КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Ежемесячный мониторинг событий

№ 9, сентябрь 2016 года

Представляем вашему вниманию мониторинг событий в сфере концессий и инфраструктурных инвестиций за сентябрь 2016 года.

Ежемесячный обзор представляет картину изменений на российском рынке инфраструктурных инвестиций за последний месяц, а также знакомит с наиболее важными событиями и тенденциями международного рынка.

В ежемесячном мониторинге «Концессии и инфраструктурные инвестиции» содержится обобщающий анализ данных по всем этапам конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений, которые были раскрыты на официальном портале www.torgi.gov.ru.

Наряду с этим в мониторинге «Концессии и инфраструктурные инвестиции» осуществляется более углубленный анализ данных и информации по конкурсным процедурам, а также последующему заключению и ходу реализации концессионных соглашений в отношении концессий с объявленным/предполагаемым объемом инвестиций свыше 100 млн.руб. Среди источников информации по концессиям данной категории www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, системы обязательного раскрытия информации, официальные сайты органов власти, статистики, тарифного и антимонопольного регулирования, компаний – участников проектов, СМИ.

Ежемесячный мониторинг подготовлен объединенной Аналитической службой информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ).

Подписка на рассылки ИНВЕСТИНФРА здесь.

СТРУКТУРА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО МОНИТОРИНГА «КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

№ 9, сентябрь 2016 года

I Раздел. Концессионные конкурсы

      • 1.1. Сводная информация
      • 1.2. Подготовка концессионных конкурсов
      • 1.3. Объявление концессионных конкурсов
      • 1.4. Отмена концессионных конкурсов
      • 1.5. Завершение концессионных конкурсов

II раздел.
Концессионные конкурсы с объемом объявленных/предполагаемых инвестиций свыше 100 млн руб.

      • 2.1. Сводная информация
      • 2.2. Подготовка концессионных конкурсов
      • 2.3. Объявление концессионных конкурсов
      • 2.4. Изменения в ходе проведения концессионных конкурсов
      • 2.5. Отмена концессионных конкурсов
      • 2.6. Завершение концессионных конкурсов

III раздел.
Концессионные проекты с объемом объявленных/предполагаемых инвестиций свыше 100 млн руб.

      • 3.1. Заключение концессионных соглашений
      • 3.2. Мониторинг реализации концессионных проектов
      • 3.2.1. События концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-ТОП
      • 3.2.2. События концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-СТО
      • 3.3. События рынка концессионных облигаций
      • 3.4. Результаты судебных разбирательств и рассмотрения жалоб

IV раздел. Институциональная среда

    • 4.1. Организационно-правовые вопросы развития ГЧП и инфраструктурных инвестиций
    • 4.2. События пенсионного рынка
    • 4.3. Экспертные мероприятия и материалы

V раздел. Концессии и инфраструктурные инвестиции за рубежом

VI раздел. Новости и проекты НАКДИ

I РАЗДЕЛ. КОНЦЕССИОННЫЕ КОНКУРСЫ

В данном разделе представлена аналитическая информация по концессионным конкурсам, подготовленная на основе данных официального портала www.torgi.gov.ru.

1.1. СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В сентябре 2016 года в 12 субъектах Российской Федерации были утверждены перечни 227 объектов, в отношении которых будут заключены концессионные соглашения.

Было объявлено 153 концессионных конкурса, преимущественно в сфере ЖКХ, при этом 107 конкурсов со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов - 48 частных инициатив.

Максимальный объем инвестиций в рамках одного конкурса - 3,7 млрд. руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов - 49 лет. Общий объем объявленных инвестиций в рассматриваемом периоде конкурсов - 5,7 млрд. руб., который не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 79 из 153 объявленных в сентябре 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций. В ряде случаев объем инвестиций определяется по результатам конкурсов.

Наибольшее количество конкурсов (13) объявлено в Красноярском крае.

Сводная информация о ситуации на российском рынке инфраструктурных инвестиций в августе 2016 г. представлена в Таблице 1.

Таблица 1

*Данные подготовлены на основе утвержденных муниципальными, региональными или федеральными органами власти перечней объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений

**Данные подготовлены на основе перечня концессионных конкурсов, которые объявляются уполномоченными органами государственной власти либо потенциальными участниками конкурса в рамках частной финансовой инициативы

***Данные отражают решения инициатора конкурсов об отмене или аннулировании конкурсов

****анные отражают информацию об изменениях статуса конкурса на «Завершен», «Состоявшийся» и/или опубликовании протокола о результатах конкурса

1Не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 79 из 153 объявленных в сентябре 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций

2Не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 84 из 173 завершенных в сентябре 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций

1.2. ПОДГОТОВКА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в 33 муниципальных образованиях 12 субъектов РФ утверждены перечни 227 объектов муниципального уровня, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Все потенциальные объекты концессионных соглашений относятся к сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения.

По количеству потенциальных объектов концессий в субъектах РФ в сентябре 2016 года данные распределились следующим образом.

Рис.1. Распределение субъектов РФ по количеству потенциальных объектов концессий, ед.

1.3. ОБЪЯВЛЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в 47 субъектах Российской Федерации объявлено 153 концессионных конкурса, из них 107 конкурсов - сроком свыше 5 лет, при этом 149 конкурсов, или 97% всех объявленных, - в сфере ЖКХ. В качестве частной инициативы поступило 48 предложений от инвесторов в 23 субъектах РФ.

Большая часть (36%) объявленных конкурсов - конкурсы длительностью от 6 до 10 лет, наименьшую долю (5%) составляют конкурсы длительностью до 3 лет. Группы конкурсов длительностью от 11 до 19 лет и свыше 20 лет составляют 14% и 20% соответственно, четвертая часть общего количества (25%) - конкурсы сроком от 3 до 5 лет.

По продолжительности концессионных соглашений данные объявленные конкурсы в сентябре 2016 года распределились следующим образом (рис 2).

Рис. 2. Распределение конкурсов по продолжительности, %

Конкурсы с продолжительностью концессионных соглашений 20 лет и более и с объемом инвестиций 100 млн. руб., объявленные в сентябре 2016 года, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

* Объем инвестиций определяется по итогам конкурса

По отраслям количество объявленных конкурсов в сентябре 2016 года распределились следующим образом (Рис. 3)

Рис. 3 Количество объявленных конкурсов по отраслям, %

Количество объявленных в августе 2016 года конкурсов по каждой отрасли/подотрасли представлено в Таблице 3.

Таблица 3

Среди конкурсов, объявленных в сентябре 2016 года - один конкурс регионального уровня. Это конкурс на строительство и эксплуатацию полигонов ТБО на территории Тимашевского, Брюховецкого, Калининского, Приморско-Ахтарского районов Краснодарского края с объемом инвестиций 718 млн. руб. и сроком концессионного соглашения 25 лет.

По федеральным округам данные по объявленным конкурсам в сентябре 2016 года распределились следующим образом (Рис. 4).

Рис.4.Распределение конкурсов по федеральным округам России, ед.

В сентябре 2016 года лидерами по количеству объявленных конкурсов по-прежнему являются Сибирский, Приволжский и Центральный федеральные округа, их доли в общей структуре данного распределения составили 39%, 36% и 28% соответственно.

По субъектам РФ данные по объявленным конкурсам в сентябре 2016 года распределились следующим образом (Рис. 5).

Рис. 5. Распределение конкурсов по субъектам РФ, ед

В сентябре 2016 года концессионные конкурсы объявлены в 47 регионах Российской Федерации. Лидером по числу объявленных конкурсов в рассматриваемом периоде стал Красноярский край (13 конкурсов, объявленных в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, среди которых пять частных инициатив).

Всего по инициативе частной стороны в сентябре 2016 года было объявлено 48 концессионных конкурсов в 23 субъектах РФ. Количество частных инициатив в каждом регионе представлено на Рис. 6.

Рис. 6. Распределение частных инициатив по субъектам РФ, ед.

Большинство концессионных конкурсов по инициативе частной стороны в сентябре 2016 года были объявлены в сфере ЖКХ. Одна частная инициатива - в социальной сфере. Это конкурс на строительство медицинского центра в г. Череповце Вологодской области.

1.4. ОТМЕНА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в России было отменено 22 концессионных конкурса в 13 субъектах РФ. Все отмененные в сентябре 2016 года конкурсы относятся к сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также обращению с отходами.

1.5. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в России завершено 173 концессионных конкурса (подведены итоги, определены победители), преимущественно в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения. 2 конкурса завершены в социальной сфере, 2 - в транспорте.

В рассматриваемом периоде завершено 42 конкурса, объявленных по инициативе частной стороны. При завершении конкурсов этой категории, если других заявок на участие в конкурсе не поступило, предполагается заключение концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса. При поступлении заявок от других лиц победитель определяется на конкурсной основе.

В сентябре 2016 года 65 завершенных конкурсов «не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников». В этих случаях при отсутствии заявок или несоответствии поданных заявок требованиям конкурсной документации конкурс считается завершенным без возможности заключения концессионного соглашения.

По итогам 7 завершенных конкурсов решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми будут заключены концессионные соглашения.

Общий объем завершенных конкурсов – 103,8 млрд. руб., при этом в 83 из 173 завершенных конкурсов в сентябре 2016 года объем инвестиций не определен.

II РАЗДЕЛ. КОНЦЕССИОННЫЕ КОНКУРСЫ C ОБЪЕМОМ ОБЪЯВЛЕННЫХ/ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СВЫШЕ 100 МЛН РУБ.

В данном разделе Мониторинга осуществляется более углубленный анализ данных и информации по конкурсным процедурам, а также последующему заключению и ходу реализации концессионных соглашений в отношении концессий с объявленным/предполагаемым объемом инвестиций свыше 100 млн.руб. Среди источников информации по концессиям данной категории www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, системы обязательного раскрытия информации, официальные сайты органов власти, статистики, тарифного и антимонопольного регулирования, компаний – участников проектов, СМИ.

2.1. СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В сентябре 2016 года было объявлено 5 концессионных конкурсов, преимущественно в сфере ЖКХ. Среди объявленных конкурсов - 2 частные инициативы.

Максимальный объем инвестиций в рамках одного конкурса - 3,7 млрд. руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов - 35 лет. Общий объем объявленных инвестиций в рассматриваемом периоде конкурсов - 5,017 млрд. руб.

Сводная информация о ситуации на российском рынке инфраструктурных инвестиций в сентябре 2016 г. представлена в Таблице 4.

Таблица 4

*Данные подготовлены на основе перечня концессионных конкурсов, которые объявляются уполномоченными органами государственной власти либо потенциальными участниками конкурса в рамках частной финансовой инициативы

**Данные отражают информацию об изменениях в конкурсной документации, регистрации заявок участников, опубликовании протоколов и др.

***Данные отражают решения инициатора конкурсов об отмене или аннулировании конкурсов

****Данные отражают информацию об изменениях статуса конкурса на «Завершен», «Состоявшийся» и/или опубликовании протокола о результатах конкурса

2.2. ОБЪЯВЛЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в 5 субъектах Российской Федерации объявлено 5 концессионных конкурса, из них 4 конкурса в сфере ЖКХ. В качестве частной инициативы поступило 2 предложения от инвесторов в 2 субъектах РФ..

Среди конкурсов, объявленных в сентябре 2016 года - один конкурс регионального уровня. Это конкурс на строительство и эксплуатацию полигонов ТБО на территории Тимашевского, Брюховецкого, Калининского, Приморско-Ахтарского районов Краснодарского края с объемом инвестиций 718 млн. руб. и сроком концессионного соглашения 25 лет. Остальные – муниципального.

Объявленные в сентябре 2016 года конкурсы представлены в Таблице 5.

Таблица 5

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

1 сентября 2016 года Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края объявило открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объекта, необходимого для организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов для обслуживания четырех районов Краснодарского края.

6 сентября 2016 года начался прием заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию централизованной системы холодного водоснабжения г. Тобольска Тюменской области на условиях, определенных в предложении частного инвестора. Заявки принимаются до 22 октября 2016 года.

22 сентября 2016 года начинается примем заявок о готовности к участию в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения по созданию, реконструкции (модернизации) объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения города Арзамаса Нижегородской области. Заявки принимаются до 7 ноября 2016 года.

23 сентября 2016 года начинается прием заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Ханты-Мансийский район Ханты-Мансийского автономного округа.

27 сентября 2016 года начался прием заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объектов электроэнергетики, работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии онкодиспансера г. Самары.

2.3. ИЗМЕНЕНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в рамках проведения конкурсов произошли следующие изменения.

19 сентября 2016 года Министерством экологии Челябинской области были внесены изменения в условия конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера.

26 сентября 2016 года опубликован протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения г. Каспийска Республики Дагестан. На процедуру вскрытия была представлена одна заявка от ООО «Каспий Водоканал». Согласно конкурсной документации, объем необходимых инвестиций составляет 145,5 млн. руб., срок концессионного соглашения - 10 лет, проведение итогов конкурса запланировано на 7 октября 2016 года.

27 сентября 2016 года внесены изменения в конкурсную документацию конкурса на право заключения концессионного соглашения на создание и эксплуатацию единого технологического комплекса элементов обустройства автомобильных дорог для обеспечения функционирования платных парковок г. Владивостока.

28 сентября 2016 года внесены изменения в конкурсную документацию по конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов, необходимых для организации теплоснабжения в г. Миассе Челябинской области.

2.4. ОТМЕНА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в России был отменен конкурс на создание и эксплуатацию объекта, необходимого для организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов для обслуживания Мостовского, Лабинского и Отрадненского районов Краснодарского края. Причиной его отмены стал отказ концедента от проведения конкурса. Соответствующий приказ Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края опубликован 28 сентября 2016 года. Раннее, 26 сентября 2016 года, были опубликованы изменения в конкурсной документации, касающиеся переноса сроков проведения конкурса на более поздние даты. Согласно параметрам конкурса, объем необходимых инвестиций на создание объекта концессионного соглашения - 618,7 млн. руб., срок действия концессионного соглашения - 25 лет.

2.5. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В сентябре 2016 года в России завершено 4 конкурса, по итогам конкурсных процедур которых определены компании, с которыми могут быть заключены концессионные соглашения: ООО «Фагот», ООО «Региональная концессионная компания», ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», ООО «Пермская концессионная компания».

Общий объем завершенных конкурсов составил 102,6 млрд. руб.

2 конкурса признаны «несостоявшимися с единственным участником». Конкурсные предложения ООО «Фагот», ООО «Региональная концессионная компания» признаны соответствующими условиям конкурсной документации. С единственным участником может быть заключено концессионное соглашение.

7 сентября 2016 года по конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области, комиссия признала единственное конкурсное предложение, поступившее от ООО «Фагот», соответствующим конкурсной документации, конкурс признан несостоявшимся с единственным участником. Объем инвестиций по проекту составит 228 млн. руб.

8 сентября 2016 года опубликованы итоги конкурса на право заключения концессионного соглашения о строительстве автомобильной дороги «Обход г. Хабаровска км 13 - км 42». Распоряжением Правительства Хабаровского края определен победитель конкурса - ООО «Региональная концессионная компания», с которой будет заключено концессионное соглашение на 21 год, объем инвестиций в проект составит 41 млрд. руб. Ранее конкурс получил статус «несостоявшийся с единственным участником».

По итогам 2 «состоявшихся» конкурсов решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми будут заключены концессионные соглашения.

21 сентября 2016 года решением конкурсной комиссии по конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения г. Саратова, определен победитель - ООО «Концессии водоснабжения - Саратов», предложившее наилучшие условия в соответствии с критериями конкурса. 12 сентября 2016 года состоялось вскрытие конвертов с конкурсными предложениями участников конкурса, поступившими от ООО «Концессии водоснабжения - Саратов» и ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья». Объем инвестиций на модернизацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Саратова определен на основании конкурсного предложения ООО «Концессии водоснабжения - Саратов» и составляет около 16,9 млрд. руб. Срок действия концессионного соглашения - 29 лет.

26 сентября 2016 года опубликован протокол рассмотрения и оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения концессионного соглашения по строительству, реконструкции и эксплуатации двух участков автомобильной дороги Пермь-Березники, Восточный обход г. Перми и мостового перехода через реку Чусовая. По результатам оценки конкурсных предложений по ряду критериев (величина капитального гранта и платы концедента), конкурсная комиссия признала победителем ООО «Пермская концессионная компания», которое предложило наилучшие условия в соответствии с критериями конкурса. Объем инвестиций по проекту составляет 14,9 млрд. руб., срок концессионного соглашения - 15 лет.

В сентябре 2016 года 65 завершенных конкурсов «не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников». В этих случаях при отсутствии заявок или несоответствии поданных заявок требованиям конкурсной документации конкурс считается завершенным без возможности заключения концессионного соглашения.

III. РАЗДЕЛ. КОНЦЕССИОННЫЕ ПРОЕКТЫ С ОБЪЕМОМ ОБЪЯВЛЕННЫХ / ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СВЫШЕ 100 МЛН РУБ.

3.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

В сентябре 2016 года в России заключено 3 концессионных соглашения.

14 сентября 2016 года Администрация Наро-Фоминского муниципального района подписала концессионное соглашение с ООО «Наро-Фоминская платная дорога» о строительстве автомобильной дороги в г. Наро-Фоминске, которая соединяет автодорогу «Кубинка - Наро-Фоминск» и автодорогу «Наро-Фоминск - Новоникольское - Васильчиново». Планируемый объем инвестиций - 1,03 млрд. руб. Срок концессионного соглашения - 49 лет.

19 сентября 2016 года Государственная компания «Автодор» и ООО «Автодорожная строительная корпорация» заключили концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 3». Объем инвестиций по проекту составляет 75,6 млрд руб., из которых средства концессионеров - до 31 млрд руб.

22 сентября 2016 года состоялось подписание концессионного соглашения между администрацией г. Волгограда, Муниципальным унитарным предприятием «Волгоградское коммунальное хозяйство» и ООО «Концессии теплоснабжения». Концессионер должен осуществить проектирование, строительство, реконструкцию, а затем эксплуатацию системы теплоснабжения города Волгограда, которая включается в себя 123 котельные, 748 км тепловых сетей, 200 км сетей горячего водоснабжения, 313 объектов теплового хозяйства. Срок действия концессионного соглашения - 30 лет. Объем планируемых инвестиций - 29,6 млрд. руб. Ранее 19 сентября 2016 года опубликован протокол вскрытия конвертов и рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения г. Волгограда. Единственное предложение от компании «Концессии теплоснабжения» признано соответствующим требованиям конкурсной документации.

3.2. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аналитическая служба НАКДИ осуществляет мониторинг реализации концессионных проектов, включенных в Базу данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru по двум категориям проектов: ИНВЕСТИНФРА-ТОП и ИНВЕСТИНФРА-СТО.

3.2.1 СОБЫТИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-ТОП

ИНВЕСТИНФРА-ТОП – уникальный проект, в рамках которого компании-концессионеры, а также другие участники концессионных проектов принимают на себя добровольное обязательство по дополнительному раскрытию информации о реализации концессионных проектов.

По состоянию на 31 августа 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП содержится 14 проектов, финансирование которых осуществляется путем выпуска концессионных облигаций, либо такой способ финансирования находится в стадии подготовки. Общий объем инвестиций по проектам составляет 156,1 млрд. руб.

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-ТОП

Трамвайные сети в Красногвардейском районе г. Санкт-Петербурга

2 сентября 2016 года в Санкт-Петербурге состоялось совещание по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования.

В ходе совещания были одобрены вопросы предоставления земельных участков для строительства центральной части автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на основе государственно-частного партнерства и для строительства трамвайных путей в Красногвардейском районе в рамках реализации концессионного соглашения «О создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга».

Система переработки и утилизации ТБО в Чувашской Республике

26 сентября 2016 года Администрация города Чебоксары выдала разрешение на ввод в эксплуатацию мусороперегрузочной станции с элементами сортировки. В этот же день Глава Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики подписал разрешение на ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса в г. Новочебоксарске.

Система переработки и утилизации ТБО в Мурманской области

7 сентября 2016 года министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, министерство имущественных отношений Мурманской области и ЗАО «Управление отходов» подписали дополнительное соглашение к концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области.

8 сентября 2016 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управление Роспотребнадзора по Мурманской области выдало ЗАО «Управление отходами» санитарно-эпидемиологическое заключение. документ удостоверяет, что требования, установленные в проектной документации строительства полигона твердых коммунальных отходов по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Междуречье, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Экспертиза проведена на основании письма Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 15.06.2016 г., а также проектных материалов обоснования размеров расчетной санитарно-защитной зоны для проектируемого полигона твердых коммунальных отходов (ТКО).

19 сентября 2016 года ЗАО «Управление отходами» заключило договор на осуществление контроля с ООО «ОКОР» за качеством выполняемых работ, соблюдением всех технических и нормативных требований по строительству подъездной дороги к полигону ТКО в Мурманской области» в Кольском районе.Надзор за работами при реализации проекта ведется с целью подтверждения качества строительных работ, выполняемых подрядчиком ООО «БИТИСИ-ГРУПП».

Система переработки и утилизации ТБО в Саратовской области

26 сентября 2016 года ЗАО «Управление отходами» получило бессрочную лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную 22 сентября 2016 года Министерством здравоохранения Саратовской области. Согласно документу, при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются работы (услуги) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. С учетом сменного графика ежедневно на Энгельсском мусоросортировочном комплексе медосмотр проходят от 14-15 работников, среди которых водители мультилифтов и мусоровозов, а также водители спецтехники и вспомогательной техники.

27 сентября 2016 года ЗАО «Управление отходами» приступило к реализации дополнительного соглашения к концессионному соглашению в отношении системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области, в рамках которого предусмотрено создание двух дополнительных мусороперерабатывающих станций в районе поселков Гуселка и Елшанка Саратовской области, производительностью 100 тыс. тонн в год и 75 тыс. тонн в год соответственно.

Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном в г. Городеце

20 сентября 2016 года в результате запроса предложений ЗАО «Управление отходами» - НН заключило договор с ООО «Геосинтетика» на выполнение монтажных работ по укладке геомембраны на объекте МСК г. Городец. Сумма по договору составляет 3 млн. руб.

3.2.2. СОБЫТИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-СТО

ИНВЕСТИНФРА-СТО база данных о концессионных проектах, участниках и событиях, на основе публичных источников - сайта www.torgi.gov.ru, информационных агентств, публикующих информацию в рамках ее обязательного раскрытия эмитентами эмиссионных ценных бумаг, официальных сайтов компаний-участников проектов, СМИ.

В категории ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится информация о проектах с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб. По состоянию на 31 сентября 2016 года в базе данных ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится 17 концессионных проектов. Общий объем инвестиционных обязательств по проектам составляет 394,7 млрд. руб.

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-СТО

29 сентября 2016 года в Базу данных и систему мониторинга реализации концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-СТО www.db.investinfra.ru включен проект «Дворец водных видов спорта с аквапарком в г. Саратове». Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе дворца водных видов спорта с аквапарком было заключено 25 апреля 2016 года между Саратовской областью и ООО «Тверская концессионная компания».

«Дворец водных видов спорта с аквапарком в г. Саратове»

1 сентября 2016 года ООО «Тверская концессионная компания» опубликовало информацию о заключении договора инвестирования строительства, которое будет осуществляться в соответствии с проектом, согласно концессионному соглашению от 25 апреля 2016 года, между ООО «ТТК» и ООО «ИнтерСтар». Сумма договора - 27 млрд. руб. Договор заключен 31 августа 2016 года.

16 сентября 2016 года ООО «Тверская концессионная компания» заключило договор о поддержании (стабилизации) цен на ценные бумаги с АО Инвестиционная Компания «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» в отношении документарных неконвертируемых процентных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением серии 01 в количестве 850 тыс. штук номинальной стоимостью 10 тыс. руб. общей номинальной стоимостью 8, 5 млрд. руб.

Система взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн

15 сентября 2016 года ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» опубликовало итоги работы системы «Платон». Так, за десять месяцев 2016 года в Дорожный фонд России собрано 138 млрд. руб., зарегистрировано 95% крупных российских грузоперевозчиков, в том числе 258,2 тыс. перевозчиков и 760,2 тыс. транспортных средств. За десять месяцев 2016 года системой «Платон» охвачено 75% машин от всего автопарка России, выдано 557,6 тыс. бортовых устройств, а также оформлено 9,6 млн. маршрутных карт

Западный скоростной диаметр

2 сентября 2016 года в г. Санкт-Петербурге состоялось совещание по использованию объектов недвижимости и земельных участков в инвестиционных целях. На совещании рассмотрен вопрос предоставления земельных участков для строительства объекта автомобильного транспорта (5-я очередь Западного скоростного диаметра - линейного объекта с опорами - от транспортной развязки в районе ул. Шкиперский проток до транспортной развязки на пересечении с Богатырским пр.) В ходе совещания согласовано предоставление земельных участков для дальнейшей реализации стратегического проекта.

Автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург на участке км 543 - км 684

29 сентября 2016 года ООО «Магистраль двух столиц» заключило дополнительное соглашение к Договору подряда от 20 июля 2015 года с компанией «ИДЖ ИЧТАШ АСТАЛДИ ИДЖА ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ», являющимся генеральным подрядчиком по проекту «Автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург на участке км 543 - км 684». По дополнительному соглашению генеральный подрядчик обязуется осуществить строительство автомобильной дороги «Скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684», а ООО «Магистраль двух столиц» обязуется увеличить сумму единовременной предоплаты в размере до 9,685 млрд. руб. и изменить порядок совершения такой единовременной предоплаты.

Создание и реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения в г. Нижний Новгород

28 сентября 2016 года ОАО «Нижегородский водоканал» в результате открытого запроса предложений заключило договор на оказание услуг по предоставлению заемных средств (кредитной линии) на 300 млн. руб. с АО КБ «ГЛОБЭКС».

3.3. СОБЫТИЯ РЫНКА КОНЦЕССИОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ

В сентябре 2016 года на рынке концессионных облигаций произошли следующие события.

1 сентября 2016 года вступили в силу отдельные положения Правил листинга ЗАО «ФБ ММВБ», обязывающие эмитентов–концессионеров, облигации которых включаются в первый уровень листинга, ежеквартально раскрывать информацию в отношении концессионных соглашений и деятельности эмитентов по реализации концессионных соглашений.

Раскрытие информации эмитентами-концессионерами осуществляется путем опубликования на официальном сайте Национального расчетного депозитария (НРД) в разделах «Обслуживаемые ценные бумаги» и «Сообщения о концессионных проектах» посредством направления информации о концессионных соглашениях через организации, с которыми у НРД заключены соответствующие соглашения.

C 1 сентября 2016 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) предоставляет Национальному расчетному депозитарию на постоянной основе информацию о параметрах концессионных соглашений, деятельности эмитентов-концессионеров по их реализации и ценных бумагах, выпущенных в рамках исполнения таких соглашений, в соответствии с новыми требованиями листинга ФБ ММВБ.

1 сентября 2016 года ЗАО «Управление отходами» осуществило выплату первого купона по документарным неконвертируемым процентным облигациям на предъявителя серии 02 в размере 302,350 млн руб. Размер дохода, подлежавшего выплате по одной облигации, составил 192,58 руб. по ставке 11%.

6 сентября 2016 года Банк России принял решение о государственной регистрации выпуска неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя серии 03 ООО «Концессии водоснабжения», размещаемых в рамках программы облигаций путем открытой подписки.

15 сентября 2016 года Банк России принял решение о государственной регистрации выпусков и проспекта неконвертируемых процентных документарных облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями на предъявителя классов «А1» и «Б» ООО «Транспортная концессионная компания» на общую сумму 3, 2 млрд. руб. Облигации выпускаются для финансирования концессионного проекта по созданию и реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

В этот же день Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило рейтинг надежности облигационным займам компании «Транспортная концессионная компания» классов А1 (регистрационный номер 4-01-36523-R) и Б (регистрационный номер 4-02-36523-R) на уровне А++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности» на сумму 1,241 млрд. руб. и 2,013 млрд. руб. соответственно.

27 сентября 2016 года «Транспортная концессионная компания» завершила размещение облигаций классов А1 и Б на сумму 1,241 млрд. руб. и 2,013 млрд. руб. соответственно для финансирования концессионного проекта по созданию трамвайной сети в Красногвардейском районе. Раннее 23 сентября 2016 года ЗАО «ФБ ММВБ» в соответствии с Правилами листинга включило облигации классов А1 и Б компании ООО «Транспортная концессионная компания» в раздел «Первый уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам.

28 сентября 2016 года компания «Концессии водоснабжения» сообщила о планах по размещению облигаций. Концессионер планирует разместить 6 октября 2016 года третий выпуск облигаций в количестве 1 900 000 штук стоимостью 1000 руб. каждая на общую сумму 1,9 млрд. руб.

3.4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ

В сентябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба рассмотрела несколько жалоб по проведению конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений.

9 сентября 2016 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области вынесла решение по делу в отношении жалобы ООО «Водоресурс» на действия организатора конкурса – Муниципальное образование «Кулойское» - при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры: объектов холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Кулойское» Вельского района Архангельской области.

В жалобе ООО «Водоресурс» указал, что к участникам конкурса было предъявлено необоснованное требование предоставления лицензии в конкурсную комиссию, что ограничивает право компаний участвовать в конкурсе.

Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, заключившая концессионное соглашение, объектами которого являются системы или объекты централизованного водоснабжения, обязана получить лицензии в течение трех месяцев со дня заключения соглашения. В связи с этим установление конкурсной документацией требования о наличии у заявителя лицензии не соответствует законодательству.

Комиссия УФАС приняла решение признать жалобу ООО «Водоресурс» обоснованной, а организатора конкурса - администрацию МО «Кулойское» - нарушившим требования Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ, а также выдать МО «Кулойское» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведении торгов до 03 октября 2016 года.

16 сентября 2016 года опубликовано решение Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТехСтрой» на действия организатора торгов - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при организации и проведении конкурсов на право заключения концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов для обслуживания территории логистических зон (кластеров) № 1, 4, 6.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Управления ФАС по Республике Крым и г. Севастополю решила признать частично обоснованным довод жалобы ООО «ТехСтрой» по существу, на основании выявленных нарушений выдать предписание на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

26 сентября 2016 года опубликовано предписание Федеральной антимонопольной службы России на основании решения от 21 сентября 2016 года по итогам рассмотрения жалобы ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» на действия организатора торгов - Комитета по управлению имуществом города Саратова при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов».

Предписание предусматривает отмену протоколов проведения конкурсных процедур, а также внесение изменений в конкурсную документацию, касающихся требований о составе описания основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей, приведение конкурсной документации с соответствие постановлением администрации г. Саратова и продление срока представления конкурсных предложений.

27 сентября 2016 года опубликовано решение Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по результатам рассмотрения жалобы Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области «Чистая среда» на неправомерные действия Министерства экологии Челябинской области при организации и проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры на территории Челябинской области в отношении переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Челябинского кластера.

В связи с тем, что в действиях Министерства экологии Челябинской области установлены нарушения порядка организации и проведения торгов, жалоба была признана обоснованной, а Министерству экологии Челябинской области выдано предписание об аннулировании торгов.

Жалоба Ассоциации организаций и предпринимателей в сфере обращения с отходами Челябинской области «Чистая среда», была принята к рассмотрению Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 7 сентября 2016 года, проведение конкурса в части заключения договора по результатам проведения торгов было приостановлено.

27 сентября 2016 года опубликовано предписание Федеральной антимонопольной службы России на основании решения по итогам рассмотрения жалобы ООО «НПП «МВС» на действия организатора торгов - Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на проектирование, создание и эксплуатацию элемента обустройства автомобильных дорог - автоматизированной системы видеоконтроля дорожной ситуации, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств на территории Астраханской области.

Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области предписано в срок до 5 октября 2016 года отменить протоколы заседаний конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе от 29 августа 2016 года и по проведению предварительного отбора участников конкурса от 1 сентября 2016 года, а также привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В сентябре 2016 года Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассмотрели несколько дел в отношении проведения концессионных конкурсов и реализации концессионных соглашений.

13 сентября 2016 года Арбитражный суд города Москвы вынес решение в отношении иска ЗАО «ЮМС» к Департаменту городского имущества города Москвы о признании концессионного соглашения в отношении объекта здравоохранения и дополнительного соглашения к нему недействительными и взыскании 1 млрд. руб.

В 2013 году между Департаментом городского имущества города Москвы и ЗАО «ЮМС» было заключено концессионное соглашение о реконструкции и эксплуатации объекта здравоохранения. Между сторонами в 2014 году было заключено дополнительное соглашение № 1 к концессионному соглашению, в соответствии с которым в концессионное соглашение были внесены изменения в части указания на возможность концессионера реконструировать и/или снести и построить объект соглашения.

Согласно исковому заявлению, по мнению ЗАО «ЮМС», дополнительным соглашением в содержание концессионного соглашения было включено условие, отсутствующее в конкурсной документации к открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения, тем самым нарушено федеральное законодательство.

В 2014 году Счетная палата РФ выдала предписание Правительству Москвы расторгнуть дополнительное соглашение № 1 и рассмотреть вопрос о дальнейшей реализации концессионного соглашения. В 2015 году дополнительное соглашение было расторгнуто.

Также в исковом заявлении ЗАО «ЮМС» указало, что объект находился на праве оперативного управления у ГБУЗ «ГКБ № 63 им.М.П. Кончаловского», что также противоречит 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в соответствии с которым объект должен быть свободным от прав третьих лиц. Однако законом предусмотрено, что объект концессионного соглашения должен быть свободным от прав третьих лиц именно на момент его передачи концедентом, а не на момент заключения концессионного соглашения. На момент передачи (1 апреля 2014 года) объекта концессионного соглашения концессионеру ЗАО «ЮМС» объект был свободным от прав третьих лиц, так как в августе 2013 году он был передан в казну города Москвы.

Суд решил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так как объект соглашения на момент передачи объекта концессионеру не был обременен правами третьих лиц Кроме того дополнительное соглашение к концессионному соглашению, которое по мнению ЗАО «ЮМС» внесло изменения в предмет соглашения, что является нарушением законодательства, было признано недействительным, следовательно, оно не влечет юридических последствий для сторон. Концессионное соглашение подлежит исполнению сторонами в первоначальной редакции.

14 сентября 2016 года Арбитражный суд Дагестана подтвердил законность решения и предписания Дагестанского УФАС России в отношении Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан (МЧС Дагестана). Антимонопольный орган предписал МЧС Дагестана аннулировать конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан. Не согласившись с выводами УФАС, МЧС Дагестана обжаловало решение и предписание антимонопольной службы в Арбитражный суд Дагестана, который в удовлетворении заявленных требований истцу отказал.

IV РАЗДЕЛ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

4.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГЧП И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Нормативные правовые акты, документы и материалы Президента Российской Федерации

19 сентября 2016 года опубликован перечень поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов, согласно которому к декабрю 2016 года Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ должно разработать на основе анализа эффективности использования объектов санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, план мероприятий по стимулированию привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, предусмотрев возможность реализации инвестиционных проектов с применением механизмов государственно-частного партнёрства, в том числе на условиях концессионного соглашения, и обеспечить его выполнение.

19 сентября 2016 года состоялось Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в рамках которого обсудил развитие жилищно-коммунального хозяйства и городской среды в целом, а также поддержку моногородов. В 2017 году запланировано направить 5 млрд рублей на модернизацию коммунальной инфраструктуры в рамках Фонда содействия реформе ЖКХ. С 2017 года планируется сместить акцент поддержки регионов на субсидировании процентной ставки по кредитам для концессионеров. Для поддержки реализации проектов в малых города сохранится прямое софинансирование.

Нормативные правовые акты, документы и материалы Правительства РФ

8 сентября 2016 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 881, которым устанавливаются порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к его участникам, критерии, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.

12 сентября 2016 года подписано распоряжение Правительства РФ № 1917-р, которое направлено на реализацию нового инвестиционного проекта и развитие существующей инфраструктуры морского порта Азов. В порту будет построен специализированный терминал в районе устья реки Дон (10,5 км от устья) для экспортной отгрузки зерна и генеральных грузов на суда смешанного (река-море) плавания мощностью 700 тыс. т.

23 сентября 2016 года Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций одобрила сделку по продаже катарскому фонду Qatar Investment Authority (QIA) 24,99% доли в консорциуме «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС), управляющей компании аэропорта Пулково. Консорциум «ВВСС» в составе ВТБ Капитал, Fraport и Copelouzos Group реализует проект по реконструкции, развитию и эксплуатации аэропорта Пулково на основе соглашения о государственно-частном партнерстве с правительством Санкт-Петербурга.

27 сентября 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 960, которым внесены уточнения в отдельные положения примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства. Установлено, что концессионер обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы в соответствии с условиями таких договоров.

Нормативные правовые акты, документы и материалы Совета Федерации ФC РФ

6 сентября 2016 года в Совете Федерации прошел Межрегиональный банковский совет, посвященный вопросам долговой нагрузки бюджетов субъектов РФ. Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов выразил мнение, что регионам следует привлекать кредиты не для покрытия кассовых разрывов, а для финансирования роста - например, инфраструктурных проектов. Он предложил рассмотреть использование балансов субъектов Федерации для поддержки инфраструктурных проектов через концессию или частно-государственное партнерство.

Нормативные правовые акты, документы и материалы министерств и ведомств РФ

14 сентября 2016 года состоялось второе заседание Координационного совета Минздрава России по государственно-частному партнерству, в рамках которого участники обсудили развитие ГЧП в здравоохранении. В ходе заседания члены Совета рассмотрели инвестиционный проект с использованием механизма концессии с объёмом инвестиций в размере не менее 351 млн. руб. для осуществления непрерывной медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по специальности «офтальмология» в г. Екатеринбурге. По итогам обсуждения, проект в целом был поддержан членами Координационного совета. Рекомендовано в установленном порядке подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект решения о заключении соответствующего концессионного соглашения.

15 сентября 2016 года члены комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России обсудили ситуацию с задолженностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства и меры по укреплению платежной дисциплины в сфере ЖКХ. С целью обеспечения прозрачности платежей за коммунальные услуги участники предложили установить требование об использовании специального банковского (номинального) счета исполнителями коммунальных услуг, напрямую указывать в платежном документе банковские реквизиты ресурсоснабжающей организации либо создавать информационно-расчетные центры для расчетов в сфере ЖКХ без возможности аккумулирования и расщепления ими принимаемых денежных средств граждан.

20 сентября 2016 года Минстрой России вынес на обсуждение национальный проект «ЖКХ и городская среда». Проект разработан по поручению Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Согласно предложению Минстроя России, утвержденному 19 сентября на заседании Президиума, в рамках проекта выделены две ключевые задачи – создание комфортной городской среды и обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг. Для обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг ведомство планирует продолжить привлечение в отрасль инвестиций и реализацию мер по обеспечению прозрачности сферы ЖКХ. Для этого планируется создание режима «инфраструктуры опережающего развития»: инвесторам в ЖКХ предложат налоговые льготы и новые меры господдержки, будут сокращены ограничения для инвестирования пенсионных накоплений.

Нормативные акты, документы и материалы Банка России

12 сентября 2016 года опубликовано указание Банка России № 4129-У «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов», которым разрешено неквалифицированным инвесторам вкладывать средства в коммерческую недвижимость через инвестиционные фонды. Это открывает возможность негосударственным пенсионным фондам (НПФ) начать замену в портфелях пенсионных накоплений ипотечных сертификатов участия (ИСУ) на паи инвестиционных фондов недвижимости.

Нормативные акты, документы и материалы региональных органов власти

В сентябре 2016 года в ряде регионов были приняты нормативно-правовые акты по регулированию вопросов по подготовке и реализации концессионных соглашений и государственно-частных партнерств. Соответствующее законодательство было принято в следующих регионах: Брянской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Тюменской области, Оренбургской области, Хабаровском крае.

26 сентября 2016 года Министерство ЖКХ Ставропольского края сообщило об утверждении территориальной схемы обращения с отходами. Новая схема согласована с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования РФ и министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

В сентябре 2016 года в регионах прошли мероприятия в отношении реализации проектов модернизации коммунальных систем, в том числе в рамках концессий.

7 сентября 2016 года представители муниципалитетов Томской области, сотрудники областного Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора, областного Департамента тарифного регулирования обсудили необходимость внесения изменений в действующее законодательство для создания благоприятной инвестиционной среды.

9 сентября 2016 года в Правительстве Калининградской области прошло совещание о развитии концессий в регионе. В мероприятии приняли участие главы муниципальных образований, представители крупнейших банков, временно исполняющий обязанности руководителя региональной службы по регулированию цен и тарифов.

12 сентября 2016 года состоялось региональное совещание, посвященное вопросам привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства Тульской области на принципах государственно-частного партнерства. В совещании приняли участие представители органов исполнительной власти Тульской области, представители банковского сектора, бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления, приглашенные лица.

14 сентября 2016 года в Правительстве Башкортостана состоялось совещание по вопросам привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Башкортостану для модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства необходимо около 2 млрд рублей инвестиций в год.

16 сентября 2016 года состоялось заседание рабочей группы по реализации механизмов государственно-частного партнерства на территории Ненецкого автономного округа. Участники обсудили два основных вопроса - развитие туризма в район памятника природы - термального урочища Пым-Ва-Шор и проекты государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории округа. На данный момент в регионе ведется подготовка инвестиционных проектов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, требующих привлечения инвестиций.

4.2. СОБЫТИЯ ПЕНСИОННОГО РЫНКА

В сентябре 2016 года на рынке пенсионных инвестиций произошли следующие события.

6 сентября 2016 года НПФ «САФМАР» объявил о завершении реорганизации в форме присоединения к нему трех фондов НПФ «Европейский пенсионный фонд» (АО), НПФ «РЕГИОНФОНД» (АО) и АО «НПФ «Образование и наука». Объем пенсионных активов под управлением объединенного фонда составляет 185,6 млрд руб. В связи с этим Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» исключила из реестра негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц НПФ «Европейский пенсионный фонд» (АО), НПФ «РЕГИОНФОНД» (АО) и АО «НПФ «Образование и наука». По состоянию на 9 сентября 2016 года в системе гарантирования – 43 негосударственных пенсионных фонда.

6 сентября 2016 года на Московской Бирже прошло заседание Комитета по ипотечным активам Национальной финансовой ассоциации, в рамках которого участники обсудили предложения регулятору по проекту Положения Банка России «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений…».

Документ, в частности, предусматривает отказ от ипотечных сертификатов участия (ИСУ) к 2019 году. Если по ИСУ есть оценка недвижимости от надежного оценщика, такие бумаги можно сохранить в портфеле до погашения.

8 сентября 2016 года Пенсионный фонд России опубликовал информацию о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам второго квартала 2016 года. Управляющие компании показали доходность существенно выше инфляции. Тройка лидеров по доходности – это УК «ФИНАМ Менеджмент» с 24,76%, УК БКС (портфель «Доходный») с 23,02%, УК «МОНОМАХ» с 20,58%.

4.3. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И МАТЕРИАЛЫ

С 1-3 сентября 2016 года в Казани прошла XVII Международная выставка-форум «Дороги России XXI века», в рамках которого состоялась презентация международного проекта «Умный» Шелковый путь, направленного на развитие автомобильного транспортного коридора «Европа - Россия – Китай». В 2016 году общий объем средств на строительство, реконструкцию, капремонт и ремонт федеральных трасс в этом автодорожном транспортном коридоре составил более 42 млрд руб.

С 2 по 3 сентября 2016 года во Владивостоке прошел Восточный экономический форум (ВЭФ)в рамках которого участники обсудили стратегические векторы развития инвестиционного потенциала и социальной сферы Дальнего Востока.

2 сентября 2016 года на полях Восточно-экономического форума состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с перспективными инвесторами Восточного федерального округа. Владимир Путин поддержал идею о возможности приватизации или применения схемы государственно-частного партнерства (ГЧП) для инфраструктуры в морских портах и терминалах на Дальнем Востоке.

2 сентября 2016 года на Восточном экономическом форуме АО «Корпорация развития Сахалинской области» представила проект по строительству пассажирского вокзала для приема круизных лайнеров на Сахалине. В настоящее время идет разработка проектной документации, изыскание, строительство начнется в 2017 году. Стоимость проекта составит более 2 млрд. руб. Проект будет реализовываться на принципах частно- государственного партнерства.

С 4-5 сентября 2016 года в Китае в городе Ханчжоу состоялся ежегодный саммит G20, по итогам которого было принято несколько документов, направленных на развитие мировой экономики. В частности, подписан «Ханчжоуский План действий» (Hangzhou Action Plan), в котором определены контуры стратегии, нацеленной на обеспечение всеобщего и уверенного роста, достижения которого могут быть использованы всеми. План содержит большое количество мер, которые намерены реализовывать страны двадцатки в ближайшие годы.

Одним из направлений реализации «Ханчжоуского Плана действий» стали обязательства по улучшению инфраструктуры. Согласно плану, инвестиции в инфраструктуру играют ключевую роль в увеличении совокупного спроса и снижении волатильности в краткосрочной перспективе, одновременно служат катализатором для структурных реформ со стороны предложения и стимулирования роста в средне- и долгосрочной перспективе. Качественные инвестиции в инфраструктуру позволяют обеспечить экономическую эффективность, безопасность, устойчивость к природным катастрофам, создание рабочих мест и наращивание производственного потенциала.

Для привлечения инвестиций на модернизацию и создание инфраструктуры во многих странах используют механизм государственно-частного партнерства, в том числе концессии.

21 сентября 2016 года прошла IV Международная конференция «Развитие региональных аэропортов – 2016», в рамках которой участники обсудили вопросы финансирования региональной аэропортовой инфраструктуры, современные механизмы привлечения инвестиций, профессиональную подготовку проектов государственно-частного партнерства, совершенствование законодательства в этой области.

С 21 по 23 сентября 2016 года в Нижнем Новгороде проходил V Международный бизнес-саммит. Основная тема Саммита в этом году - «Россия: в будущее вместе». В рамках Саммита состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Правительством Нижегородской области и инвесторами.

23 сентября 2016 года состоялся Московский финансовый форум 2016, организованный Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Москвы. Ключевой темой Форума стала «Финансовая стратегия России: курс на рост».

Банк России и Минфин России представили предложения по модернизации системы пенсионных накоплений – концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Концепция предусматривает, что ИПК будет формироваться в негосударственных пенсионных фондах за счет добровольных отчислений граждан, размер которых не будет ограничен. Предполагается, что уплаченные работником взносы будут дополняться государством через налоговый вычет и вычет из социального взноса, данные средства будут поступать на счет ИПК автоматически. В софинансировании смогут участвовать работодатели, получая в этом случае определенные льготы.

26 - 28 сентября 2016 года саммита World Infrastructure & Energy Summit (WIES) в Мадриде (Испания), в рамках которого состоялась встреча 50-ти высокопоставленных представителей государственных учреждений различных стран. На встрече обсудили вопросы разработки эффективных механизмов финансирования инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства, повышения эффективности сотрудничества частных партнеров и органов государственной власти, а также увеличение кредитоспособности международных финансовых институтов за счет диверсификации инвестиционных портфелей. Организатором выступил инфраструктурный журнал IJGlobal. В саммите участвовало более 250 представителей из 30 стран.

28 сентября 2016 года в Москве состоялся XII Ежегодный форум крупного бизнеса «Кто создает экономику России», на котором был представлен очередной ежегодный рейтинг 600 крупнейших российских компаний – RAEX-600. Организатором форума выступило рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА).

В рамках пленарной дискуссии форума «Лидеры российской экономики в «новой реальности» участники обсудили развитие жилищно-коммунального хозяйства как одного из возможных драйверов экономического роста.

С 29 сентября по 2 октября 2016 года в Сочи прошел Международный инвестиционный форум «Сочи-2016» при участии Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. В рамках форума представители профильных федеральных министерств, отраслевых регуляторов, руководители субъектов федерации, представители региональных и муниципальных органов власти, банков, частных организаций, а также международные эксперты обсудили возможности для эффективных инвестиций в развитие спортивной индустрии и внутреннего туризма, реализацию инвестиционных проектов в сфере региональной и местной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также стратегию развития пенсионной системы России.

На панельной сессии «Новая модель рынка тепла» первый заместитель генерального директора Управляющей компании «Лидер» Юрий Сизов, рассказал об особенностях привлечения средств институциональных инвесторов в модернизацию коммунальной инфраструктуры. По его мнению, перспектива привлечения средств институциональных инвесторов в коммунальную теплоэнергетику на основе новой модели рынка тепла зависит от гарантий возвратности средств инвесторов.

АНОНС МЕРОПРИЯТИЙ

В октябре 2016 года также пройдет ряд мероприятий, посвященных обсуждению вопросов формирования и развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.

С 10 по 13 октября 2016 года во Владимирской области пройдет VI Международный спортивный форум «Россия - спортивная держава», в рамках которого будут обсуждаться вопросы развития спортивной инфраструктуры, в том числе с учетом сложившегося экономического кризиса, а также привлечения инвесторов для строительства новых спортивных объектов, распространения и популяризации спортивной инфраструктуры среди населения.

С 12 по 14 октября 2016 года в Москве пройдет 8-й Ежегодный Инвестиционный Форум ВТБ Капитал «РОССИЯ ЗОВЕТ!», в рамках которого обсудят возможности по привлечению портфельных и стратегических инвестиций в российскую экономику, развитие эффективного взаимодействия между российским бизнесом и международными инвесторами.

13 и 14 октября 2016 года в Казани пройдет форум Форум инновационных финансовых технологий FINOPOLIS 2.0, в рамках которого участники обсудят современные тренды в оптимизации взаимодействия мегарегулятора, органов власти и участников финансового рынка, повышение доступности финансовых услуг и инструментов, новейшие отечественные и зарубежные продукты и инфраструктурные решения, касающихся дигитализации финансового рынка, обеспечения автоматизации всех аспектов деятельности современной финансовой организации.

20 октября 2016 года пройдет III Ежегодная конференция «Управление отходами: захоронить нельзя переработать», в рамках которой участники обсудят способы переработки отходов в России, в частности превращения отходов в ценный экономический ресурс, готовность государства создавать условия для привлечения инвестиций в инфраструктуру обращения с отходами и их переработки, а также основные источники финансирования проектов в сфере обращения с ТКО.

25 октября 2016 года в Лондоне пройдет саммит «Устойчивое инвестирование в развивающихся странах» (Sustainable Investing in Emerging Markets), в рамках которого обсудят использование социальных, экологических и факторов взаимодействия с государством для уменьшения рисков и увеличения прибыли при инвестировании.

27 и 28 октября 2016 года в Москве пройдет V международная конференция и выставка «Проектирование, строительство и эксплуатация аэропортов – 2016», в рамках которого будут обсуждаться вопросы государственной политики в области проектирования, строительства и эксплуатации аэропортов, современных подходов к проектированию основных объектов инфраструктуры аэропортов. инновационные технологии и решения, опыта проектирования, строительства и реконструкции аэродромов.

18 ноября 2016 года

V РАЗДЕЛ. КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

В сентябре 2016 года международные инфраструктурные фонды завершили очередные этапы мобилизации капитала.

В сентябре 2016 года международный инвестиционный холдинг Stafford Capital Partners (Stafford), активы которого оцениваются в 4,4 млрд долларов, объявил о намерении привлечь инвесторов из Германии, Италии и Франции с целью мобилизации капитала для своего нового инфраструктурного фонда Stafford Infrastructure Secondaries Fund II (SISF II). 19 августа фонд объявил о втором закрытии, сформировав средства в размере 164 млн евро (184 млн долларов). Итоговый актив фонда составит 250 млн евро (281 млн долларов).

13 сентября 2016 года люксембургская инвестиционная компания Cube Infrastructure Managers объявила о завершении второго этапа формирования фонда Cube Infrastructure Fund II (Cube II). Объем финансовых вложений составил 358,5 млн евро (400,6 млн долларов). Одним из инвесторов выступил Европейский инвестиционный банк (EIB), внеся 100 млн евро (111.7 млн долларов). Cube реализует стратегию «Buy-Grow-&-Hold», в рамках которой компания сосредоточена на развитие объектов вторичной застройки, в частности, в области коммунальных услуг – энергоснабжения, коммуникаций и общественного транспорта.

19 сентября 2016 года Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) объявил о завершении первого этапа сбора средств (350 млрд евро) для создания Фонда долевого участия (EPF), который призван мобилизовать средства институциональных инвесторов для развития инфраструктурных проектов.

20 сентября 2016 года подразделение по управлению активами крупнейшего швейцарского банка UBS Group AG объявило о завершении формирования капитала для своего инфраструктурного инвестиционного фонда Archmore IDP, который составил 570 млн евро (640 млн долларов). Участниками фонда стали 17 институциональных инвесторов - страховые компании, пенсионные фонды, компании по доверительному управлению семейным капиталом – из Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Дании, Норвегии, Нидерланд и Японии.

В сентябре 2016 года на зарубежных рынках инвестиций продолжилась текущая работа по подготовке и реализации долгосрочных инфраструктурных проектов при финансовом участии государства и пенсионных фондов.

6 сентября 2016 года инфраструктурная компания VINCI Concessions подписала соглашение о сотрудничестве с вьетнамским агентством автомобильных дорог Vietnam Expressway Corporation (VEC), которое предусматривает совместное развитие концессионных проектов дорожной инфраструктуры, обмен опытом и технологиями, а также реализацию новых концессионных проектов по строительству автомагистралей во Вьетнаме.

Вьетнам планирует построить национальную сеть скоростных автомагистралей, в том числе дорогу с севера на юг страны протяженностью 1800 км.

19 сентября 2016 года администрация ирландского города Лимерик объявила о запуске программы по реконструкции объектов городской инфраструктуры на территории 1,4 млн кв. футов. Стоимость работ оценивается в 500 млн евро. Инвестором выступила компания Limerick 2030 DAC, которая создана местными органами самоуправления с целью инвестирования в городскую инфраструктуру.

21 сентября 2016 года национальная китайская корпорация China Railway Group ltd (CREC) объявила о подписании с властями округов Юйлинь и Яньань провинции Шэньси соглашения сотрудничестве в рамках реализации государственно-частного партнерства (ГЧП) для реализации проекта строительства транспортной магистрали «Суидэ-Яньчуань», стоимостью 13,1 млрд юаней (1,96 млрд долларов).

22 сентября 2016 года Национальное агентство инфраструктуры Колумбии (ANI) одобрило документы концессионера Girardot SAS о завершении сбора средств на финансирование проекта строительства участка дороги Нейва-Хирардот, которое осуществляется в рамках создания автобана четвертого поколения Motorways Fourth Generation (4G). В проектном финансировании приняли участие Girardot SAS, частный инфраструктурный инвестиционный фонд Credicorp Capital и местный банк Bancolombia.

22 сентября 2016 года индийская горнопромышленная корпорация Vedanta Ltd подписала с оператором индийского порта Mormugao Port Trust (MPT) и Goa Sea Port Pvt Ltd концессионное соглашение по схеме DBFOT - проектирование, финансирование, строительство, эксплуатация и передача - в рамках которого будет проведена реконструкция причалов в порту Мормугао (Гоа, Индия). После модернизации порт будет предназначены для выгрузки-погрузки большого спектра грузов, включая железную руду, уголь, известняк и бокситы. Его мощность составит порядка 19,22 млн тонн в год.

26 сентября 2016 года GMR Airports Ltd (GAL), дочерняя компания индийского инфраструктурного оператора GMR Infrastructure Limited, выиграла тендер на реконструкцию и эксплуатацию аэропорта Greenfield (Гоа, Индия). Период концессионного соглашения составляет 40 лет с правом продления еще на 20. Форма соглашения на условиях BOT (строительство – управление - передача).

28 сентября 2016 года компания CSPL SPV - «дочка» мирового лидера сектора контейнерных перевозок китайской корпорации COSCO SHIPPING - заключила концессионное соглашение с государственной компанией ОАЭ PJSC на строительство, управление и эксплуатацию контейнерного терминала KPCT2, расположенного в морском порту Халифа (ОАЭ) по ходу следования «Морского Шелкового пути 21-го века». Общая стоимость концессии оценивается в 738 млн. долл.

В сентябре 2016 года в различных странах и регионах были приняты организационные, регуляторные и инвестиционные решения, направленные на поддержку долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.

6 сентября 2016 года Сенат Бразилии одобрил Программу инвестиционного партнерства (Investment Partnership Programme), в которую включены приоритетные планируемые и уже реализуемые инфраструктурные проекты на основе государственно-частного партнерства. Цель программы – обеспечение таким проектам максимальной поддержки со стороны государства для ускорения модернизации инфраструктуры.

13 сентября 2016 года в Казахстане Национальный управляющий холдинг «Байтерек» объявил о создании на базе дочерней организации - ТОО «Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства» - специальный фонд по разработке инфраструктурных и индустриальных проектов ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund» (KPPF). Основной задачей холдинга «Байтерек» является управление принадлежащими ему на праве собственности и переданными в доверительное управление пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц.

19 сентября 2016 года Правительство Каймановых островов обнародовало стратегию организации переработки твердых бытовых отходов (ТБО) на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) - Waste Management Outline Business Case (OBC), которую разработала консалтинговая компания Amec Foster Wheeler в партнерстве с крупнейшей аудиторской фирмой KPMG.

19 сентября 2016 года Правительство Канады опубликовало информацию о намерении инвестировать в инфраструктуру Университета Британской Колумбии (UBC) 51,5 млн долларов США. Инициатива осуществляется в рамках государственной инновационной программы - The Government of Canada's Innovation Agenda. В долгосрочной перспективе общая сумма финансовых вливаний составит 100 млн долларов США.

20 сентября 2016 года Правительство Канады обнародовало итоги реализации первого этапа государственной инфраструктурной инвестиционной программы. Так, за последние три месяца Правительство заключило соглашение с десятью провинциями, 60% из 729 инфраструктурных проектов находятся на стадии реализации, 2,5 млрд долларов выделено на общественный транспорт, 677.8 млн долларов на системы очистки сточных вод. В ходе проведенного анализа стало понятно, что состояние инфраструктуры будет улучшено в 400 общинах. Первый этап был сосредоточен на реализации краткосрочных проектах по рекапитализации, ремонту, модернизации существующих объектов инфраструктуры.

Крупнейшие международные институциональные инвесторы продолжают осваивать новые классы активов, все больше влияют на прозрачность бизнеса в традиционных отраслях производства и объединяют усилия для разработки и продвижения ценностей и механизмов долгосрочного инвестирования.

26 сентября 2016 года аналитическая компания Farm Animal Investment Risk and Return (FAIRR) сообщила о том, что 40 институциональных инвесторов, включая три пенсионных фонда Швеции (A1, A2, A4), а также инвестиционные компании - Aviva Investors, Boston Common, Coller Capital, Folksam, Nordea and Robeco - официально запросили 16 крупнейших мировых компаний в области производства продуктов питания на основе белков животного происхождения раскрыть информацию по инвестиционным рискам, а также планах компаний по их урегулированию.

28 сентября 2016 года администрация американского штата Род-Айленд объявила о намерении усилить стабильность пенсионного фонда в рамках стратегии «Назад к основам» (Back to Basics), согласно которой в течение двух лет инвестиции в хедж-фонды в размере 500 млн дол будут сокращены и распределены по более традиционным низкорискованным классам активов.

Большая часть средств пенсионного фонда будет инвестирована в низкодоходные индексные фонды, а также в другие активы, предназначенные для защиты пенсионных средств от рыночных рисков, таких как инфляция и волатильность. Среди приоритетных активов чиновники отмечают инвестиции в долгосрочные инфраструктурные проекты.

28 сентября 2016 года международная инициатива «Ориентируем капитал на долговременную перспективу» («Focusing Capital on the Long Term»), созданная в 2013 году по инициативе ведущих институциональных инвесторов и консалтинговых организаций, преобразована в некоммерческую организацию FCLT Global, деятельность которой направлена на разработку практических инструментов и подходов для стимулирования применения долгосрочных моделей поведения при принятии инвестиционных решений крупнейшими владельцами активов – пенсионными фондами, страховыми компаниями и инвестиционными фондами.

В совет директоров новой организации вошли главы крупнейших мировых организаций, среди которых Инвестиционный совет Канадского пенсионного плана (CPPIB), консалтинговая компания McKinsey&Co, Unilever, а также Государственный инвестиционный совет штата Вашингтон (WSIB).

VI РАЗДЕЛ. НОВОСТИ И ПРОЕКТЫ НАКДИ

1 сентября 2016 года в связи с вступлением новых Правил листинга ЗАО «ФБ ММВБ» по раскрытию дополнительной информации эмитентами-концессионерами на сайте НРД для целей включения концессионных облигаций в первый котировальный список биржи, а также для создания единой базы данных о мониторингу реализации концессионных соглашений, в структуре финансирования которых применяются концессионные облигации, НАКДИ обратилась с письмом к руководителям всех компаний-концессионеров, не включенных в Базу данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП www.db.investinfra.ru, с предложением о заключении договора и регулярной поставке информации на добровольной основе.

7 сентября 2016 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру опубликовала восьмой выпуск ежемесячного мониторинга «Концессии инфраструктурные инвестиции», в котором представлены исчерпывающие данные по рынку концессий и инфраструктурных инвестиций в России за август 2016 года.

На страницах Интернет-журнала «Концессии и инфраструктурные инвестиции» www.investinfra.ru в сентябре 2016 года опубликованы новые материалы экспертов.

Для прихода в коммунальную теплоэнергетику институциональным инвесторам нужны понятные механизмы возвратности средств

Первый заместитель генерального директора Управляющей компании «Лидер» Юрий Сизов считает, что перспектива привлечения средств институциональных инвесторов в коммунальную теплоэнергетику на основе новой модели рынка тепла зависит от гарантий возвратности средств инвесторов.

Институциональные инвестиции в инфраструктуру: от лучших практик пора переходить к формированию рынка

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик считает, что в России настало время от изучения лучших практик переходить к созданию и реализации «дорожной карты» строительства рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру - на базе ресурсов и компетенций внутренних институциональных инвесторов и единого координатора со стороны государства.

 

В работе над материалами Мониторинга «Концессии и инфраструктурные инвестиции» (сентябрь 2016 года) принимали участие Светлана Бик, Мария Головко, Юлия Базанова, Арина Сизова, Юлия Ткачева

Скачать

При использовании материалов Мониторинга НАКДИ «Концессии и инфраструктурные инвестиции» ссылка на www.investinfra.ru обязательна


26.06.2017