Ежеквартальный мониторинг

«ИНДИКАТОРЫ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ»

3 квартал 2016 года

Представляем вашему вниманию мониторинг событий в сфере концессий и долгосрочных инвестиций в инфраструктуру за 3 квартал 2016 года.

Ежеквартальный мониторинг представляет картину рынка концессионных облигаций в России, выполнение обязательств эмитентами-концессионерами перед инвесторами, а также индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру в форме определения ТОП-3 инфраструктурных инвесторов и советников концессионных проектов, которые рассчитываются на основе данных, представленных в базе данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru.

Мониторинг знакомит с планами и изменениями по концессионным конкурсам и наиболее важными мероприятиями в сфере инвестиций в инфраструктуру.

В ежеквартальном мониторинге «Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру» в качестве базы для углубленного исследования используется информация об инфраструктурных проектах двух категорий:

  • с объемом объявленных/предполагаемых инвестиций свыше 100 млн руб.;
  • с объемом объявленных/предполагаемых инвестиций свыше 1 млрд руб.

Ежеквартальный обзор подготовлен объединенной Аналитической службой информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) при поддержке экспертов Совета Национальной финансовой ассоциации по концессионным проектам.

При использовании материалов Мониторинга «Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру» ссылка на информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru обязательна.

Структура ежеквартального мониторинга «ИНДИКАТОРЫ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ»

  1. Эмитенты-концессионеры и концессионные облигации
    • 1.1. Сводная информация
    • 1.2. Регистрация выпусков концессионных облигаций
    • 1.3. Листинг выпусков концессионных облигаций
    • 1.4. Размещение выпусков концессионных облигаций
    • 1.5. Обслуживание выпусков облигаций: выплата купонов, откуп части облигационных выпусков
    • 1.6. Рейтинги эмитентов-концессионеров и выпусков облигаций
  1. Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру
    • 2.1. База данных ИНВЕСТИНФРА
    • 2.1.1. База данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП
    • 2.1.2. База данных ИНВЕСТИНФРА-СТО
    • 2.1.3. Лист наблюдения ИНВЕСТИНФРА
    • 2.2. Лидеры рынка инфраструктурных инвестиций в 3 квартале 2016 г.
  1. Концессионные конкурсы
    • 3.1. Сводная информация
    • 3.2. Объявление концессионных конкурсов
    • 3.3. Отмена концессионных конкурсов
    • 3.4. Завершение концессионных конкурсов
  1. Заключение концессионных соглашений
  2. Результаты рассмотрения жалоб и судебных разбирательств
  3. Экспертные исследования, материалы и мероприятия

 

1. ЭМИТЕНТЫ-КОНЦЕССИОНЕРЫ И КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

1.1. Сводная информация

В настоящее время в России концессионные облигации – это единственный финансовый инструмент, с помощью которого институциональные инвесторы, в частности, негосударственные пенсионные фонды, могут целевым образом финансировать инвестиции в инфраструктуру. Инвестиции в инфраструктуру через концессионные облигации способны генерировать привлекательную доходность в размере, превышающем доходность на рынке облигаций, они позволяют диверсифицировать инвестиционный портфель благодаря слабой корреляции с традиционными финансовыми инструментами.

С 2010 года, когда были выпущены первые концессионные облигации, по состоянию на конец 3 квартала 2016 года в России 9 эмитентов зарегистрировали 21 выпуск ценных бумаг. С их помощью профинансированы объекты, представляющие разные отрасли российской инфраструктуры: автодороги, аэропорты, системы переработки твердых коммунальных отходов, водоканалы, спортивные объекты.

К настоящему времени суммарный объем размещенных выпусков концессионных облигаций составляет свыше 78 млрд.руб. Однако выпущенные облигации не покрывают всех инвестиционных обязательств концессионеров, в связи с чем финансирование проектов разбивается на выпуски. В последнее время в этом сегменте рынка стали регистрироваться долгосрочные Программы облигаций. 2 эмитента-концессионера разместили 3 выпуска концессионных облигаций в рамках Программ облигаций общей стоимостью 37,5 мдрд. руб.

На фондовом рынке активно развивается инструмент биржевых облигаций. Выпуск биржевых облигаций не требует государственной регистрации в Банке России, эта функция возложена на биржу, которая осуществляет допуск биржевых облигаций к торгам путем их включения в Котировальный список. Биржевые облигации размещаются только путем открытой подписки. Весной 2016 года был размещен первый биржевой выпуск концессионных облигаций на сумму 1,85 млрд. руб.

1.2. Регистрация выпусков концессионных облигаций

В 3 квартале 2016 года Банк России зарегистрировал один выпуск облигаций эмитента-концессионера.

6 сентября 2016 года  Банк России   принял решение   о государственной регистрации выпуска неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя серии 03 ООО «Концессии водоснабжения» на сумму 1,9 млрд. руб., размещаемых в рамках программы облигаций путем открытой подписки. Размещение облигаций состоялось 6 октября 2016 года. Первый купон будет выплачен в октябре 2017 года по ставке 12% на общую сумму 228 млн. руб.

1.3. Листинг выпусков концессионных облигаций

В 3 квартале 2016 года листинг на ФБ ММВБ прошли два выпуска облигаций эмитентов-концессионеров.

3 августа 2016 года ЗАО «ФБ ММВБ» в соответствии с Правилами листинга включило облигации серии 01 ООО «Тверская концессионная компания» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам.

23 сентября 2016 года  ЗАО «ФБ ММВБ» в соответствии с Правилами листинга  включило  облигации классов А1 и Б компании ООО «Транспортная концессионная компания» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам.

1.4. Размещение выпусков концессионных облигаций

В 3 квартале 2016 года в портфели инвесторов были размещены 3 выпуска концессионных облигаций.

20 июля 2016 года ЗАО «Управление отходами-НН» разместило дополнительный выпуск облигаций серии 01 с государственным регистрационным номером 4-01-20453-P от 05 июля 2016 года на сумму 150 млн. руб.

23 августа 2016 года  «Тверская концессионная компания»  завершила размещение 850 тыс. облигаций серии 01 на сумму 8,5 млрд. руб. Организатором выпуска выступает «АЛОР ИНВЕСТ». Срок обращения выпуска - 49 лет (17 885 дней). Номинальная стоимость облигаций - 10 тыс. руб.

27 сентября 2016 года   «Транспортная концессионная компания» завершила размещение облигаций классов А1 и Б на сумму 1,241 млрд. руб. и 2,013 млрд. руб. соответственно для финансирования концессионного проекта по созданию трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Раннее, 23 сентября 2016 года, ЗАО «ФБ ММВБ» в соответствии с Правилами листинга включило облигации классов А1 и Б компании ООО «Транспортная концессионная компания» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам.

1.5. Обслуживание выпусков облигаций: выплата купонов, откуп части облигационных выпусков

В 3 квартале 2016 года 4 компании-концессионера осуществили выплаты купонов по облигациям.

8 августа 2016 года концессионер АО «Волга-Спорт» осуществил выплату 4 купонного дохода по облигациям серии 01 на сумму 182 млн. руб. Размер дохода, подлежавшего выплате по одной облигации, составил 185 руб. 81 коп.

31 августа 2016 года АО «Волга-Спорт» осуществило выплату 3 купона по документарным неконвертируемым процентным облигациям на предъявителя серии 02 в размере 376, 8 млн руб. Размер дохода, подлежавшего выплате по одной облигации, составит 198,34 руб.

1 сентября 2016 года  ЗАО «Управление отходами»  осуществило выплату первого  купона  по документарным неконвертируемым процентным облигациям на предъявителя серии 02 в размере 302,350 млн. руб. Размер дохода, подлежавшего выплате по одной облигации, составил 192,58 руб. по ставке 11%. 31 августа 2016 года ЗАО «Управление отходами» определило ставку второго купонного дохода по облигациям серии 02 в размере 16,9 %. Выплата будет осуществлена 2 сентября 2017 года.

22 августа 2016 года  ООО «Тверская концессионная компания» определила  процентные ставки купонов , подлежащих выплате за весь срок обращения облигаций. Всего будет выплачено 49 купонов на сумму 67 млрд. руб. Доход по 49 купону выплачивается одновременно с погашением номинальной стоимости облигаций в размере 8,5 млрд. руб.

30 сентября 2016 года ООО «Магистраль двух столиц» осуществило выплату купонных доходов по облигациям классов А1 и А2 на сумму 254,25 млн. руб. по ставке 13,45 % годовых и 183,7 млн. руб. по ставке 13,25 % годовых соответственно.

Для уменьшения долговой нагрузки на проект и планомерного погашения тела долга компании - концессионеры осуществляют откуп части облигационного выпуска, а также один выпуск был полностью погашен.

8 августа 2016 года АО «Волга-Спорт» приобрело облигации серии 01 в количестве 140 000 штук.

24 августа 2016 года ООО «Магистраль двух столиц» приобрело облигаций класса «Б» с обязательным централизованным хранением номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая, в количестве 11 250 000 штук, по соглашению с их владельцами в соответствии с публичной безотзывной офертой компании от 5 августа 2016 г.

25 августа 2016 года на основании приказа генерального директора ООО «Магистраль двух столиц» от 25 августа 2016 года №119 было принято решение о досрочном погашении облигаций класса «Б» в полном объеме.

31 августа 2016 года АО «Волга-Спорт» приобрело облигации серии 02 в количестве 190 000 штук.

1.6. Рейтинги эмитентов-концессионеров и выпусков облигаций

В 3 квартале 2016 года российские рейтинговые агентства подтвердили рейтинги концессионеров, облигационных выпусков, а также присвоили наивысший уровень надежности новым выпускам концессионных облигаций.  

5 июля 2016 года Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) подтвердило  рейтинг кредитоспособности компании   «Магистраль двух столиц»  на уровне А++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень кредитоспособности», прогноз по рейтингу - стабильный, что означает высокую вероятность сохранения рейтинга на текущем уровне в среднесрочной перспективе.

11 августа 2016 года   Рейтинговое агентство AK&M подтвердило облигационному займу ЗАО «Управление отходами» серии 02 кредитный рейтинг по национальной шкале «А+» со стабильным прогнозом.

23 сентября 2016 года Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило  рейтинг надежности облигационным займам компании «Транспортная концессионная компания» классов А1 (регистрационный номер 4-01-36523-R) и Б (регистрационный номер 4-02-36523-R) на уровне А++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности» на сумму 1,241 млрд. руб. и 2,013 млрд. руб. соответственно.

Список концессионных облигаций, а также общее количество выплаченных купонов приведены в Таблице 1.

Таблица 1

ЭМИТЕНТЫ-КОНЦЕССИОНЕРЫ И КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ
По состоянию на 1 октября 2016 года

* Облигационный выпуск включен в Ломбардный список Банка России
1 Биржевые облигации не требует государственной регистрации в Банке России, эта функция возложена на биржу, которая осуществляет допуск биржевых облигаций к торгам путем их включения в Список ценных бумаг
2 Номинальная стоимость облигации с индексируемым номиналом зависит от индекса потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации. Процентная ставка купонного дохода устанавливается постоянной для каждого отдельного выпуска облигаций.

2. ИНДИКАТОРЫ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ

Объединенная Аналитическая служба информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) совместно с экспертами Совета Национальной фондовой ассоциации по концессионным проектам продолжает расчет индикаторов рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру на основе информации, размещенной в Базе данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru.

2.1. БАЗА ДАННЫХ ИНВЕСТИНФРА

База данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru – информационно-аналитический проект о реальных инвестициях в создание и развитие инфраструктуры России на основе государственно-частного партнерства в форме концессий. База данных содержит информацию о проектах с объемом объявленных инвестиций свыше 100 млн. руб.

ИНВЕСТИНФРА включает в себя две категории проектов: ИНВЕСТИНФРА-ТОП и ИНВЕСТИНФРА-СТО, а также каталоги компаний и событий проектов.

2.1.1. База данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП

ИНВЕСТИНФРА-ТОП – уникальный продукт, в рамках которого компании-концессионеры, привлекающие долгосрочные инвестиции через механизм выпуска и размещения концессионных облигаций с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов (НПФов), а также иные участники реализации концессионных проектов приняли на себя добровольное обязательство по дополнительному раскрытию информации о концессионных проектах на протяжении всего срока реализации концессионных соглашений. Информация, предоставленная участниками ИНВЕСТИНФРА-ТОП, дополняется данными из публичных источников.

На 1 октября 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП www.db.investinfra.ru содержатся 15 проектов:

- 8 проектов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе,

7 – в области обращения с отходами,

1 – в сфере водоснабжения и водоотведения;

- 4 проекта в социальной сфере,

- 3 в транспортной сфере.

Концессионные соглашения по проектам ИНВЕСТИНФРА-ТОП заключены в 11 субъектах Российской Федерации: Архангельской, Волгоградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях, а также в Чувашской Республике и в городах Москва и Санкт-Петербург. Один проект – федерального уровня, реализуется в Московской области.

Общий объем заявленных инвестиций по всем проектам данной категории составляет 168,6 млрд. руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного соглашения – 58 млрд. руб., это модернизация централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Волгограда.

Максимальный период реализации концессионных соглашений из списка ИНФЕСТИНФРА-ТОП – 40 лет, это проекты строительства автомобильной дороги «Северный дублер Кутузовского проспекта», а также системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области.

1 сентября 2016 года вступили в силу отдельные положения Правил листинга Московской биржи, обязывающие эмитентов–концессионеров, облигации которых включаются в первый уровень листинга, ежеквартально раскрывать информацию в отношении концессионных соглашений и деятельности эмитентов по реализации концессионных соглашений.

Раскрытие информации эмитентами-концессионерами осуществляется путем опубликования на официальном сайте Национального расчетного депозитария (НРД) в разделах «Обслуживаемые ценные бумаги» и «Сообщения о концессионных проектах» посредством направления информации о концессионных соглашениях через организации, с которыми у НРД заключены соответствующие соглашения.

C 1 сентября 2016 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) предоставляет Национальному расчетному депозитарию на постоянной основе информацию о параметрах концессионных соглашений, деятельности эмитентов-концессионеров по их реализации и ценных бумагах, выпущенных в рамках исполнения таких соглашений, в соответствии с новыми требованиями листинга ФБ ММВБ. Данная информация размещается в ИНВЕСТИНФРА-ТОП.

2.1.2. База данных ИНВЕСТИНФРА-СТО

ИНВЕСТИНФРА-СТО содержит информацию о концессионных проектах, участниках и событиях, подготовленную аналитической службой НАКДИ на основе публичных источников – www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, информационных агентств, системы обязательного раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, иных систем обязательного раскрытия (а такие обязательства есть, например, у коммунальных тарифных организаций), государственной статистики, официальных сайтов компаний – участников проектов, СМИ.

По состоянию на 1 октября 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится 17 концессионных проектов:

- 8 в транспортной сфере,

- 4 в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе

3 проекта – в сфере водоснабжения и водоотведения

1 проект – в области обращения с отходами.

- 5 проектов в социальной сфере.

Проекты осуществляются в 12 субъектах Российской Федерации: Воронежской, Московской, Нижегородской, Самарской, Рязанской, Вологодской, Саратовской областях, Пермском крае, а также в Республиках Удмуртия и Коми, а также в городах Москве и Санкт-Петербурге.

Среди проектов данной категории реализуются 3 проекта федерального уровня.

Общий объем инвестиций по всем проектам ИНВЕСТИНФРА-СТО составляет 421,7 млрд. руб.

Максимальный объем инвестиций в рамках одного проекта – 120 млрд. руб., это строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Максимальный период реализации – 49 лет, сюда относятся проекты по строительству мостовых переходов через р. Кама и р. Буй в Удмуртской Республике, реконструкции Городской клинической больницы № 63 в г. Москве, а также проект по созданию Дворца водных видов спорта с аквапарком в г. Саратове.

2.1.3. Лист наблюдения ИНВЕСТИНФРА

По мере заключения концессионных соглашений с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб., проекты по их реализации включаются в Лист наблюдения ИНВЕСТИНФРА для оценки и принятия решения о включении/невключении в Базу данных для осуществления Мониторинга.

Список потенциальных проектов для включения в Базу данных ИНВЕСТИНФРА для целей мониторинга реализации проектов в Таблице 2.

Таблица 2

КОНЦЕССИОННЫЕ ПРОЕКТЫ: ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ ИНВЕСТИНФРА
3 квартал 2016 года

2.2 ЛИДЕРЫ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 3 КВАРТАЛЕ 2016 Г.

В тестовом режиме на первом этапе ежеквартально определяются лидеры рынка: ТОП-3 инфраструктурных инвесторов, а также ТОП-3 советников концессионных проектов на основе данных, представленных в базе данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru.

Состав лидеров рынка ТОП-3 инфраструктурных инвесторов, организаторов финансирования и финансовых советников концессионных проектов по итогам 3 квартала 2016 года по сравнению с результатами 1 и 2 кварталов 2016 года не изменился, однако в связи с появлением новых участников рынка за прошедший квартал, изменились итоговые значения критериев, которые используются для определения лидеров рынка.

Так, в частности, в ТОП-3 юридических советников концессионных проектов Адвокатское бюро «Линия права» поднялось на второе место за счет включения в Базу данных проекта по созданию и реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Линия права обеспечило правовое сопровождение данному проекту.

В ТОП-3 технических советников концессионных проектов третье место заняло ООО «Центр Правовой Поддержки», которое провело исследование возможности реализации проектов, в форме концессионных соглашений, по созданию и эксплуатации систем обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Челябинской, Саратовской и Мурманской областях. 

ЗАО «Институт «Стройпроект» поднялось на одну позицию и заняло второе место.

По итогам 3 квартала 2016 года рассчитаны и представлены:

  • ТОП-3 инфраструктурных инвесторов - в Таблице 3
  • ТОП-3 организаторов финансирования концессионных проектов - в Таблице 4
  • ТОП-3 финансовых советников концессионных проектов - в Таблице 5
  • ТОП-3 юридических советников концессионных проектов - в Таблице 6
  • ТОП-3 технических советников концессионных проектов - в Таблице 7

По результатам расчетов по Методике ИНВЕСТИНФРА-ТОП в число лидеров во 3 квартале 2016 года вошли:

ТОП-3 инфраструктурных инвесторов

  1. Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»,
  2. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»,
  3. ЗАО «Негосударственный пенсионный фонд «Наследие».

ТОП-3 организаторов финансирования концессионных проектов

  1. ЗАО «Лидер» (Компания по управлению активами пенсионного фонда)
  2. АО ВТБ Капитал
  3. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

ТОП-3 финансовых советников концессионных проектов

  1. АО ВТБ Капитал
  2. АО «Газпромбанк»
  3. ООО «Инвестиционное Бюро «ФИНИСТ»

ТОП-3 юридических советников концессионных проектов

  1. Филиал «Линклейтерз СНГ»
  2. Адвокатское бюро «Линия права»
  3. ООО «Лигал Кэпитал Инвестор Сервисез»

ТОП-3 технических советников концессионных проектов

  1. Mega Yapi Insaat ve Ticaret Ltd. Sti
  2. ЗАО «Институт «Стройпроект»
  3. ООО «Центр Правовой Поддержки»

Таблица 3

ТОП-3 ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТОРОВ
3 квартал 2016 года

Таблица 4

ТОП-3 ОРГАНИЗАТОРОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3 квартал 2016 года

 

Таблица 5

ТОП-3 ФИНАНСОВЫХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3 квартал 2016 года

 

Таблица 6

ТОП-3 ЮРИДИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3 квартал 2016 года

 

Таблица 7

ТОП-3 ТЕХНИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3 квартал 2016 года

3. КОНЦЕССИОННЫЕ КОНКУРСЫ

Информация по концессионным конкурсам подготовлена на основе публичных источников: www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, систем обязательного раскрытия информации, официальных сайтов органов власти, статистики, тарифного и антимонопольного регулирования, компаний – участников проектов, СМИ.

3.1. СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В 3 квартале 2016 года в России объявлено 643 концессионных конкурса, из которых 454 со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет, при этом 590 конкурсов, или 91% всех объявленных, - в сфере ЖКХ. В качестве частной инициативы поступило 202 предложения. Наибольшее количество конкурсов объявлено в Сибирском федеральном округе. Отменено 48 конкурсов, преимущественно в сфере ЖКХ, завершено 445 конкурсов.

Среди всех объявленных в рассматриваемом периоде конкурсов объявлено 23 конкурса с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб., что составляет 3,5% от общего количества. Все объявленные конкурсы с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. - сроком концессионного соглашения свыше 10 лет. Наибольшее их количество (18) объявлено в сфере ЖКХ. Среди объявленных конкурсов объемом свыше 100 млн. руб. - 7 частных инициатив, что составляет 3,4% от общего числа предложений инвесторов в рассматриваемом периоде. 8 объявленных конкурсов - регионального уровня, остальные конкурсы - муниципальные.  Наибольшее количество конкурсов этой категории объявлено в Южном федеральном округе. Один отмененный конкурс относится к сфере ЖКХ. 15 конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. завершено.

В 3 квартале 2016 года объявлено 5 конкурсов с объемом инвестиций более 1 млрд. руб., что составляет 0,7% от общего количества объявленных конкурсов в этом периоде. Четыре конкурса объявлено в сфере ЖКХ, один - в транспортной сфере. Среди конкурсов свыше 1 млрд. руб. - одна частная инициатива.

В 3 квартале 2016 года завершено 6 конкурсов с объемом инвестиций свыше 1 млрд. руб., по двум из них заключены концессионные соглашения.

Сводная информация о ситуации на российском рынке инфраструктурных инвестиций в 3 квартале 2016 года представлена в Таблице 8.

Таблица 8

* Данные подготовлены на основе перечня концессионных конкурсов, которые объявляются уполномоченными органами государственной власти либо потенциальными участниками конкурса в рамках частной финансовой инициативы
**Данные отражают решения инициатора конкурсов об отмене или аннулировании конкурсов
***Данные отражают информацию об изменениях статуса конкурса на «Завершен», «Состоявшийся» и/или опубликовании протокола о результатах конкурса
****В ряде случаев объем определяется на основании конкурсного предложения победителя конкурса

3.2. ПОДГОТОВКА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В 3 квартале 2016 года объявлено 23 концессионных конкурса с объемом инвестиций 100 мл, все конкурсы - сроком более 10 лет, при этом 18 конкурсов, или 78% всех объявленных, - в сфере ЖКХ. В качестве частной инициативы поступило 7 предложений от инвесторов в 6 регионах России.

Общий объем инвестиций в 3 квартале 2016 года по объявленным конкурсам составляет 15,3 млрд. руб.

Большая часть (35%) объявленных конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. - конкурсы длительностью от 10 до 15 лет, наименьшую долю (13%) составляют конкурсы длительностью от 16 до 20 лет. По 26% приходится на группы конкурсов длительностью от 21 до 29 лет и свыше 30 лет.

По продолжительности концессионных соглашений данные по объявленным конкурсам в 3 квартале 2016 года распределились следующим образом (Рис 1).

Рис.1. Распределение конкурсов по продолжительности, %

Распределение сфер, объемов инвестиций и количества частных инициатив по группам длительности конкурсов в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 10.

Таблица 10

Распределение сфер, объемов инвестиций и количества частных инициатив по группам длительности конкурсов в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 11.

Таблица 11

В 3 квартале 2016 года среди объявленных конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. преобладают конкурсы в сфере ЖКХ. При этом 44% всех коммунальных конкурсов составляют конкурсы в отношении объектов теплоснабжения, 16% - водоснабжения и водоотведения, в области обращения с отходами - 27%, электроснабжения - 11%.

По отраслям данные по объявленным конкурсам в 3 квартале 2016 года распределились следующим образом (Рис. 3).

Рис.3. Распределение конкурсов по отраслям, %

Количество объявленных в 3 квартале 2016 года конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. по каждой отрасли представлено в Таблице 12.

Таблица 12

В 3 квартале 2016 года было объявлено 8 конкурсов регионального уровня, которые представлены в Таблице 13.

Таблица 13

Во 3 квартале 2016 года концессионные конкурсы были объявлены в 7 федеральных округах Российской Федерации.

В 3 квартале 2016 года наибольшее количество конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. объявлено в Южном федеральном округе - 9 конкурсов, из которых - 3 в Республике Крым и 2 - в Краснодарском крае на строительство полигонов ТБО, 2 конкурса - на строительство спортивных центров в Ростовской области, а также конкурс на строительство системы безопасности дорожного движения в Астраханской области.

По федеральным округам данные по объявленным конкурсам в 3 квартале 2016 года распределились следующим образом (Рис. 4).

Рис.4. Распределение конкурсов по федеральным округам России, ед.

Распределение сфер, объемов инвестиций и количества частных инициатив по федеральным округам cреди объявленных конкурсов в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 14.

Таблица 14

В 3 квартале 2016 года концессионные конкурсы с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. были объявлены в 16 субъектах Российской Федерации. Лидерами по числу объявленных конкурсов в рассматриваемом периоде стали Республика Крым и Краснодарский край - по 3 объявленных конкурса.

По субъектам РФ данные по объявленным конкурсам в 3 квартале 2016 года распределились следующим образом (Рис. 5).

Рис.5. Распределение конкурсов по субъектам РФ, ед

Распределение сфер и объемов инвестиций по субъектам Российской Федерации в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 15.

Таблица 15

В 3 квартале 2016 года по инициативе частной стороны было объявлено 7 концессионных конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. в 6 регионах России.

Распределение сфер и объема инвестиций частных инициатив по субъектам РФ в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 16.

Таблица 16

Наибольшее количество частных инициатив объявлено в Ростовской области. Это два предложения инвестора о строительстве двух спортивных центров в г. Таганроге с объемом инвестиций по 100 млн. руб. и сроком концессионных соглашений по 30 лет. Частная инициатива с максимальным объемом инвестиций (3,7 млрд. руб.) в 3 квартале 2016 года - конкурс в отношении объектов теплоснабжения в Нижегородской области сроком концессионного соглашения 30 лет.

В 3 квартале 2016 года было объявлено 5 конкурсов с предполагаемым объемом инвестиций свыше 1 млрд. руб.

Информация по объявленным в 3 квартале 2016 года конкурсам с объемом инвестиций свыше 1 млрд. руб. представлена в Таблице 17.

Таблица 17

ОБЪЯВЛЕННЫЕ КОНЦЕСИОННЫЕ КОНКУРСЫ С ОБЪЕМОМ ИНВЕСТИЦИЙ СВЫШЕ 1 МЛРД.РУБ.
3 квартал 2016 года

3.3. ОТМЕНА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В 3 квартале 2016 года отменено 48 концессионных конкурсов, среди которых один концессионный конкурс с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб.

Так, отменен конкурс на создание и эксплуатацию объекта, необходимого для организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов для обслуживания Мостовского, Лабинского и Отрадненского районов Краснодарского края. Причиной его отмены стал отказ концедента о проведении конкурса. Соответствующий приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края опубликован 28 сентября 2016 года. Раннее, 26 сентября 2016 года, были опубликованы изменения в конкурсной документации, касающиеся переноса сроков проведения конкурса на более поздние даты. Согласно параметрам конкурса, объем необходимых инвестиций на создание объекта концессионного соглашения -  618,7 млн. руб., срок действия концессионного соглашения - 25 лет.

3.4. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В 3 квартале 2016 года в России завершено 445 концессионных конкурсов, среди которых 15 концессионных конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. (подведены итоги, определены победители).

Все завершенные конкурсы по статусу завершения подразделяются на четыре группы в контексте системы www.torgi.gov.ru: «завершен (предложение инвестора)», «состоявшийся», «несостоявшийся с единственным участником», а также «не состоявшийся в связи с отсутствием допущенных участников».

При завершении конкурсов, объявленных по инициативе частной стороны, в случае, если других заявок на участие в конкурсе не поступило, предполагается заключение концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса. При поступивших заявках победитель определяется на конкурсной основе.

Несостоявшиеся по решению концедента конкурсы в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе было представлено менее двух заявок, получили статус «несостоявшиеся с единственным участником». В соответствии с законодательством, конкурсной комиссией будет рассмотрена заявка или конкурсное предложение единственного участника и, в случае если предложение соответствует условиям конкурсной документации, с единственным участником может быть заключено концессионное соглашение.

При отсутствии заявок на участие в конкурсе или несоответствии поданных заявок требованиям конкурсной документации конкурс получает статус «несостоявшийся в связи с отсутствием допущенных участников» и считается завершенным без возможности заключения концессионного соглашения.

При завершении конкурсов, получивших статус «состоявшиеся», решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми будут заключены концессионные соглашения.

Распределение завершенных в 3 квартале 2016 года конкурсов с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. по группам статусов в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 18.

Таблица 18

ЗАВЕРШЁННЫЕ КОНКУРСЫ С ОБЪЕМОМ ИНВЕСТИЦИЙ СВЫШЕ 100 МЛН.РУБ.
3 квартал 2016 года

Распределение количества завершенных конкурсов и объемов инвестиций по сферам в 3 квартале 2016 года представлено в Таблице 19.

Таблица 19

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

В 3 квартале 2016 года в России заключено 1 концессионное соглашение с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. – до 1 млрд.руб. и 4 концессионных соглашения с объемом инвестиций свыше 1 млрд.руб. Общий объем инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, составляет свыше 112,9 млрд. руб.

13 июля 2016 года заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы водоснабжения и теплоснабжения города Моршанска Тамбовской области между администрацией г. Моршанска и ОАО «Тамбовская сетевая компания». Объем инвестиций по проекту предполагается в размере 229 млн. руб., срок концессионного соглашения - 10 лет.

22 июля 2016 года заключено соглашение между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и ООО «Экология-Новосибирск» на строительство двух мусоросортировочных комплексов, двух полигонов для захоронения ТКО и соответствующей инфраструктурой, используемой для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО в Новосибирском районе Новосибирской области. Концессионер обязан вложить в создание объектов концессионного соглашения  6,5 млрд. руб., срок концессионного соглашения - 40 лет.

19 сентября 2016 года Государственная компания «Автодор» и ООО «Автодорожная строительная корпорация» заключили концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 3». Объем инвестиций в создание участка дороги составит 75,6 млрд. руб.

В сентябре 2016 года Администрация Наро-Фоминского муниципального района подписала концессионное соглашение с ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве автомобильной дороги в г. Наро-Фоминске, которая соединяет автодорогу «Кубинка - Наро-Фоминск» и автодорогу «Наро-Фоминск - Новоникольское - Васильчиново». Планируемый объем инвестиций - 1,03 млрд. руб. Срок концессионного соглашения - 49 лет.

22 сентября 2016 года состоялось подписание концессионного соглашения между администрацией г. Волгограда, Муниципальным унитарным предприятием «Волгоградское коммунальное хозяйство» и ООО «Концессии теплоснабжения». Концессионер должен осуществить проектирование, строительство, реконструкцию, а затем эксплуатацию системы теплоснабжения города Волгограда, которая включает в себя 123 котельных, 748 км тепловых сетей, 200 км сетей горячего водоснабжения, 313 объектов теплового хозяйства. Срок действия концессионного соглашения - 30 лет. Объем планируемых инвестиций -29,6 млрд. руб.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ

В 3 квартале 2016 года Федеральная антимонопольная служба рассмотрела и приняла решение по 8 жалобам на действия организаторов конкурса при проведении конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений. Было рассмотрено 5 жалоб в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, 2 жалобы в сфере обращения с ТКО и 1 жалоба в транспортной сфере.

Из 8 рассмотренных жалоб, 4 жалобы были поданы на действия организаторов конкурса в части условий конкурсной документации и 4 жалобы - на проведение конкурсных процедур. Из 8 жалоб 2 были признаны необоснованными, 5 - обоснованными и 1 - частично обоснованной. 1 из жалоб была рассмотрена ФАС России, остальные – региональными управлениями ФАС.

4 жалобы были поданы на действия организаторов конкурса в части условий конкурсной документации, которые по мнению заявителей, не соответствуют Федеральному закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

9 сентября 2016 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области вынесла решение по делу в отношении жалобы ООО «Водоресурс» на действия организатора конкурса – Муниципального образования «Кулойское» - при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Кулойское» Вельского района Архангельской области.

В жалобе ООО «Водоресурс» указал, что к участникам конкурса было предъявлено необоснованное требование предоставления лицензии в конкурсную комиссию, что ограничивает право компаний участвовать в конкурсе.

Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, заключившая концессионное соглашение, объектами которого являются системы или объекты централизованного водоснабжения, обязана получить лицензии в течение трех месяцев со дня заключения соглашения. В связи с этим установление конкурсной документацией требования о наличии у заявителя лицензии не соответствует законодательству.

Комиссия УФАС приняла решение признать жалобу ООО «Водоресурс» обоснованной, а организатора конкурса - администрацию МО «Кулойское» - нарушившим требования Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ, а также выдать МО «Кулойское» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведении торгов.

16 сентября 2016 года опубликовано решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТехСтрой» на действия организатора торгов - министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении конкурсов на право заключения концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов для обслуживания территории логистических зон (кластеров) № 1, 4, 6.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Управления ФАС по Республике Крым и г. Севастополю решила признать частично обоснованным довод жалобы ООО «ТехСтрой» по существу, на основании выявленных нарушений выдать предписание на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

21 сентября 2016 года по итогам рассмотрения жалобы ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» на действия организатора торгов - Комитета по управлению имуществом города Саратова при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов»,  Федеральная антимонопольная служба России приняла решение признать жалобу ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» обоснованной и выдала предписание, которое предусматривает отмену протоколов проведения конкурсных процедур, а также внесение изменений в конкурсную документацию, касающихся требований о составе описания основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей, приведение конкурсной документации с соответствие постановлением администрации  г. Саратова и продление срока представления конкурсных предложений.

22 сентября 2016 года Челябинское УФАС России по результатам рассмотрения жалобы Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области «Чистая среда» на неправомерные действия Министерства экологии Челябинской области при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера, приняла решение признать жалобу обоснованной и выдать предписание организатору конкурса об аннулировании конкурса.

Также 4 жалобы были поданы на действия организаторов конкурса в части проведения конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений.

26 июля 2016 года УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре вынесло признало жалобу ОАО «ЮКЭК-Нягань» от 19.07.2016 №1211-ж на действия администрации с.п. Сергино при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения Сергино, необоснованной.

Обращение ОАО «ЮКЭК-Нягань» в антимонопольный орган обусловлено тем, что на официальном сайте www.torgi.gov.ru не размещена конкурсная документация, отсутствует перечень документов, предусмотренный статьей 23 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Кроме того, заявитель в своей жалобе указывает, что администрация должна была направить в адрес общества приглашение на участие в таком конкурсе.

Однако в виду того, что открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения Сергино, не проводился, но по инициативе частного инвестора начался прием заявок о готовности к участию в конкурсе. В данном случае, согласно законодательству, на сайте www.torgi.gov.ru размещается предложение инвестора. В случае если появились иные желающие заключить соглашение на указанных в предложении инвестора условиях, объявляется открытый конкурс, который проводится в соответствии с общими нормами законодательства.

27 июля 2016 года УФАС по Пермскому краю, рассмотрев жалобу ООО «Сервисный центр «Контакт» на действия Конкурсной комиссии администрации Острожского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о передаче в концессию объектов теплоснабжения, приняло решение признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений, отмены протокола рассмотрения и оценки конкурсных предложений от 05.07.2016 года и проведения повторной процедуры рассмотрения и оценки конкурсных предложений в строгом соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

2 августа 2016 года Комиссия Управления ФАС по Рязанской области, рассмотрев жалобу ООО «Касимовские коммунальные системы», пришла к выводу о том, что конкурсные предложения ООО «Русские Витязи» и ООО «Дионис» не соответствуют требованиям конкурсной документации, и компании не должны быть допущены конкурсной комиссией к участию в конкурсе.

В результате Комиссия Рязанского УФАС России признала жалобу ООО «Касимовские коммунальные системы» обоснованной. Было выдано предписание № 420-07-2/2016 конкурсной комиссии – Управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования города Касимов об устранении допущенных нарушений.

27 сентября 2016 года Комиссия ФАС России, рассмотрев жалобу ООО «НПП «МВС» на действия организатора торгов – министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, создание и эксплуатацию элемента обустройства автомобильных дорог – автоматизированной системы видеоконтроля дорожной ситуации, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств на территории Астраханской области, признала ее необоснованной.

Однако в ходе рассмотрения жалобы были обнаружены нарушения законодательства организатором конкурса, в виду этого Комиссия ФАС России выдала предписание об отмене протоколов, а также внесении изменений в конкурсную документацию.

В 3 квартале 2016 года арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассмотрели 6 дел в отношении проведения концессионных конкурсов и реализации концессионных соглашений (Таблица 20).

В частности, было рассмотрено 2 дела о признании концессионного соглашения недействительным и 3 дела о расторжении концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 3 дела рассмотрено в Иркутской области.

Таблица 20

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ
3 квартал 2016 года

6. ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕРОПРИЯТИЯ

В 3 квартале 2016 года в сфере пенсионных и институциональных инвестиций в инфраструктуру в России и за рубежом опубликованы результаты исследований, рейтингов и отчетов.

19 июля 2016 года управляющая компания Natixis Global Asset Management разместила результаты исследования глобального пенсионного индекса - Global Retirement Index, согласно которому страны заняли следующие места в рейтинге: 1-Норвегия, 2-Швейцария, 3-Исландия, 4-Новая Зеландия, 5-Швеция, 6-Австралия, 7-Германия, 8-Нидерланды, 9-Австрия, 10-Канада, 11-Финляндия, 12-Дания, 13-Люксембург, 14-США, 15-Бельгия, 16-Ирландия, 17-Великобритания, 18-Чешская Республика, 19-Израиль, 20-Франция. Индекс учитывает четыре ключевых фактора: размер пенсий, уровень здравоохранения, уровень благополучия и качество жизни.

20 июля 2016 года опубликованы результаты пятого рейтинга мировых фондовых бирж по критерию раскрытия информации в области устойчивого развития, подготовленного медиа компанией Corporate Knights и группой страховых компаний и пенсионных фондов Aviva. В тройку лидеров вошли: Амстердамская (Euronext Amsterdam), Парижская (Euronext Paris) и Австралийская (Australian Securities Exchange) биржи.

29 августа 2016 года Банк России опубликовал отчет об итогах работы негосударственных фондов за первое полугодие 2016 года. Объем пенсионных резервов и накоплений в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) достиг 3,1 трлн. руб., что составляет порядка 3,7% от ВВП. Объем пенсионных накоплений составил 2,02 трлн. руб., что на 1,6% выше значения на конец первого квартала 2016 года. Рост пенсионных накоплений был обеспечен инвестиционным доходом. Пенсионные резервы достигли 1,04 трлн. руб. (+2% за аналогичный период). Объем пенсионных выплат, включающих единовременные выплаты, срочные выплаты и накопительную часть трудовой пенсии, увеличился за второй квартал на 106,6%, до 2,4 млрд. руб. Рост был обеспечен увеличением числа застрахованных лиц, получающих пенсию, на 21,5%, до 228,8 тыс. человек, в связи с достижением ими пенсионного возраста.

Среди 20 крупнейших негосударственных пенсионных фондов по числу застрахованных лиц наибольшую доходность инвестирования средств пенсионных накоплений показали НПФ «Промагрофонд» (14,31 %), НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» (12,83 %), «Национальный НПФ» (12,6 %), КИТФинанс НПФ (12,5 %) и НПФ «Наследие» (12,33 %). Отрицательную доходность показал НПФ «БУДУЩЕЕ» - (-0,06 %).

14 сентября 2016 год Национальное рейтинговое агентство опубликовало исследование о развитии транспортной инфраструктуры в России в 2015 году, согласно которому рынок инфраструктуры следовал динамике предыдущих периодов и сократился, по оценкам отраслевых участников, на 4,7% (594,5 млрд. руб.), тогда как на зарубежных рынках инвестиций в инфраструктуру регуляторы продолжают создавать условия для реализации проектов.

20 сентября 2016 года международное рейтинговое агентство Fitch опубликовало результаты исследования инфраструктуры США, согласно которому инвестиции в инфраструктуру и количество инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) имеют тенденцию к росту, тем не менее сектор все еще требует поддержки на федеральном уровне. Так, 83% респондентов уверены, что общественность должна понимать, на что уходят деньги. 40% опрошенных усмотрели за инфраструктурными проектами ГЧП стремительный рост последующие три года.

21 сентября 2016 года Ассоциация ответственного инвестирования PRI опубликовала доклад - «Устойчивая финансовая система: 9 приоритетов» (Sustainable financial system: nine priority conditions to address). Аналитики PRI определили более 30 основных препятствий развитию устойчивой финансовой системы, затрагивающих деятельность всех участников инвестиционных отношений, среди которых - государство, собственников активов, инвестиционные посредники и др.

22 сентября 2016 года аналитическая компания Bluefield Research подготовила исследовательский доклад - «Европейские операторы ЖКХ в 2016-2025». В отчете сообщается о готовности операторов жилищно-коммунального хозяйства инвестировать  526 млрд. долл. в развитие инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей. В частности, 61% из этих средств пойдут на очистные сооружения, 39% - на водопровод. Ремонт ветхого фонда - 6,7 млн. км. водопроводных сетей - займет 256 млрд. долл.

23 сентября 2016 года голландский регулятор - центральный банк Нидерландов (DNB) - разместил результаты исследования, в котором говорится, что пенсионные фонды намерены развиваться сегодня в соответствии с трендом устойчивого развития, согласно которому эксплуатация природных ресурсов, инвестиции, научно-техническое развитие, а также институциональные изменения согласованы друг с другом и приводят к общему повышению качества жизни людей. Так, порядка 90% опрошенных DNB фондов учтут в своей работе «зеленый тренд», а также ответственное инвестирование.

23 сентября 2016 года российская консультационная компания Пенсионные и Актуарные Консультации опубликовала аналитический материал «Пенсионные накопления России. Обзор итогов 2015 и начала 2016 гг.», согласно которому в прошлом году число участников накопительной пенсионной системы достигло почти 81 млн. человек, из них 31 млн. (свыше половины лиц 1967 г. р. и моложе) доверили свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам. Продолжилась тенденция консолидации на рынке ОПС: с каждым годом все большую роль на нем играют крупнейшие пенсионные группы.

29 сентября 2016 года Европейская комиссия (EC) и Европейский инвестиционный банк (EIB) презентовали исследование, подготовленное Экспертным центром по изучению государственно-частного партнерства (EPEC) и статистической службой ЕС (Eurostat), в котором государственно-частное партнерство (ГЧП) обозначено как одно из приоритетных направлений развития ранка инвестиций в ЕС. Так, в области ГЧП за последние два года в Великобритании было заключено 124 соглашения на общую сумму 23 млрд. евро, во Франции – 75 проектов, стоимостью более 18 млрд. евро.

30 сентября 2016 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Центр развития ГЧП опубликовали подготовленное к Международному инвестиционному форуму «Сочи-2106» исследование - «Лучшие практики реализации проектов ГЧП в социальной сфере». В котором рассказывается, что на сегодняшний день в России на различных стадиях реализации находится 212 проектов ГЧП в социальной сфере, из которых 172 проекта прошли стадию коммерческого закрытия. В странах с развитой экономической системой отношение частных инвестиций в социальную инфраструктуру на принципах ГЧП к номинальному ВВП колеблется в районе 3-4%. В России общий объем частных инвестиций в проекты ГЧП в социальной сфере составляет немногим более 100 млрд. рублей. Таким образом, с учетом ВВП России на уровне 120 трлн. рублей потенциал для привлечения инвестиций в инфраструктуру социальной сферы реализован менее, чем на 0,1%.

30 сентября 2016 года Всемирный экономический форум опубликовал доклад - «Глобальный индекс конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index) на 2016-2017 годы. По результатам оценки среди 12-ти групп индикаторов - Россия заняла 43 место. По качеству инфраструктуры РФ находится на 35 месте. Тем не менее, по ряду отдельных индикаторы существенно отличаются. Если по числу километров на авиапассажира и абонентов мобильной связи на 100 чел. наша страна находится на 13 месте, то по качеству дорог Россия занимает только на 123 место из 138 стран.

Инфраструктурные индикаторы рейтинга представлены в Таблице 21.

Таблица 21

В сентябре 2016 года Timetric разместил доклад, посвященный анализу инфраструктуры Мексики, согласно которому расходы на развитие инфраструктуры существенно подросли за последние 10 лет. Так, объем рынка инфраструктурного строительства в 2015 года достиг 51,9 млрд. долл. К 2020 году ожидается его увеличение на 30%. Рост расходов обусловлен дальнейшей реализацией следующих проектов: международный аэропорт Мехико, расширение порта в городе Веракруз, скоростное шоссе Мехико-Толука и Восточная АЭС. Сегодня на различных стадиях реализации находятся 173 крупных инфраструктурных проектов общей стоимостью 4,8 млрд. долл., среди которых на первом месте находится строительство электростанций, на втором месте - строительство аэропортов.

30 сентября 2016 года Всемирный банк (WB) опубликовал исследование - Benchmarking PPP Procurement 2017 - в котором приведен сравнительный анализ сектора государственно-частного партнерства (ГЧП) в 82-х государствах, включая Россию, Германию, США, Китай и Австралию. Документ является уникальным в своем роде, так как в нем приведены результаты оценки нормативно-правой базы, а также наглядные сравнительные диаграммы развития сектора ГЧП в 82 странах. Согласно исследованию, не все страны раскрывают информацию по сделкам. Так, 93% стран уведомляют общественность по проведении тендеров в сфере ГЧП, 74% - публикуют результаты торгов и только 23% - афишируют тексты контрактов. 71% исследуемых стран имеет специальное законодательство в области ГЧП, остальные же руководствуются общими законами в области торговли. Также в исследовании были проанализированы возможности государства на различных этапах реализации проектов ГЧП.  

В 3 квартале 2016 года в России и за рубежом в фокусе различных мероприятий - проблематика рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.

Мероприятия, прошедшие в 3 квартале 2016 года в России и за рубежом с обсуждением проблематики рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, представлены в Таблице 22.

В 4 квартале 2016 года также пройдет ряд мероприятий, темами обсуждения, которые являются государственно-частное партнерство (ГЧП), концессии, ЖКХ, инвестиции в инфраструктуру и недвижимость, современные инвестиционные стратегии, альтернативное инвестирование, рынок облигаций, инфраструктура и устойчивое развитие, «климатические» инвестиционные риски, выгодное размещение и управление крупным частным капиталом, инвестирование в условиях устойчивого развития.

Мероприятия, проведение которых планируется за рубежом в 4 квартале 2016 года с обсуждением проблематики рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, представлены в Таблице 23.

Мероприятия, проведение которых планируется в России в 4 квартале 2016 года с обсуждением проблематики рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, представлены в Таблице 24.

Таблица 22

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОШЕДШИЕ В  РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ С ОБСУЖДЕНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ
3 квартал 2016 года

Таблица 23

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ПЛАНИРУЕТСЯ ЗА РУБЕЖОМ С ОБСУЖДЕНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ
3 квартал 2016 года

Таблица 24

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ КОТОРЫХ ПЛАНИРУЕТСЯ В РОССИИ С ОБСУЖДЕНИЕМ ПРОБЛЕМАТИКИ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ
3 квартал 2016 года


В работе над материалами Мониторинга «Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, 3 квартал 2016 года» принимали участие Светлана Бик, Мария Головко, Юлия Базанова, Юлия Ткачева, Арина Сизова, Максим Мольдерф, Вячеслав Волков


26.06.2017