 3, части 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в связи с тем, что концедентом за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется возмещение затрат концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессионного соглашения в полном объеме (частично за счет капитального гранта, частично за счет инвестиционного платежа в составе платы концедента), эксплуатация объекта концессионного соглашения осуществляется за счет концедента в полном объеме (за счет эксплуатационного платежа в составе платы концедента).

1 марта 2017 года в интервью ТАСС глава Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьев заявил следующее: «Концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но при этом получает компенсации из бюджета, являются незаконными. Регулятор будет преследовать и разрушать такие формы мошенничества». И далее: «Наша трактовка законодательства о концессиях следующая: если концессионер не вкладывает своих денег - концессии нет, это нарушение 44-го закона. Несите ответственность вплоть до уголовной».

Глава ФАС РФ Игорь Артемьев, выступая на коллегии Минэкономразвития, озвучил позицию ФАС: «Самое главное, что мы, наверное, должны в ближайшем будущем сделать - так это провести очень яркую и четкую черту, чтобы никого не вводить в заблуждение, между госзакупками и концессиями». Он отметил, что ФАС - сторонник концессий, но нужно правильно понимать этот механизм и не злоупотреблять. Главное - не маскировать концессии под что-то другое и продолжать работу понимая, что концессия - это ни что иное, как аренда с инвестиционными условиями.

Министр транспорта РФ Максим Соколов не согласен с позицией ФАС России и считает необходимым внести изменения в законодательство, чтобы ни у консультантов, ни у финансовых институтов не возникало юридических рисков, что проекты могут быть каким-либо образом переквалифицированы.

Он добавил, что в правоприменении законодательства необходимо отталкиваться от норм закона и не трактовать их по-разному. Для этого, по его словам, необходим экспертный анализ и профессиональное обсуждение до того, как давать однозначные негативные оценки.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин считает, что для государственно-частного партнерства сегодня очень важна стабильность условий, в которых работают компании данного сегмента. Причем концессионные соглашения – это в значительной мере долгосрочные проекты, и для них очень важна предсказуемость. В данный момент министерство работает над созданием условий для деятельности концессионера, как с точки зрения макроэкономической, так и микроэкономической деятельности.

Заместитель Министра экономического развития Станислав Воскресенский предложил в закон о концессиях внести норму, по которой публичная сторона перед проведением концессионного конкурса должна обязательно проводить анализ, выгодна ли в данном случае концессионная форма или же нужны госзакупки. Он также акцентировал внимание на вопросах отличий госзакупок от концессий, подчеркнув, что прежде всего, у них разный уровень рисков для инвестора.

По мнению экспертов Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, позиция ФАС России в отношении концессий с платой концедента и однозначно обвинительная стилистика заявлений со стороны главы антимонопольного ведомства не только вводят в заблуждение общественность и пользователей концессионных объектов, но и напрямую нарушают права и законные интересы инвесторов, которые осуществили инвестиции в проекты, возвратность по которым предусматривается через платежи из бюджета.

В настоящее время относительно новыми инвесторами в инфраструктуру являются негосударственные пенсионные фонды через механизм концессионных облигаций. В России есть не только отдельные успешные проекты, в том числе с привлечением средств НПФ, но и масштабные финансовые ресурсы для долгосрочных инвестиций в инфраструктуру. Для тиражирования лучших практик необходимо создавать привлекательные условия для внутренних институциональных инвесторов.

Банк России, как регулятор пенсионных денег, последовательно осуществляет меры по их защите. Однако чтобы пенсионные средства стали долгосрочными инвестициями в инфраструктуру на основе ГЧП, в том числе в форме концессии, государство должно обеспечить этим средствам максимальный уровень защиты. В частности, необходимо прекратить негативную практику толкования одних и тех же норм закона одним ведомством по-разному в зависимости от места или времени действия, практику избыточного надзора за реализацией концессионных проектов, в том числе с широким публичным сопровождением и др.

Долгосрочные активы НПФ и других внутренних институциональных инвесторов могут стать основной стабильного развития не только инфраструктуры, но и всей экономики России.

Подводя итоги совещания, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов успокоил концессионеров и заявил, что правительство не будет пересматривать ранее заключенные соглашения.

«Наша главная задача - обеспечить спокойствие и уверенность бизнесу. Нужно опереться на документы, которые есть. Главное, чтобы механизмы действия были честными и прозрачными. Каждый должен выполнять свою работу, важно, чтобы она была квалифицированной. Никакой революции в ГЧП не будет. Минэкономразвития и ФАС нужно создать совместную рабочую группу. Нужно больше гибкости. Без концессии не обойтись ни в транспорте, ни в социальной сфере. Процедуры поиска инвесторов и заключения соглашений должны быть максимально прозрачными и доступными. Эта рабочая группа должна все эти шероховатости докрутить», - подчеркнул он.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru с использованием economy.gov.ru


23.07.2017