Ежеквартальный мониторинг

«ИНДИКАТОРЫ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ»

2 квартал 2016 года

Представляем вашему вниманию мониторинг событий в сфере концессий и долгосрочных инвестиций в инфраструктуру за 2 квартал 2016 года.

Ежеквартальный обзор представляет картину рынка концессионных облигаций в России, выполнение обязательств эмитентов-концессионеров перед инвесторами, а также индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру в форме определения ТОП-3 инфраструктурных инвесторов и советников концессионных проектов, которые рассчитываются на основе данных, представленных в базе данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru.

Обзор знакомит с планами и изменениями по концессионным конкурсам и наиболее важными мероприятиями в сфере инвестиций в инфраструктуру.

Ежеквартальный обзор подготовлен объединенной Аналитической службой информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) при поддержке экспертов Совета Национальной фондовой ассоциации по концессионным проектам.

Структура ежеквартального мониторинга «ИНДИКАТОРЫ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ»

  1. Эмитенты-концессионеры и концессионные облигации
  2. Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру
    • 2.1. Актуализация Базы данных ИНВЕСТИНФРА
    • 2.2. ТОП-3: лидеры рынка инфраструктурных инвестиций в 2 квартале 2016 года
  3. Концессионные конкурсы
    • 3.1. Сводная информация
    • 3.2. Подготовка концессионных конкурсов
    • 3.3. Объявление концессионных конкурсов
    • 3.4. Изменения в концессионных конкурсах
    • 3.5. Отмена концессионных конкурсов
    • 3.6. Завершение концессионных конкурсов
  4. Заключение концессионных соглашений
  5. Экспертные мероприятия, исследования и материалы

При использовании материалов Мониторинга «Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру» ссылка на информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru обязательна.

 

1. ЭМИТЕНТЫ-КОНЦЕССИОНЕРЫ И КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

Во 2 квартале 2016 года на рынке концессионных облигаций произошел ряд существенных изменений.

На фондом рынке активно развивается инструмент биржевых облигаций. Выпуск биржевых облигаций не требует государственной регистрации в Банке России, эта функция возложена на биржу, которая осуществляет допуск биржевых облигаций к торгам путем их включения в Котировальный список. Биржевые облигации размещаются только путем открытой подписки.

1 июня 2016 года компания –концессионер ЗАО «Управление отходами» разместило первые концессионные биржевые облигации серии БО-01 на сумму 1,85 млрд. руб. для реализации концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области, которое заключено между было заключено 13 июня 2013 г. между ЗАО «Управление отходами» и Правительством Мурманской области.

28 июня 2016 года Банк России осуществил государственную регистрацию программы и проспекта облигаций ООО «Тверская концессионная компания» общей номинальной стоимостью до 30 млрд. руб. со сроком погашения не позднее чем через 49 лет с даты начала размещения облигаций. За счет облигаций будет финансироваться концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе дворца водных видов спорта площадью 171 тыс. кв.м с аквапарком площадью около 30 тыс. кв.м и единовременной пропускной способностью – 640 человек в г. Саратове.

Это вторая программа концессионных облигаций, зарегистрированная Банком России.

23 октября 2015 года Банк России зарегистрировал программу облигаций ООО «Концессии водоснабжения» объёмом 7,5 млрд.руб. для реализации концессионного соглашения сроком на 30 лет, заключенного между городом Волгоградом и компанией «Концессии водоснабжения», по модернизации городской системы водоснабжения и водоотведения. Общий объем инвестиций до 2044 г. – 58,0 млрд. руб.

19 мая 2016 года ООО «Концессии водоснабжения» завершило размещение ценных бумаг - облигаций серии 02 с государственным регистрационным номером выпуска 4-02-36487-R-001P от 24 марта 2016 г. Количество фактически размещенных ценных бумаг - 1 900 000 штук, что составляет 100% от запланированного объема. Фактическая цена размещения ценных бумаг – 1000 рублей каждая.

20 июля 2016 года ЗАО «Управление отходами-НН» планирует осуществить размещение дополнительного выпуска облигаций серии 01 на сумму 150 млн. руб. Копания реализует два концессионных соглашения на строительство межмуниципальных объектов по сбору, утилизации и захоронению ТКО с обязательной сортировкой поступающих отходов: в Городецком и Балахнинском районах. Комплексы введены в эксплуатацию и обслуживают 7 районов Нижегородской области с населением 270 тыс. человек и 3 района Нижегородской области, 1 район г. Нижнего Новгорода с населением 320 тыс. человек.

За рассматриваемый период несколько компаний-концессионеров осуществили выплаты купонов по облигациям:

15 апреля 2016 года ООО «Северо-Западная концессионная компания» выплатила два купона по облигациям серии 03 и 04 за девятый период на сумму 311,65 млн. руб. каждый. Ранее компания определила ставку 10 купона – 11,06% годовых, что составит 275,75 млн. руб. по каждому выпуску.

10 мая 2016 года ЗАО «Управление отходами» осуществило выплату второго купона по документарным неконвертируемым процентным облигациям на предъявителя серии 01 с государственным регистрационным номером 4-01-76600-Н в размере 15,4% годовых, что составило 432, 376 млн руб. Размер дохода, подлежавшего выплате на одну облигацию - 154,42 руб.

21 июня 2016 года ЗАО «Управление отходами-НН» осуществило выплату шестого купона по облигациям серии 01. Выплата на одну облигацию составила 89,75 руб. Общий размер выплаты – 89,75 млн. руб. Выплата купонного дохода по облигациям серии 01 за седьмой купонный период - с 22 июня 2016 г. по 21 декабря 2016 г. будет осуществлена 21 декабря 2016 г. по ставке 10,3 % и составит 51,36 млн. руб.

30 июня 2016 года ООО «Магистраль двух столиц» осуществило выплату двух купонов по облигациям серии класса «А1» и «А2» за третий период на сумму 433,14 млн.руб. («А1» - 254,475 млн.руб., «А2» - 181,665 млн.руб.).

Для уменьшения долговой нагрузки на проект и планомерного погашения тела долга компании- концессионеры осуществляют откуп части облигационного выпуска.

10 июня 2016 года ЗАО «Управление отходами» приобрело облигации серии 01 в количестве 1 500 000 стоимостью 1010 руб. каждая. Кроме того, концессионер выплатил купонный доход владельцам облигаций в размере 23,61 млн. руб. Общая сумма сделки составила 1,5 млрд. руб.

23 июня 2016 года ООО «Концессии водоснабжения» приобрело 1 200 000 штук облигаций серии 02 по цене 100,08 % от номинальной стоимости. Дополнительно компания выплатила доход владельцам облигаций в размере 11,99 руб. на одну облигацию. Размер сделки в денежном выражении составил 1,215 млрд. руб.

Список концессионных облигаций, а также общее количество выплаченных купонов приведены в Таблице 1.

Таблица 1

ЭМИТЕНТЫ-КОНЦЕССИОНЕРЫ И КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

2. ИНДИКАТОРЫ РЫНКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНФРАСТРУКТУРУ

Объединенная Аналитическая служба информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) совместно с экспертами Совета Национальной фондовой ассоциации по концессионным проектам в тестовом режиме приступили к расчету индикаторов рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру на основе информации, размещенной в базе данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru.

2.1. АКТУАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ ИНВЕСТИНФРА

База данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru – информационно-аналитический проект о реальных инвестициях в создание и развитие инфраструктуры России на основе государственно-частного партнерства в форме концессий. База данных содержит информацию о проектах с объемом объявленных инвестиций свыше 100 млн руб.

ИНВЕСТИНФРА включает в себя две категории проектов: ИНВЕСТИНФРА-ТОП и ИНВЕСТИНФРА-СТО, а также каталоги компаний и событий проектов.

ИНВЕСТИНФРА-ТОП – уникальный продукт, в рамках которого компании-концессионеры, привлекающие долгосрочные инвестиции через механизм выпуска и размещения концессионных облигаций с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов (НПФов), а также иные участники реализации концессионных проектов приняли на себя добровольное обязательство по дополнительному раскрытию информации о концессионных проектах на протяжении всего срока реализации концессионных соглашений. Информация, предоставленная участниками ИНВЕСТИНФРА-ТОП, дополняется данными из публичных источников.

На 1 июля 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП www.db.investinfra.ru содержатся 14 проектов:

- 8 проектов в жилищно-коммунальной сфере, семь из которых – в области обращения с отходами, один – в области водоснабжения и водоотведения;

- 4 проекта осуществляются в спортивной сфере,

- 2 – в сфере транспорта.

Концессионные соглашения по проектам ИНВЕСТИНФРА-ТОП заключены в 9 субъектах Российской Федерации: Архангельской, Волгоградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях, а также в Чувашской Республике. Общий объем заявленных инвестиций по всем проектам данной категории составляет 156,1 млрд руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного соглашения – 58 млрд руб., это модернизация централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Волгограда.

Максимальный период реализации концессионных соглашений из списка ИНФЕСТИНФРА-ТОП – 40 лет, это проекты строительства автомобильной дороги «Северный дублер Кутузовского проспекта», а также системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области.

Суммарный объем концессионных облигаций, выпущенных компаниями-концессионерами ИНВЕСТИНФРА-ТОП – 30,07 млрд руб.

ИНВЕСТИНФРА-СТО содержит информацию о концессионных проектах, участниках и событиях, подготовленную аналитической службой НАКДИ на основе публичных источников – www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, информационных агентств, системы обязательного раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, иных систем обязательного раскрытия (а такие обязательства есть, например, у коммунальных тарифных организаций), государственной статистики, официальных сайтов компаний – участников проектов, СМИ.

В целях обеспечения актуальности базы данных ИНВЕСТИНФРА-СТО, Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру принимает решение о включении в базу данных ИНВЕСТИНФРА/ исключения из базы данных ИНВЕСТИНФРА концессионных проектов с учетом следующего:

  • общий объем инвестиций в концессионный проект составляет не менее 100 млн. руб.;
  • на момент заключения концессионного соглашения, а также в течение 1 месяца наличие информации на сайтах концедента и (или) концессионера, а также zakupki.gov.ru (для концессии в сфере ЖКХ) событиях, характеризующих жизненный цикл проекта;
  • в течение 3 месяцев наличие информации о других участниках проекта, предусмотренных структурой базы данных ИНВЕСТИНФРА-100.

По состоянию на 31 мая 2016 года в базе данных ИНВЕСТИНФРА-СТО следующие проекты по результатам мониторинга не отвечали вышеприведенным критериям:

  1. Создание и реконструкция объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения города Боровска (более 3 месяцев отсутствует информация, характеризующая жизненный цикл проекта, а также информация об участниках проекта);
  2. Строительство и эксплуатация «Спортивный центр» в г. Павловский Посад (более 3 месяцев отсутствует информация, характеризующая жизненный цикл проекта, а также информация об участниках проекта);
  3. Физкультурно-оздоровительный комплекс в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода (приостановление строительства объекта концессионного соглашения);
  4. Физкультурно-оздоровительный комплекс в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода (приостановление строительства объекта концессионного соглашения);
  5. Система наружного городского освещения муниципального образования г. Донской Тульской области (более 3 месяцев отсутствует информация, характеризующая жизненный цикл проекта, а также информация об участниках проекта).

В связи с тем, что данные проекты не отвечают критериям, принятым для мониторинга проектов ИНВЕСТИНФРА-СТО, НАКДИ приняла решение об перемещении вышеперечисленных проектов в Архив базы данных ИНВЕСТИНФРА с 1 июля 2016 года.

Таким образом, по состоянию на 1 июля 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится 16 концессионных проектов:

- 8 в транспортной сфере,

- 4 – в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе 3 проекта – в области водоснабжения и водоотведения и один – в области обращения с отходами.

- 4 проекта в здравоохранении.

Проекты осуществляются в 10 субъектах Российской Федерации: Воронежской, Московской, Нижегородской, Самарской, Рязанской областях, Пермском крае, в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Республиках Удмуртия и Коми.

Среди проектов этой категории реализуются два проекта федерального уровня.

Общий объем инвестиций по всем проектам ИНВЕСТИНФРА-СТО составляет 394,6 млрд руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного проекта – 120 млрд руб., это строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Максимальный период реализации – 49 лет, сюда относятся проекты по строительству мостовых переходов через р. Кама и р. Буй в Удмуртской Республике, а также реконструкции Городской клинической больницы № 63 в г. Москве.

По состоянию на конец 1 июля 2016 года определен список потенциальных проектов для включения в базу данных ИНВЕСТИНФРА-СТО для целей мониторинга хода реализации проектов :

  1. Модернизация и реконструкция объектов теплоснабжения в г. Электросталь Московской области. Объем инвестиций - 1,2 млрд руб., срок концессионного соглашения - 25 лет.
  2. Проектирование, строительство и эксплуатация комплекса по накоплению, транспортировке, обработке и размещению отходов производства и потребления на территории городского округа «город Якутск» Объем инвестиций - 700 млн руб. Срок концессионного соглашения 20 лет.
  3. Создание и эксплуатация системы контроля безопасности дорожного движения в Московской области. Объем инвестиций - 4 млрд руб. Срок концессионного соглашения - 12 лет.
  4. Модернизация и реконструкция системы теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Великого Новгорода. Объем инвестиций - 2 млрд. руб. Срок концессионного соглашения - 25 лет.
  5. Реконструкция объектов теплоснабжения на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Объем инвестиций - 278,6 млн. руб.
  6. Создание трамвайной сети в Красногвардейском районе г. Санкт-Петербурга. Объем инвестиций - 33,7 млрд. руб.Срок концессионного соглашения – 30 лет.
  7. Строительство мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ. Объем инвестиций - 14 млрд. руб. Срок концессионного соглашения - 15 лет.
  8. Развитие железнодорожной инфраструктуры для нужд порта Тамань. Объем инвестиций - 362 млн. руб. Срок концессионного соглашения - 4 года.
  9. Финансирование, строительство и эксплуатации на платной основе дворца водных видов спорта площадью 171 тыс. кв.м с аквапарком площадью около 30 тыс. кв.м и единовременной пропускной способностью - 640 человек в г. Саратове. Предполагаемый объем инвестиций - от 1 до 30 млрд руб., срок концессионного соглашения - 9 лет.

Строительство промышленно-медицинского технопарка в г. Новосибирске. Объем инвестиций - 700 млн. руб. Срок концессионного соглашения - 15 лет.

2.2 ЛИДЕРЫ РЫНКА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 2 КВАРТАЛЕ 2016 г.

В тестовом режиме на первом этапе ежеквартально определяются лидеры рынка: ТОП-3 инфраструктурных инвесторов, а также ТОП-3 советников концессионных проектов.

По итогам 2 квартала 2016 года рассчитаны и представлены:

  • ТОП-3 инфраструктурных инвесторов - в Таблице 2
  • ТОП-3 организаторов финансирования концессионных проектов - в Таблице 3
  • ТОП-3 финансовых советников концессионных проектов - в Таблице 4
  • ТОП-3 юридических советников концессионных проектов - в Таблице 5
  • ТОП-3 технических советников концессионных проектов - в Таблице 6

По результатам расчетов по Методике ИНВЕСТИНФРА-ТОП в числе лидеров ТОП-3 инфраструктурных инвесторов во 2 квартале 2016 года стали:

- Негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД»,

- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»,

- ЗАО «Негосударственный пенсионный фонд «Наследие».

Лидеры рынка по итогам 2 квартала 2016 года сохранили свои позиции, занятые в 1 квартале 2016 года, однако в связи с изменением в структуре активов компаний за прошедший квартал, изменились итоговые значения критериев, которые используются для определения лидеров рынка.

Таблица 2

ТОП-3 ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТОРОВ

 

Во 2 квартале 2016 года все организации, включенные в ТОП-3 советников концессионных проектов по итогам 1 квартала 2016 г., сохранили свои позиции.

Таблица 3

ТОП-3 ОРГАНИЗАТОРОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

Таблица 4

ТОП-3 ФИНАНСОВЫХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

Таблица 5

ТОП-3 ЮРИДИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

 

Таблица 6

ТОП-3 ТЕХНИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

3. КОНЦЕССИОННЫЕ КОНКУРСЫ

Информация по концессионным конкурсам подготовлена на основе публичных источников: www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, систем обязательного раскрытия информации, официальных сайтов органов власти, статистики, тарифного и антимонопольного регулирования, компаний – участников проектов, СМИ.

3.1. СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Во 2 квартале 2016 года в России в 34 субъектах РФ (в 1 квартале 2016 года - в 87 субъектах РФ) были утверждены перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объявлено 377 концессионных конкурсов (в 1 квартале 2016 года - 258 конкурсов), преимущественно в сфере ЖКХ. Почти половина объявленных конкурсов со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов - 65 частных инициатив (в 1 квартале 2016 года - 26 частных инициатив).

Максимальный объем инвестиций - 49,6 млрд руб. (в 1 квартале - 2,2 млрд. руб.). Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов - 49 лет.

Наибольшее количество конкурсов, а также частных инициатив объявлено в Амурской области.

В 2 квартале 2016 года в России было заключено 6 концессионных соглашений с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб.

Сводная информация о ситуации на российском рынке инфраструктурных инвестиций в марте представлена в Таблице 7.

Таблица 7

* Не является суммарным объемом инвестиций по всем объявленным конкурсам, поскольку в 188 случаев из 377 объявленных конкурсов в конкурсной документации отсутствует какая-либо информация об объемах инвестиций

** Не является суммарным объемом инвестиций по всем завершенным конкурсам, поскольку в 120 случаев из 281 завершенного конкурса в конкурсной документации отсутствует какая-либо информация об объемах инвестиций

3.2. ПОДГОТОВКА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

Во 2 квартале 2016 года в 34 регионах РФ (в 1 квартале 2016 года - в 87 регионах) утверждены перечни 2128 объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. В отличие от предыдущего квартала, когда в 22 субъектах РФ были утверждены перечни региональных объектов, в рассматриваемом периоде все объекты планируемых концессий - муниципальные. Уменьшение во 2 квартале 2016 года количества регионов, утвердивших такие перечни, а также отсутствие в них региональных объектов связано с обязанностью органов государственной власти всех уровней утверждать перечни потенциальных объектов концессионных соглашений ежегодно до 1 февраля (в соответствии с Федеральным законом № 265 ФЗ от 21 июля 2014 года об изменениях в Федеральный закон № 115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях»).

По количеству потенциальных объектов концессионных соглашений в субъектах РФ данные во 2 квартале 2016 года распределились следующим образом.

Рис.1. Распределение субъектов РФ по количеству потенциальных объектов концессий, ед.

Большинство потенциальных объектов концессионных соглашений относится к сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения. Наряду с этим, в ряде регионов планируемые для передачи в концессию объекты относятся к социальной сфере. Так, в Псковской области планируется создание оздоровительного центра площадью 2800 кв.м. В Хабаровском крае на базе общеобразовательной школы и детского сада предполагается строительство центра делового туризма. В Саратовской области утвержденный правительством региона перечень включает в себя пять объектов: помещение для проведения магнитно-резонансной терапии, круглогодичная база отдыха с горнолыжным спуском на территории Соколовой горы, многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Энгельсе, стадион «Спартак» и комплекс провиантских складов братьев Рейнеке (объект культурного наследия регионального значения).

Во 2 квартале 2016 года по двум крупных готовящимся концессионным проектам, информация о которых была опубликована в 1 квартале 2016 года, были объявлены концессионные конкурсы: на модернизацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Саратова с объемом инвестиций, определяемым по итогам подачи заявок участников конкурса и сроком концессионного соглашения 30 лет, а также на строительство четвертого моста через р. Обь общей стоимостью 32 млрд руб. и сроком действия концессионного соглашения 20 лет.

Кроме этого, в апреле 2016 года была опубликована информация о планируемых концессионных проектах по строительству автодороги Стерлитамак - Кага - Магнитогорск в Республике Башкортостан, общей стоимостью проекта 12,5 млрд. руб. и сроком концессионного соглашения 15 лет, а также по строительству мусоросортировочного комплекса в Республике Крым с общим объемом 4,2 млрд. руб. и сроком соглашения 25 лет. В мае и июне 2016 года соответственно по этим проектам были объявлены концессионные конкурсы.

3.3. ОБЪЯВЛЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

Во 2 квартале 2016 года отмечено увеличение количества объявленных конкурсов по сравнению с 1 кварталом 2016 года. Так, в рассматриваемом периоде объявлено 377 концессионных конкурсов (в 1 квартале 2016 года - 258 конкурсов), из них 262 (140) конкурса - сроком свыше 5 лет, при этом 358 (245) конкурсов, или 96% (92%) всех объявленных, - в сфере ЖКХ. В качестве частной инициативы поступило 67 (26) предложений от инвесторов в 34 регионах России.

Общий объем инвестиций во 2 квартале 2016 года по объявленным конкурсам, в документации которых содержится информация об объемах инвестиций, составляет около 103 млрд. руб. (в 1 квартале 2016 года - около 19 млрд. руб.). При этом приведенная цифра не является суммарным объемом инвестиций по всем объявленным конкурсам, поскольку почти в половине случаев в конкурсной документации отсутствует какая-либо информация об объемах инвестиций. Во многих случаях объемы инвестиций в дальнейшем могут быть определены в ходе конкурсных процедур по итогам подачи заявок участников конкурса.

Значительное увеличение суммарного объема инвестиций по объявленным конкурсам во 2 квартале 2016 года произошло за счет шести крупных проектов, по которым объявлены концессионные конкурсы, в том числе конкурс на строительство мостового перехода через реку Обь в Новосибирской области с объемом инвестиций 49,6 млрд. руб. В предыдущем квартале был объявлен один крупный конкурс - строительство мостового перехода через реку Чусовая в Пермском крае с объемом инвестиций 15 млрд. руб.

В распределении по продолжительности концессионных соглашений во 2 квартале 2016 года по сравнению с предыдущим кварталом отмечено уменьшение количества краткосрочных конкурсов (менее пяти лет). В связи с этим произошло смещение группы с максимальным количеством конкурсов в этом распределении. Так, наибольшее количество объявленных конкурсов во 2 квартале 2016 года - сроком концессионного соглашения от 6 до 10 лет (в 1 квартале 2016 года - от трех до пяти лет). Однако при этом число максимально долгосрочных конкурсов (49 лет) уменьшилось. Так, их доля в числе конкурсов категории «20 лет и выше» во 2 квартале составила 4,8% (в 1 квартале 2016 года - 20%).

По продолжительности концессионных соглашений данные по объявленным конкурсам во 2 квартале 2016 года распределились следующим образом (в скобках указаны данные за 1 квартал 2016 года) (рис 2).

Рис. 2. Распределение конкурсов по продолжительности, %

Наиболее крупные конкурсы с продолжительностью концессионных соглашений свыше 20 лет, объявленные во 2 квартале 2016 года, представлены в таблице 8.

Таблица 8

Во 2 квартале 2016 года среди всех объявленных конкурсов по-прежнему преобладают конкурсы в сфере ЖКХ. При этом 50,8% всех коммунальных конкурсов составляют конкурсы в отношении объектов водоснабжения и водоотведения (в 1 квартале 2016 года - 68,6%), 44,7% - теплоснабжения (28,9%), в области обращения с отходами - 4,5% (0,8%), электроснабжения - 0,8% (1,63%), а также газоснабжения и благоустройства территорий - по 1%. Отличительной особенностью рассматриваемого периода явилось значительное увеличение количества конкурсов, объявленных в теплоснабжении, а также с области обращения с отходами. Следует отметить, что в этих отраслях в рассматриваемом периоде были объявлены конкурсы регионального уровня: два конкурса в отношении объектов теплоснабжения в Республике Башкортостан и Республике Карелия, а также конкурс на строительство полигона ТБО в Новосибирской области. Всего во 2 квартале было объявлено 15 региональных конкурсов, преимущественно в транспорте и здравоохранении.

По отраслям данные по объявленным конкурсам во 2 квартале 2016 года распределились следующим образом (в скобках указаны данные за 1 квартал) (Рис. 3).

Рис. 3 Распределение конкурсов по отраслям, %

Количество объявленных во 2 квартале 2016 года конкурсов по каждой отрасли представлено в Таблице 9.

Таблица 9

Во 2 квартале 2016 года концессионные конкурсы были объявлены во всех федеральных округах Российской Федерации (в 1 квартале 2016 года - за исключением Крымского ФО).

В распределении конкурсов по федеральным округам России во 2 квартале 2016 года по сравнению с предыдущим кварталом произошло смещение сегмента с максимальным количеством конкурсов в связи с уменьшением на 20% количества конкурсов, объявленных в Центральном ФО, а также увеличения на 46,2% объявленных конкурсов в Приволжском ФО. Кроме этого, значительно увеличилось число объявленных конкурсов в Уральском и Дальневосточном федеральных округах на 80% и 58,5% соответственно.

По федеральным округам данные по объявленным конкурсам во 2 квартале 2016 года распределились следующим образом (Рис. 4).

Рис. 4. Распределение конкурсов по федеральным округам России, ед.

Во 2 квартале 2016 года концессионные конкурсы были объявлены в 59 субъектах Российской Федерации (в 1 квартале 2016 года - в 54 субъектах РФ).

В число десяти лидеров по количеству объявленных конкурсов как в первом, так и во втором кварталах 2016 года, вошли шесть регионов: Амурская, Волгоградская, Рязанская, Кировская, Самарская области и Пермский край. Вместе с тем, во 2 квартале 2016 года значительно снизилось количество объявленных конкурсов в Рязанской и Ростовской областях. Заметно улучшили свои позиции в этом распределении Амурская, Челябинская, Кировская, Свердловская области, Республика Бурятия и Ханты-Мансийский автономный округ.

По субъектам РФ данные по объявленным конкурсам во 2 квартале 2016 года распределились следующим образом (в скобках указана динамика количества объявленных конкурсов в субъектах, подлежащих сравнению) (Рис. 5).

Рис. 5. Распределение конкурсов по субъектам РФ, ед

По инициативе частной стороны во 2 квартале 2016 года было объявлено 65 концессионных конкурсов в 34 регионах России (в 1 квартале - 26 конкурсов в 17 регионах РФ). В число пяти лидеров по количеству объявленных конкурсов по инициативе частной стороны как в первом, так и во втором кварталах 2016 года, вошли три региона: Амурская и Кировская области, а также Забайкальский край. При этом в Амурской области объявлено максимальное количество частных инициатив.

Количество частных инициатив в каждом регионе представлено на Рис. 6.

Рис. 6. Распределение частных инициатив по субъектам РФ, ед.

Подавляющее большинство концессионных конкурсов по инициативе частной стороны в течение 2 квартала 2016 года были объявлены в сфере ЖКХ, четыре - в социальной сфере и один - в транспорте (в 1 квартале 2016 года - четыре в социальной сфере и два конкурса в транспорте). Из наиболее крупных частных инициатив во 2 квартале 2016 года можно выделить следующие: строительство и эксплуатация клинико-диагностической лаборатории в Республике Дагестан с объемом инвестиций 985,4 млн. руб., реконструкция и модернизация объектов теплоснабжения в Республике Алтай (275 млн. руб.), а также строительство снегоплавильной станции в Новосибирской области (246 млн. руб.).

Во 2 квартале 2016 года было объявлено 6 конкурсов с предполагаемым объемом инвестиций свыше 1 млрд. руб. Это в два раз больше, чем в предыдущем квартале, когда было объявлено три конкурса с объемом инвестиций более 1 млрд. руб.

Информация по объявленным по 2 квартале 2016 года конкурсам с объемом инвестиций свыше 1 млрд.руб. представлена в Таблице 10.

Таблица 10

Следует отметить, что в первом квартале:

  • конкурс на строительство моста через р. Чусовую и реконструкцию прилегающих участков дорог общей стоимостью проекта 15 млрд руб. со сроком действия концессионного соглашения 15 лет;
  • предложение инвестора в качестве частной инициативы о строительстве Центра ядерной медицины на о. Русский в Приморском крае с объемом инвестиций 2 219 млрд. руб. и сроком концессионного соглашения 25 лет;
  • конкурс на строительство дворца водных видов спорта с аквапарком в г. Саратове с объемом предполагаемых инвестиций 1 млрд руб. и сроком 9 лет.

3.4. ИЗМЕНЕНИЯ В КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУРАХ

В 2 квартале 2016 года по ранее объявленным конкурсам произошли следующие изменения.

11 апреля 2016 года Правительство Санкт-Петербурга одобрило разработанный Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга проект постановления «О заключении концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга».

11 и 15 апреля 2016 года состоялось вскрытие конвертов с конкурсными предложениями на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 3», а также «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 4» соответственно.

27 апреля 2016 года предложение ООО «Автодорожная строительная корпорация» признано соответствующим требованиям документации открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, Пусковой комплекс (этап строительства) № 3.

24 мая 2016 года завершился срок подачи предложений по проекту концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области. Предложений о возможности реализации данного проекта на заявленных условиях не поступало. Исходя из этого, концессионное соглашение может быть заключено с инициатором проекта - ООО «Экология-Новосибирск». Объем инвестиций в проект составляет 6,5 млрд руб., срок концессионного соглашения - 40 лет.

27 мая 2016 года состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения по строительству, реконструкции и эксплуатации 3 участков дороги Пермь-Березники - моста через р. Чусовую, подъезда к мосту и участка Восточного обхода. На конкурс было подано три заявки - консорциум «Газпромбанк», консорциум «ВТБ» и консорциум ЗАО «Лидер». 10 июня 2016 года опубликован протокол проведения предварительного отбора участников. Все компании, которые подали заявки, допущены к участию в торгах. Стоимость реализации проекта составит 14 млрд. руб. Срок концессионного соглашения - 15 лет.

31 мая 2016 года ГК «Автодор» рассмотрела конкурсное предложение ООО «Юго-восточная магистраль» - единственного участника конкурса на право заключения концессионного соглашения на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт Центральной кольцевой автомобильной дороги, Пусковой комплекс № 4, и направила уведомление о готовности заключения соглашения с проектом концессионного соглашения. ООО «Юго-восточная» магистраль» подала конкурсное предложение на право заключения концессионного соглашения. В связи с тем, что в конкурсную комиссию поступило менее двух конкурсных предложений, конкурсная комиссия приняла решение о передаче представленного единственного конкурсного предложения на рассмотрение концеденту в лице Государственной компании «Автодор». Проектом ЦКАД-4 предусмотрено финансирование, строительство и дальнейшая эксплуатация участка дороги протяженностью 96,5 км. Объем инвестиций по проекту составляет 76,5 млрд руб., из которых средства концессионеров - до 29 млрд руб.

8 июня 2016 года Комитет по управлению имуществом города Саратова отклонил предложение ПАО «Т плюс», а 14 июня 2016 года отклонил предложение Минстроя России о внесении изменений в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Саратова.

11 апреля, а также 1,6 и 20 июня 2016 года внесены изменения в конкурсную документацию по конкурсам на строительство, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог «Пермь-Березники, Восточный обход г. Перми и мостового перехода через реку Чусовая», «Стерлитамак - Кага - Магнитогорск» в Республике Башкортостан, «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42», а также «Восточного выезда из г. Уфы» соответственно. Изменения коснулись сроков проведения конкурсных процедур.

3.5. ОТМЕНА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

Во 2 квартале 2016 года было отменено 32 концессионных конкурса, преимущественно в сфере тепло- и водоснабжения (в 1 квартале 2016 года - 21 конкурс).

Основными причинами отмены конкурсов в рассматриваемом периоде явились решения концедентов о невозможности заключения концессионного соглашения и отказ от проведения конкурсов, недостаточное количество поданных заявок, а также ошибки в конкурсной документации.

Кроме этого, во 2 квартале 2016 года конкурсы были отменены из-за несвоевременного опубликования сообщения о проведении конкурса в официальном издании, отсутствия согласования долгосрочных параметров конкурса с органами регулирования тарифов, несоответствия предмета конкурса перечню установленных законодательством объектов концессионных соглашений, невозможности устранения замечаний, указанных в предписании региональным управлением ФАС России, в установленные сроки, а также в связи с нарушением пункта 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона №115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях».

Все конкурсы в рассматриваемом периоде отменены на основании постановлений органов местного самоуправления, а также решений конкурсных комиссий.

3.6. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

Во 2 квартале 2016 года в России завершен 281 концессионный конкурс, (подведены итоги, определены победители), преимущественно в сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения.

В 17 случаях в ходе конкурсных процедур не поступило других заявок, в пяти - при наличии других заявок решение о заключении концессионного соглашения определяется на конкурсной основе, в одном - инвестор отказался от заключения концессионного соглашения.

Так, 26 апреля 2016 года завершен конкурс на строительство дворца водных видов спорта и аквапарка в г. Саратове. На сайте www.torgi.gov.ru опубликован приказ Министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области № 230 от 25 апреля 2016 года о заключении концессионного соглашения с ООО «Тверская концессионная компания». Согласно конкурсной документации, объем предполагаемых инвестиций по проекту определен в диапазоне от 1 до 30 млрд. руб. Срок концессионного соглашения - 49 лет.

Из наиболее крупных конкурсов в этой категории можно выделить конкурс на строительство железнодорожных путей, контактной сети и совокупности технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к обгонному пункту 22 км железнодорожной линии Вышестеблиевская - Тамань-пассажирская, а также железнодорожных путей, путепровода тоннельного типа, контактной сети и совокупности технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к железнодорожной линии Вышестеблиевская - Тамань-пассажирская в районе 29 км. Концедентом конкурса выступило Министерство транспорта Российской Федерации. Конкурс завершен 13 июня 2016 года.

По итогам 21 завершенного конкурса, получившего статус «состоявшийся», решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми будут заключены концессионные соглашения. Объектами концессионных соглашений всех конкурсов данной категории являются системы тепло- и водоснабжения и водоотведения.

Среди 281 завершенных конкурсов во 2 квартале 2016 года 94 конкурса признаны несостоявшимися по решению концедента в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе было представлено менее двух заявок, они получили статус «несостоявшиеся с единственным участником».

13 апреля 2016 года по конкурсу «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 3» опубликован протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями. Приказом ГК «Автодор» № 51 от 12 апреля 2016 года конкурс признан несостоявшимся в связи с представлением в конкурсную комиссию менее двух конкурсных предложений, а также принято к рассмотрению конкурсное предложение единственного участника конкурса ООО «Автодорожная строительная корпорация». Объем инвестиций по проекту составляет 75,6 млрд руб., из которых средства концессионеров - до 31 млрд руб. Срок действия концессионного соглашения - 30 лет.

20 апреля 2016 года опубликован протокол вскрытия конвертов с конкурсными предложениями по проекту «Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) № 4». Приказом ГК «Автодор» № 56 от 18 апреля 2016 года конкурс признан несостоявшимся в связи с представлением в конкурсную комиссию менее двух конкурсных предложений, а также принято к рассмотрению конкурсное предложение единственного участника конкурса ООО «Юго-Восточная магистраль». Объем инвестиций по проекту составляет 76,5 млрд руб., из которых средства концессионеров - до 29 млрд руб. Срок действия концессионного соглашения - 30 лет.

В рассматриваемом периоде 139 завершенных конкурса «не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников». Так, не состоялся конкурс на создание паркового комплекса нового типа на территории Детского парка им. В. Черевичкина г. Ростова-на-Дону с объемом предполагаемых инвестиций 330 млн. руб. и сроком соглашения 32 года, а также конкурс на модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения в г. Улан-Удэ с объемом инвестиций 297,4 млн. руб. и сроком соглашения 20 лет.

В рассматриваемом периоде завершено 13 конкурсов, объявленных по инициативе частной стороны.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Во 2 квартале 2016 года в России заключено 6 концессионных соглашений с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб.

25 апреля 2016 года было заключено концессионное соглашение между Саратовской областью и ООО «Тверская концессионная компания» о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе дворца водных видов спорта площадью 171 тыс. кв.м с аквапарком площадью около 30 тыс. кв.м и единовременной пропускной способностью - 640 человек в г. Саратове. Предполагаемый объем инвестиций - от 1 до 30 млрд руб., срок концессионного соглашения - 9 лет. Конкурс по проекту был объявлен в 1 квартале 2016 года.

29 апреля 2016 года между администрацией г. Великого Новгорода и ООО «ТК Новгородская» подписано концессионное соглашение в отношении системы теплоснабжения и горячего водоснабжения г. Великого Новгорода, находящейся в хозяйственном ведении МУП «Теплоэнерго». По условиям соглашения в течение пяти лет «ТК Новгородская» обязана вложить в модернизацию оборудования 2 млрд. руб. Мероприятия по модернизации теплового хозяйства начнутся уже в 2016 году. После истечения срока концессии оно остается в собственности города. Концессионное соглашение заключено сроком на 25 лет.

13 мая 2016 года было подписано концессионное соглашение о реконструкции объектов теплоснабжения на территории Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Соглашение подписали ООО «Центр развития земельных отношений Республики Татарстан» и ООО «Осиновская теплоснабжающая компания». Предполагаемый объем инвестиций в проект составит порядка 278,6 миллионов рублей. Правовая поддержка осуществлялась командой Юридической фирмы LECAP.

30 мая 2016 года Санкт-Петербурге подписано концессионное соглашение между городом и ООО «Транспортная концессионная компания» по созданию трамвайной сети в Красногвардейском районе. 60% в ООО «Транспортная концессионная компания» принадлежит ГК «Лидер», по 10% – у ЛСР, ООО «МК-20СХ» (подрядчик по ремонту и строительству трамвайных путей) и аффилированных с «Лидером» ОАО «Главная дорога» и ООО «Новое качество дорог». Соглашение заключено на срок в 30 лет. Концессионер примет на себя обязательства по созданию и реконструкции трамвайной сети, частичному финансированию её создания и реконструкции, а также эксплуатации объекта, включая перевозку пассажиров, деятельность по содержанию и ремонту сети в течение срока действия соглашения. Размер затрат концессионера оценивается в 33,7 млрд. руб. Правовая поддержка осуществлялась командой адвокатского бюро «Линия права».

15 июня 2016 года в ходе 27-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки руководителями транспортных ведомств Амурской области РФ и китайской провинции Хэйлундцзян, и генеральным директором российско-китайской компании подписано концессионное соглашение о строительстве мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ. Перспективы реализации этого масштабного инфраструктурного проекта обсуждались более 20 лет.

На площадках XX Петербургского международного экономического форума, который прошел с 16 по 18 июня 2016 года, подписано концессионные соглашение по развитию железнодорожной инфраструктуры для нужд порта Тамань между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и компанией «Таманьнефтегаз».

5. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

В 2 квартале 2016 года проблематика рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру на основе механизма концессии активно обсуждалась на различных мероприятиях экспертного уровня.

8 апреля 2016 года состоялся V Форум финансовой стабильности, организованный Национальной фондовой ассоциацией (СРО НФА) совместно с Департаментом финансовой стабильности Банка России. Представители Банка России, крупнейших финансовых организаций, участники рынка и эксперты обсудили текущее состояние российского финансового рынка с точки зрения стабильности и рисков, а также механизмы и инструменты по их снижению.

14-16 апреля 2016 года состоялся Второй Ялтинский международный экономический форум «Экономика роста в условиях новых вызовов». Министры Правительства Российской Федерации, руководство Республики Крым и города Севастополя, представители бизнеса, чиновники, политики, а также общественные деятелей и эксперты обсудили вопросы создания благоприятной среды ведения бизнеса в условиях единственной созданной в Российской Федерации свободной экономической зоны и привлечения инвестиций в экономику страны в целом и Крымского полуострова в частности, перспективы инвестиционного и инновационного будущего полуострова, презентации масштабных инвестиционных проектов с учетом принятой Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

14–15 апреля 2016 года состоялась Международная конференция по обеспечению роста инвестиций «ИнвестРос», которая проводится под патронатом Совета по инвестициям при председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В рамках мероприятия участники обсудили источники и механизмы инвестиций, возможности по привлечению иностранных инвесторов в российские проекты, механизмы защиты инвестиций и обеспечение доходности, стимулы для собственников и предпринимателей к реализации новых инвестиционных проектов, наиболее эффективные решения в условиях кризиса.

18 апреля 2016 года состоялась Вторая «Отчетная сессия концессионеров на Московской бирже», организаторами которой выступили Московская биржа, Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, Национальная фондовая ассоциация, Национальная лига управляющих, Национальная ассоциация пенсионных фондов.

18 апреля 2016 года в рамках Московского Международного Энергетического Форума «ТЭК России в ХХI веке» состоялась Практическая сессия «Опыт и перспективы организации финансирования объектов коммунальной теплоэнергетики на основе государственно-частного партнерства через механизм концессий», организованная Национальной ассоциацией концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ). Участники обсудили перспективные направления по финансированию коммунальной инфраструктуры в регионах России, будут представлены лучшие практики, имеющихся в регионах России, по финансированию коммунальной инфраструктуры.

18 мая 2016 года в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» прошел круглый стол «Реформирование системы ЖКХ», где руководители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и ведущие игроки российского рынка ЖКХ в формате диалога власти и бизнеса обсудили проблемы отрасли и перспективы ее развития. Организаторами мероприятия выступили деловая газета «Ведомости» и Минстрой России.

25 мая 2016 года состоялся круглый стол «Будущее пенсионного рынка», организатором которого выступило рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). На мероприятии обсудили потенциал НПФ как стратегических инвесторов в экономику страны, а также перспективы развития отрасли.

26-27 мая 2016 года состоялась конференция институциональных инвесторов Investfunds Forum VII. Представители инвестиционных и управляющих компаний, российских банков и страховщиков обсудили новации в законодательстве и регулировании, актуальные тенденции на рынке доверительного управления и коллективных инвестиций, векторы развития рынка, а также тренды и перспективы финансовых рынков, жизнеспособные стратегии инвестирования и трансформацию подходов к управлению инвестициями.

С 16-18 июня прошел XX Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2016), в рамках которого состоялся ряд мероприятий, посвященных обсуждению развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.

16 июня 2016 года прошла панельная дискуссия «Системный подход к развитию государственно-частного партнерства в России», посвященная обсуждению качественной транспортной, коммунальной, социальной и энергетической инфраструктуры, которая является фундаментом для стимулирования экономического роста. Участники представили успешные практики эффективного управления, контроля и мониторинга проектов ГЧП в регионах.

В панельной дискуссии выступил руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ, Управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер, который рассказал об организации финансирования транспортных концессий.

18 июня 2016 года на форуме прошла панельная дискуссия «Государственно-частное партнерство в ЖКХ: реальные инвестиции в реальный сектор», в рамках которой эксперты отрасли, представители бизнеса, Минстроя России, Государственной Думы и Правительства РФ обсудят успешный опыт привлечения инвестиций в отрасль ЖКХ, а также какие меры необходимы для стимулирования притока частных инвестиций в ЖКХ.

В панельной дискуссии принял участие директор ООО «Концессии водоснабжения» Николай Николюк, который рассказал о первых результатах и ходе реализации концессионного соглашения по модернизации системы холодного водоснабжения и водоотведения в Волгограде.

В рамках ПМЭФ-2016 прошла выставка SPIEF Investment Projects, на площадке которой были представлены более 100 перспективных российских и зарубежных инвестиционных проектов, в том числе - концессионный проект по финансированию, строительству и эксплуатации комплексной структуры скоростного трамвайного сообщения в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Соглашение было заключено 30 мая 2016 года между Правительством Санкт-Петербурга и ООО «Транспортная концессионная компания». Объем инвестиций по проекту составит 12,5 млрд руб., из которых 1,3 млрд руб. – капитальный грант из бюджета Санкт-Петербурга. Для финансирования проекта концессионер планирует выпустить концессионные облигации и привлечь средства негосударственных пенсионных фондов.

С 29 июня — 1 июля 2016 года прошел XXV Международный финансовый конгресс «Перспективы развития финансового рынка», организатором которого выступил Центральный банк Российской Федерации.

В рамках конгресса российские и зарубежные эксперты финансового рынка, наряду с банковской тематикой, обсудили вопросы развития рынка доверительного управления, негосударственных пенсионных фондов, а также новых финансовых инструментов. Будущее НПФ как основного института длинных денег участники конгресса обсудили на специальном круглом столе во второй день мероприятия.

Первый заместитель генерального директора управляющей компании «Лидер» Юрий Сизоврассказал о перспективах инфраструктурных облигаций.

Он обратил внимание на то, что и институты, и инструменты длинных денег в стране до сих пор не институализированы.

О том, что НПФы являются долгосрочными инвесторами, говорится, в основном, в идеологическом плане – в статьях и выступлениях. В нормативной базе только в последний год произошли некоторые изменения, но вся парадигма регулирования и надзора пенсионных фондов по-прежнему находится в контексте краткосрочного финансового рынка.

Для того, чтобы в России активно развивался рынок долгосрочных инвестиций, необходимо создавать и институализировать его элементы, а также поддерживать лучшую практику.

На данном этапе настоятельно необходим организатор рынка - Совет или проектный офис - для координации усилий по формированию рынка долгосрочных инвестиций вместе с другими регулирующими органами.


В работе над материалами Мониторинга «Индикаторы рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, 2 квартал 2016 года» принимали участие Светлана Бик, Мария Головко, Юлия Базанова, Александр Бунин, Максим Мольдерф, Вячеслав Волков


24.08.2017