Панамскому каналу – 100 лет

15 августа исполняется 100 лет со дня открытия Панамского канала. Это одна из самых известных в мире концессий. Вековая история легендарного проекта, соединившего Атлантический и Тихий океаны и сократившего расстояние морского пути из Нью-Йорка до Сан-Франциско более, чем в два раза, является живым олицетворением важности механизма концессий для мировой инфраструктуры.

Панамский каналСтоимость строительства составила около 330 млн. долл. – огромную по тем временам сумму. До момента открытия канал успел четыре раза менялись участники сделки – в 1878, 1879 и 1894 годах – это были французские предприятия, а в 1902 году предприятие было продано правительству США.

Только в 1999 году канал перешел под юрисдикцию Панамы, а до этого 80 – километровое сооружение, в рамках заключенного соглашения, находилось под юрисдикцией США. Ежегодные платежи в пользу Панамского правительства варьировались от 250 тыс. долл. до 110 млн. долл

К знаменательной дате приурочили смену логотипа компании-оператора «Канал-де-Панама» («Canal De Panama»), выставку с представлением новой книги об инфраструктурном проекте «Ты – чудо» («La maravilla eres tú»), фильм «Истории о канале» «Canal stories» а также грандиозное празднование.

Конечно, к Панамскому каналу в разные моменты истории было разные отношение, проект переживал взлеты и крахи. Россия тоже имеет богатый опыт концессионных проектов в своей истории. Концессионные проекты возникают в нашей стране и сейчас.

В условиях волатильного и низкодоходного рынка все институциональные инвесторы заняты поиском стабильных проектов с гарантированной доходностью, уровень которой индексируется с учетом инфляции. Инфраструктурная отрасль может стать поставщиком таких проектов.

Действительно, инвестирование пенсионных средств в инфраструктурные проекты может принести инвесторам много пользы. Они могут рассчитывать на стабильные денежные поступления в течении длительного количества времени. К тому же, инфраструктурные проекты позволят диверсифицировать инвестиционные портфели и снизить восприимчивость к рискам.

Но, несмотря на преимущества государственно-частного партнерства, количество реализованных ГЧП проектов остается небольшим. Для этого есть несколько причин. Во-первых, несовершенство законодательной базы, которая делает крайне трудоемким процесс эффективной структуризации сделок и концессионных соглашений. Во-вторых, недостаточная поддержка государства, а зачастую принятие им решений, которые вовсе снижают ресурсный потенциал ГЧП проектов. В-третьих, несовершенство финансовых инструментов, с помощью которых институциональные инвесторы могли бы инвестировать в инфраструктурные проекты.

Таким образом, складывается ситуация, при которой рынок подталкивает государство и бизнес к сотрудничеству в рамках инфраструктурных проектов. Инфраструктура является ключом к предсказуемым и индексируемым с учетом инфляции поступлениям в рамках инвестиционных проектов, ведь в условиях нестабильной экономической ситуации институциональные инвесторы ищут новые стабильные возможности для долгосрочного инвестирования. Но «мост», который должен их соединять, эффективно регулируя взаимоотношения сторон, в России еще предстоит построить.

Соб. Инф.


23.06.2017