КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Ежемесячный мониторинг событий

№ 6, июнь 2016 года

Представляем вашему вниманию мониторинг событий в сфере концессий и инфраструктурных инвестиций за июнь 2016 года. Ежемесячный обзор представляет картину изменений на российском рынке инфраструктурных инвестиций за последний месяц, а также знакомит с наиболее важными событиями и тенденциями международного рынка.

В качестве базы для мониторинга используется информация об инфраструктурных проектах с объемом инвестиций свыше 100 млн руб

Обзор подготовлен объединенной Аналитической службой информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ)

СТРУКТУРА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО МОНИТОРИНГА «КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»

  1. Концессионные конкурсы
    • 1.1. Сводная информация
    • 1.2. Подготовка концессионных конкурсов
    • 1.3. Объявление концессионных конкурсов
    • 1.4. Изменения в ходе проведения концессионных конкурсов
    • 1.5. Отмена концессионных конкурсов
    • 1.6. Завершение концессионных конкурсов
  2. Заключение концессионных соглашений
  3. Мониторинг реализации концессионных проектов
    • 3.1. События концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-ТОП
    • 3.2. События концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-СТО
  4. Организационно-правовые вопросы развития ГЧП и инфраструктурных инвестиций
  5. Концессии и инфраструктурные инвестиции за рубежом
  6. Экспертные мероприятия, исследования и материалы
  7. Новости и проекты НАКДИ

1. КОНЦЕССИОННЫЕ КОНКУРСЫ

Информация по концессионным конкурсам подготовлена на основе публичных источников: www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, систем обязательного раскрытия информации, официальных сайтов органов власти, статистики, тарифного и антимонопольного регулирования, компаний – участников проектов, СМИ.

 

1.1. СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В июне 2016 года в 19 субъектах Российской Федерации были утверждены перечни 430 объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Было объявлено 130 концессионных конкурсов, преимущественно в сфере ЖКХ, при этом 77 конкурсов со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов - 18 частных инициатив.

Максимальный объем инвестиций в рамках одного конкурса - 49 млрд. руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов - 30 лет. Общий объем объявленных инвестиций в рассматриваемом периоде конкурсов - 74,3 млрд. руб., который не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 59 из 130 объявленных в июне 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций. В ряде случаев объем инвестиций определяется по результатам конкурсов.

Наибольшее количество конкурсов (10) объявлено в Челябинской области.

В июне 2016 года в России было заключено 3 концессионных соглашения с объемом инвестиций свыше 100 млн. руб.

Сводная информация о ситуации на российском рынке инфраструктурных инвестиций в июне 2016 г. представлена в Таблице 1.

Таблица 1

* Не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 59 из 130 объявленных в июне 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций

**Не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в конкурсе на модернизацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Саратова объем инвестиций будет определен по итогам подачи заявок участников конкурса

***Не является суммарным объемом инвестиций, поскольку в 39 из 121 завершенных в апреле 2016 года конкурсов в конкурсной документации отсутствует информация об объемах инвестиций.

1.2. ПОДГОТОВКА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В июне 2016 года в 19 субъектах РФ в 115 муниципальных образованиях утверждены перечни муниципальных объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Общее количество потенциальных объектов составило 430.

Большинство объектов относится к сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения. Наряду с этим, в ряде регионов планируемые для передачи в концессию объекты относятся к социальной сфере. Так, в Хабаровском крае утвержден перечень из двух социальных объектов (общеобразовательная школа и детский сад) для создания центра делового туризма. В Саратовской области утвержденный Правительством региона перечень включает в себя пять объектов: помещение для проведения магнитно-резонансной терапии, круглогодичная база отдыха с горнолыжным спуском на территории Соколовой горы, многофункциональный физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Энгельсе, стадион «Спартак» и комплекс провиантских складов братьев Рейнеке (объект культурного наследия регионального значения).

По количеству потенциальных объектов концессий в субъектах РФ в июне 2016 года данные распределились следующим образом.

Распределение субъектов РФ по количеству потенциальных объектов концессий, ед

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ О ПОДГОТОВКЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

На площадках XX Петербургского международного экономического форума, который прошел с 16 по 18 июня 2016 года Были подписаны меморандумы о намерении по реализации проекта строительства реабилитационного центра в г. Коммунар Ленинградской области на основе концессионного соглашения между Ленинградской областью и АНО «Медицинский центр XXI век» и по созданию и эксплуатации сети плавательных бассейнов на территории Ленинградской области между Ленинградской областью и ООО «Бассейны».

В рамках Петербургского международного экономического форума также заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Московской области и ПАО «Бинбанк» (группа «Сафмар») о строительстве платных путепроводов на пересечении железных и автомобильных дорог регионального значения в Подмосковье, в которое «Бинбанк» намерен инвестировать 16 млрд руб.

16 июня 2016 года ФГУП «Росморпорт» и ПАО «Новороссийский морской торговый порт» подписали соглашение о намерениях, определяющее условия участия общества в концессионном проекте строительства и эксплуатации сухогрузного района морского порта Тамань. В соглашении определен предполагаемый порядок взаимодействия сторон при реализации проекта.

Среди концессионных проектов на стадии подготовки можно отметить проект по строительству мусороперерабатывающего завода в Семилукском муниципальном районе в Воронежской области мощностью 440 тысяч тонн в год. 23 июня 2016 года прошло совещание с участием губернатора региона, на котором был рассмотрен данный проект, который представило ОАО «Экотехнологии». Предприятие планируют запустить в 2017 году на базе существующего полигона твердых коммунальных отходов. Объем инвестиций – около 700 миллионов рублей. Было отмечено, что реализацию планируется осуществить путем заключения концессионного соглашения с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

1.3. ОБЪЯВЛЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В июне 2016 года в 44 субъектах Российской Федерации было объявлено 130 концессионных конкурсов, из них 77 конкурсов - сроком свыше 5 лет, при этом 123 конкурса, или 94% всех объявленных, - в сфере ЖКХ. В качестве частной инициативы поступило 18 предложений от инвесторов в 15 субъектах РФ, два совместных конкурса было объявлено в Рязанской области.

Наибольшую долю (49%) составляют объявленные конкурсы длительностью от 3 до 5 лет, наименьшую (2%) - длительностью до 3 лет. По 16% и 21% соответственно составляют группы конкурсов длительностью от 11 до 19 лет и свыше 20 лет, около трети общего количества (32%) - сроком до 3 лет.

По продолжительности концессионных соглашений данные по объявленным конкурсам в июне 2016 года распределились следующим образом (рис 2).

Рис. 2. Распределение конкурсов по продолжительности, %

Конкурсы с продолжительностью концессионных соглашений 20 лет и более, объявленные в июне 2016 года, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

По отраслям количество объявленных конкурсов в июне 2016 года распределились следующим образом (Рис. 3).

Рис. 3 Количество объявленных конкурсов по отраслям, %

Количество объявленных в июне 2016 года конкурсов по каждой отрасли представлено в Таблице 3.

Таблица 3

По федеральным округам данные по объявленным конкурсам в июне 2016 года распределились следующим образом (Рис. 4).

Рис. 4. Распределение конкурсов по федеральным округам России, ед.

По субъектам РФ данные по объявленным конкурсам в июне 2016 года распределились следующим образом (Рис. 5).

Рис. 5. Распределение конкурсов субъектам РФ, ед

По инициативе частной стороны в июне 2016 года было объявлено 18 концессионных конкурса в 15 субъектах РФ. Количество частных инициатив в каждом регионе представлено на Рис. 6.

Рис. 6. Распределение частных инициатив по субъектам РФ, ед.

Большинство концессионных конкурсов по инициативе частной стороны в июне 2016 года были объявлены в сфере ЖКХ.

Объявленные в июне 2016 года конкурсы с предполагаемым объемом инвестиций свыше 100 млн руб. представлены в Таблице 4.

Таблица 4

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В июне 2016 года в России объявлено 11 конкурсов на заключение концессионных соглашений с объемом объявленных/предполагаемых инвестиций более 100 млн. руб.

2 июня 2016 года объявлен открытый конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении теплового хозяйства г. Волгограда. Концедентом по данному конкурсу является муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград. На стороне концедента по отдельным полномочиям, определенным концессионным соглашением, выступает муниципальное унитарное предприятие «Волгоградское коммунальное хозяйство».

Читать дальше

3 июня 2016 года объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения городского поселения Игрим Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Концедентом по конкурсу выступает администрация городского поселения Игрим.

Читать дальше

3 июня 2016 года объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении создания межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края. Концедентом выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

Читать дальше

7 июня 2016 года объявлен конкурс по инициативе частного инвестора на заключение концессионного соглашения по созданию Единой клинико-диагностической лаборатории в г. Буйнакске Республике Дагестан. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 27 июля 2016 года.

Читать дальше

9 июня 2016 года объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования Ханты-Мансийский район. Концедентом выступает администрация Ханты-Мансийского района. Срок действия концессионного соглашения – 29 лет.

Читать дальше

20 июня 2016 года начался прием заявок по конкурсу на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан - нового выезда из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 «Урал» («Восточный выезд»). Заявки принимаются до 2 августа 2016 года.

Читать дальше

24 июня 2016 года объявлен конкурс по инициативе частного инвестора на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Майминский район» Республики Алтай. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 9 августа 2016 года включительно.

Читать дальше

30 июня 2016 года объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации на платной основе мостового перехода через р. Обь. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 12 августа 2016 года.

Читать дальше

1.4. ИЗМЕНЕНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В июне 2016 года в рамках проведения конкурсов с объемом инвестиций более 100 млн. руб. произошли следующие изменения.

1 июня 2016 года в конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан «Стерлитамак - Кага - Магнитогорск» внесены изменения. В основном изменения коснулись сроков. Дата окончания подачи заявок перенесена с 15 на 18 июля 2016 года, даты начала и окончания представления конкурсных предложений перенесены с 9 августа и 31 октября ноября 2016 года на 10 августа и 2 ноября 2016 года соответственно. Вскрытие конвертов с конкурсными предложениями будет осуществляться 3 ноября 2016 года вместо указанной ранее даты 1 ноября 2016 года. Объем инвестиций в проект строительства автодороги «Стерлитамак - Кага - Магнитогорск» составляет 12 млрд. руб., срок действия концессионного соглашения - 15 лет.

8 июня 2016 года Комитет по управлению имуществом города Саратова отклонил предложение ПАО «Т плюс» о внесении изменений в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Саратова.

Читать дальше

10 июня 2016 года опубликован протокол проведения предварительного отбора в конкурсе на право заключения концессионного соглашения по строительству, реконструкции и эксплуатации двух участков автомобильной дороги Пермь-Березники, Восточный обход г. Перми и мостового перехода через реку Чусовая. Все компании, которые подали заявки допущены к участию в торгах.

Читать дальше

14 июня 2016 года состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Саратова. Оба участника, которые подали заявки, допущены.

Читать дальше

14 июня 2016 года Комитет по управлению имуществом города Саратова снова отклонил предложения о внесении изменений в конкурсную документацию по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения Саратова. Предложение поступили от Минстроя России.

Читать дальше

16 июня 2016 года в соответствии с распоряжением министерства экономического развития Хабаровского края от 14.06.2016 г. № 56 внесены изменения в конкурсную документацию по открытому конкурсу на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта капитального строительства «Автомобильная дорога «Обход г. Хабаровска км 13 – км 42».

Читать дальше

20 июня 2016 года внесены изменения в конкурсную документацию по конкурсу на право заключения концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации Восточного выезда из г. Уфы, объявленного 17 июня 2016 года. Изменения коснулись сроков проведения конкурсных процедур. Дата вскрытия конвертов с заявками участников установлена 3 августа 2016 года, срок окончания представления конкурсных предложений определен 21 ноября 2016 года, дата подведения итогов конкурса - 12 декабря 2016 года. Общий объем вложений в проект оценивается в 32,7 млрд. руб. Срок эксплуатации дороги концессионером составит 25 лет.

1.5. ОТМЕНА КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В июне 2016 года в России было отменено 12 концессионных конкурсов в 9 субъектах РФ. Все отмененные в мае 2016 года конкурсы относятся к сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения.

Причиной отмены трех конкурсов в Красноярском крае, Забайкальском крае и Кировской области явилось решение концедента о невозможности заключения концессионного соглашения и отказ от проведения конкурса.

Два конкурса в Кировской и Иркутской областях отменены из-за ошибок в документации.

В Ульяновской области и в Удмуртской Республике два конкурса отменены по причинам недостаточного количества поданных заявок.

Концессионный конкурс в Московской области отменен в связи с нарушением пункта 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона №115-ФЗ от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях».

Причиной отмены конкурса в Свердловской области явилась необходимость уточнения критериев и параметров конкурса, в Республике Дагестан - несоответствие проекта концессионного соглашения требованиям Фонда реформирования ЖКХ, в Иркутской области - выявленные неточности в техническом задании и схемах теплоснабжения, в Амурской области - несоответствие предмета конкурса перечню установленных законодательством объектов концессионных соглашений.

Все конкурсы в рассматриваемом периоде отменены на основании постановлений органов уровня, а также решений конкурсных комиссий.

1.6. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ КОНКУРСОВ

В июне 2016 года в России завершен 121 концессионный конкурс (подведены итоги, определены победители), преимущественно в сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения.

В рассматриваемом периоде завершено 9 конкурсов, объявленных по инициативе частной стороны. В шести случаях в ходе конкурсных процедур не поступило других заявок, в двух - при наличии других заявок решение о заключении концессионного соглашения определяется на конкурсной основе, в одном - инвестор отказался от заключения концессионного соглашения.

Из наиболее крупных конкурсов в этой категории можно выделить конкурс на строительство железнодорожных путей, контактной сети и совокупности технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к обгонному пункту 22 км железнодорожной линии Вышестеблиевская - Тамань-пассажирская, а также железнодорожных путей, путепровода тоннельного типа, контактной сети и совокупности технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на примыкании к железнодорожной линии Вышестеблиевская - Тамань-пассажирская в районе 29 км. Концедентом конкурса выступило Министерство транспорта Российской Федерации. Конкурс был завершен 13 июня 2016 года.

По итогам 9 завершенных конкурсов, получивших статус «состоявшиеся», решением конкурсных комиссий определены победители, с которыми будут заключены концессионные соглашения. Объектами концессионных соглашений всех конкурсов данной категории являются системы тепло- и водоснабжения и водоотведения.

Среди 121 завершенного конкурса в июне 2016 года 40 конкурсов признаны несостоявшимися по решению концедента в связи с тем, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе было представлено менее двух заявок, они получили статус «несостоявшиеся с единственным участником». Из наиболее крупных в этой группе завершенных конкурсов следует отметить конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения Полысаевского г.о. Кемеровской области с объемом инвестиций 112 млн. руб. и сроком концессионного соглашения 16 лет.

Кроме этого, в рассматриваемом периоде 63 завершенных конкурса «не состоялись в связи с отсутствием допущенных участников». Так, не состоялся конкурс на создание паркового комплекса нового типа на территории Детского парка им. В. Черевичкина г. Ростова-на-Дону с объемом предполагаемых инвестиций 330 млн. руб. и сроком соглашения 32 года, а также конкурс на

модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения в г. Улан-Удэ с объемом инвестиций 297,4 млн. руб. и сроком соглашения 20 лет.

2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

В июне 2016 года в России заключено 2 концессионных соглашения с объемом объявленных/предполагаемых инвестиций более 100 млн. руб.

15 июня 2016 года в ходе 27-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки руководителями транспортных ведомств Амурской области РФ и китайской провинции Хэйлундцзян, и генеральным директором российско-китайской компании подписано концессионное соглашение о строительстве мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ. Перспективы реализации этого масштабного инфраструктурного проекта обсуждались более 20 лет.

Читать дальше

На площадках XX Петербургского международного экономического форума, который прошел с 16 по 18 июня 2016 года подписано концессионные соглашение по развитию железнодорожной инфраструктуры для нужд порта Тамань между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и компанией «Таманьнефтегаз».

 

3. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аналитическая служба НАКДИ осуществляет мониторинг реализации концессионных проектов, включенных в Базу данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru по двум категориям проектов: ИНВЕСТИНФРА-ТОП и ИНВЕСТИНФРА-СТО.

3.1. СОБЫТИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-ТОП

ИНВЕСТИНФРА-ТОП – уникальный проект, в рамках которого компании-концессионеры, а также другие участники концессионных проектов принимают на себя добровольное обязательство по дополнительному раскрытию информации о реализации концессионных проектов.

По состоянию на 30 июня 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-ТОП содержится 14 проектов, финансирование которых осуществляется путем выпуска концессионных облигаций, либо такой способ финансирования находится в стадии подготовки. Общий объем инвестиций по проектам составляет 156,1 млрд. руб.

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-ТОП

Система холодного водоснабжения и водоотведения в Волгограде

3 июня 2016 года с опережением согласованного графика компания «Концессии водоснабжения» успешно завершила работы по прокладке нового водопровода к комплексу международного аэропорта Волгограда в рамках реализации концессионного проекта. Старый водопровод был запитан от комплекса скважин, которые подавали только техническую воду, непригодную для питья. Питьевая вода была исключительно привозной, что было экономически невыгодно, особенно для предприятий сферы обслуживания – кафе и гостиницы. Важнейшая задача по обеспечению аэропорта надежным и бесперебойным водоснабжением надлежащего качества особенно актуальна в связи с грядущим открытием международного терминала. Обязательства по строительству в аэропорту необходимых коммуникаций воды взяла на себя компания «Концессии водоснабжения». К новой насосной станции, построенной в рамках федеральной программы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018, концессионер построил водовод длиной 600 метров. Гарантийный срок службы новых экологически безопасных пластиковых труб - 50 лет. Общая стоимость проекта составила порядка 5,5 млн. руб.

Читать дальше

8 июня 2016 года ООО «Концессия водоснабжения» заключило договор № 178-16 с ООО «СтройСервис» на выполнение строительно-монтажных работ по строительству Разгуляевского канализационного коллектора (1-ая очередь 4-й участок) на территории г. Волгограда. Сумма по договору составила 185, 86 млн. руб.

www.zakupki.gov.ru

10 июня 2016 года компания «Концессии водоснабжения» приступила к реконструкции насосной станции на водоочистных сооружениях «Татьянка» в Красноармейском районе в рамках реализации концессионного соглашения, заключенного между Администрацией города Волгограда и ООО «Концессии водоснабжения» в июне 2015 года. Реконструкция предполагает проведение масштабных работ по замене насосного оборудования, автоматизации работы новых силовых агрегатов, что позволит плавно регулировать давление в трубопроводах и ликвидировать гидроудары. Программа модернизация насосной станции состоит из двух блоков: замены насосных агрегатов и ремонт здания станции.

Читать дальше

Система переработки и утилизации ТБО в Чувашской Республике

10 июня 2016 года филиал ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарске заключил договор о сотрудничестве с экологической общественной организацией «Зеленый город» в целях совместной деятельности, направленной на воспитание экологической сознательности жителей республики, общей экологической культуры населения, а также повышение эффективности предпринимаемых мер для борьбы с незаконными свалками и навалами мусора.

14 июня 2016 года Администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики выдала ЗАО «Управление отходами» разрешение на строительство № 21-24-13-2016 . Срок действия разрешения - до 13 июня 2017 года.

17 июня 2016 года Арбитражный суд Чувашской республики признал недействительным Предупреждение об устранении признаков нарушения пунктов 3 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в навязывании невыгодных условий договора путем установления необоснованной цены и нарушение порядка ценообразования за оказание услуг по временному накоплению отходов с последующим размещением, которое вынесло Управление Федерального антимонопольной службы по Чувашской Республике ЗАО «Управление отходами».

Читать дальше

23 июня 2016 года филиал ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарске и Автономное учреждение Чувашской Республики «Научно-исследовательский институт экологии и природопользования» Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики подписали договор о взаимодействии и сотрудничестве в целях создания осуществления образовательной, информационной, консультационной, научной и воспитательной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования, обмена опытом, а так же повышения экологической культуры населения Чувашской Республики.

Новости концессионера ЗАО «Управление отходами» (система переработки и утилизации ТБО в Челябинской, Мурманской, Архангельской, Саратовской областях и Чувашской Республике)

27 июня 2016 года состоялось годовое общее собрание акционеров ЗАО «Управление отходами», на котором были утверждены годовой отчет и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год, избраны члены Совета директоров и ревизор, утвержден аудитор.

На общем годовом собрании акционеров ЗАО «Управление отходами» были также одобрены сделки с заинтересованностью, которые могут быть совершены ЗАО «Управлению отходами» в процессе осуществления хозяйственной деятельности в 2016-2017 гг.

Новости концессионера ЗАО «Управление отходами-НН» (Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном в г. Балахна, Мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном в г. Городец)

9 июня 2016 года ЗАО «Управление отходами-НН» определило размер купонного дохода по облигациям серии 01 за седьмой купонный период - с 22 июня 2016 г. по 21 декабря 2016 г. Выплата будет осуществлена 21 декабря 2016 г. по ставке 10,3 % и составит 51,36 млн. руб.

Читать дальше

21 июня 2016 года ЗАО «Управление отходами-НН» осуществило выплату шестого купона по облигациям серии 01. Выплата на одну облигацию составила 89,75 руб. Общий размер выплаты – 89,75 млн. руб.

Читать дальше

3.2. СОБЫТИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-СТО

ИНВЕСТИНФРА-СТО – база данных о концессионных проектах с объемом объявленных инвестиций свыше 100 млн.руб., подготовленная аналитической службой НАКДИ на основе публичных источников.

По состоянию на 30 июня 2016 года в Базе данных ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится 21 концессионный проект, финансирование которых осуществляется как путем привлечения банковских кредитов, так и путем выпуска концессионных облигаций проектными обществами. По двум проектам предусмотрено софинансирование со стороны государства. Общий объем инвестиций по проектам ИНВЕСТИНФРА-СТО составляет 396,5 млрд. руб.

ИЗ ЛЕНТЫ НОВОСТЕЙ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИНФРА-СТО

Система взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн

16 июня 2016 года ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» совместно с Росавтодором провели презентацию Системы взимания платы «Платон» на VII Международной специализированной выставке Transport Logistics China-2016, которая проходила в Шанхае. На экспозиции Министерства транспорта РФ была представлена информация об основных элементах и пользовательских сервисах Системы. Участниками и гостями одной из самых масштабных выставок по логистике, телематике и транспорту стали представители дорожных ведомств из разных стран, крупнейшие грузоперевозчики, а также логистические и экспедиторские компании.

http://www.rtits.ru/ru/press_centr/press_relizi/1/70

Создание и реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения в г. Нижний Новгород

2 июня 2016 года в результате проведения запроса предложений с ограниченным кругом участников ООО «Нижегородский водоканал» заключило договор № 23-16-332 с ЗАО «СГМ» на оказание услуг по выполнению проектных, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку материалов и технологического оборудования. Сумма по договору составляет 137 млн. руб.

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=3681868&epz=true&style44=false

9 июня 2016 года объявлен открытый запрос предложений ОАО «Нижегородский водоканал» на право заключения договора на поставку товара (Горизонтальный консольный центробежный насосный агрегат для сухой установки HMF1-70.81C (производитель Pentair Nijhuis Голландия) с рабочим колесом диагонального типа, в комплекте с электродвигателем WEG HGF 400/L/A/B/400). Сумма по договору составляет 18, 9 млн. руб. Дата подведения итогов закупки - 11 июля 2016 года.

http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId=3875713&epz=true&style44=false

Автомобильная дорога М11 Москва–Санкт-Петербург (543-684 км)

16 июня 2016 года проект автодороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» с участием ВТБ Капитал назван лучшим в Центральной и Восточной Европе согласно рейтингу EMEA Finance. ВТБ Капитал выступил инвестором, кредитором, финансовым консультантом и организатором облигационного займа проекта, который имеет стратегическое значение для развития транспортной инфраструктуры России. Инвестиционный бюджет проекта составляет около 83 млрд. рублей. Строительство данных участков автодороги запланировано на 2015-2017 гг., эксплуатация - с 2018 по 2041 гг. В мае 2014 компания ООО «Магистраль двух столиц», созданная ВТБ Капитал и Vinci Concessions, стала победителем конкурса, проводимого Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») на право заключения концессионного соглашения по проекту. В 2015 году М-11 "Москва - Санкт-Петербург" стал лучшим проектом государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере транспорта по версии Национальной премии «ROSINFRA».

http://www.vtbcapital.ru/corporate-communications/news/2016-june/685336/

Автомобильная дорога М11 Москва - Санкт-Петербург (15-й км - 58-й км)

16 июня 2016 года Государственная компания «Автодор», ОАО «НК «Роснефть» и Правительство Новгородской области в рамках Петербургского Международного экономического форума заключили соглашение о взаимодействии по созданию объектов придорожной инфраструктуры на территории региона. В рамках соглашения стороны намерены сотрудничать в области развития придорожной инфраструктуры, разработки, внедрения и применения новых форматов создания многофункциональных зон дорожного сервиса на новой скоростной дороге М-11 «Москва - Санкт-Петербург» в Новгородской области. Соглашение предусматривает совместную работу по строительству МФЗ, синхронизированную со сроками ввода скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Конкретные условия операторского соглашения будут определены дополнительно. Сроки ввода в эксплуатацию АЗС будут синхронизированы со строительством трассы. В соответствии с достигнутыми договоренностями, Правительство Новгородской области окажет нормативное содействие реализации проекта.

www.russianhighways.ru

Онкорадиологический центр в г. Балашихе

23 Июня 2016 года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев проинспектировал ход работ по строительству онкорадиологического центра в г. Балашихе. Ввод онкорадиологического центра в эксплуатацию запланирован на май 2017 года. Центр сможет оказывать качественные медицинские слуги 20 тысячам пациентов.

www.mosreg.ru

Организация системы водоснабжения и водоотведения в г. Воронеже

23 июня 2016 года опубликована информация о проведении специалистами воронежского предприятия Группы компаний «РОСВОДОКАНАЛ» капитального ремонта фильтров на трех крупнейших водоподъемных станциях (ВПС) Воронежа. Общая стоимость работ по модернизации четырех скорых фильтров, которые проводятся за счет производственной программы водоканала, составляет свыше 13,8 млн. рублей с НДС. Работы планируется завершить в конце декабря этого года.

www.voronezh-rvk.ru

28 июня 2016 года в результате закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ЗАО «Вторресурсы» заключило договор генподряда с ООО «ИТСО» на выполнение по объекту: «Строительство полигона твердых бытовых отходов для г. Вологда. I очередь. (в том числе АХЗ и дорога)». Сумма по договору составила 416,5 млн. руб.

www.zakupki.gov.ru

29 июня 2016 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрил закон о совершенствовании системы налогообложения собственников грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Согласно пояснительной записке законопроекта, в связи с введением платы по системе «Платон» финансовая нагрузка на владельцев транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, существенно возрастает, поскольку они должны уплачивать в бюджет два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования. Согласно закону, сумма налога уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком. Если сумма выплат по системе «Платон» больше налоговых выплат, то физическое лицо освобождается от выплаты транспортного налога.

www.asozd2.duma.gov.ru

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГЧП И ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Нормативные правовые акты, документы и материалы Президента Российской Федерации

24 июня 2016 года началось общественное обсуждение Проекта Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082» , разработанного в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 460-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым были созданы правовые возможности заключения концессионных соглашений в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Проект предложен Минобороны России.

30 июня 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Указом утверждены Положение о Совете, состав Совета и его президиума. Президиум возглавляет Председатель Правительства. В президиум также входят члены Правительства, сотрудники Администрации, главы ряда регионов.

Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Российской Федерации и реализацией приоритетных проектов.

Читать дальше

Федеральное законодательство

2 июня 2016 года принят Федеральный Закон ФЗ-175 «О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», включающий оплату услуг по обращению с ТКО в плату за коммунальные услуги.

29 июня 2016 года Совет Федерации на заседании одобрил два федеральных законопроекта, которые предусматривают значительные изменения в существующую законодательную базу, регулирующую рынок государственно-частного партнерства, в том числе реализацию концессионных проектов:

Проектом Федерального закона 1099492-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» устанавливаются особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Предусматривается, что стороной концессионного соглашения, объектом которого являются объекты коммунального хозяйства, не может являться иностранное юридическое лицо. В качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в случаях, предусмотренных законом, в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации.

Регламентируются условия концессионного соглашения, гарантии прав концессионера по концессионному соглашению. Предусматриваются дополнительные требования к конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Устанавливаются правовые основания, позволяющие заключать концессионное соглашение без проведения конкурса.

Проект федерального закона № 985767-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает изменения в Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, поправки устраняют ряд важных пробелов в законе и облегчают запуск проектов ГЧП для частного партнера. Уточняются отдельные положения, касающиеся прямых соглашений, которые позволяют заключать такое соглашение с несколькими финансирующими лицами. Ряд изменений направлен на решение проблемы неопределенности с условиями предоставления частному партнеру земельных участков, а также на введение такого института как «иное имущество», которое может быть создано частным партнером по соглашению о ГЧП, не являясь при этом объектом соглашения.

Поправки в закон расширяют перечень возможных объектов, по которым может быть заключено соглашение о государственно-частном партнерстве. Список увеличился за счет объектов охотничьей инфраструктуры и имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и иной деятельности в сфере промышленности. Для охотничьих хозяйств также установлены дополнительные существенные условия соглашения.

На заседании Совет Федерации также одобрил законопроект №1053039-6, которым вносятся изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления налоговых льгот организациям и физическим лицам в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Нормативные правовые акты, документы и материалы Правительства Российской Федерации

1 июня 2016 года было опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации № 1060-р от 30 мая 2016 года, утверждающее адресное (пообъектное) распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на софинансирование расходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Общий размер финансирования – 1,2 млрд. руб.

3 июня 2016 года Правительство Российской Федерации опубликовало Постановление № 484 от 30 мая 2016 года «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

В принятом постановлении изложены основы ценообразования в области обращения с ТКО. В процессе ценообразования должны учитываться инвестиции в модернизацию, строительство и эксплуатацию объектов по обращению с ТКО, а также закладываться предпринимательская прибыль. Кроме того, при установлении тарифов должен применяться метод обеспечения доходности инвестированного капитала, применяемый к организациям, эксплуатирующим объекты, созданные не ранее 1 января 2015 года. Федеральной Антимонопольной Службе поручено разработать и согласовать с Минстроем России и Минэкономразвития России методику расчета тарифов в сфере обращения с ТКО в течение 4 месяцев с момента публикации закона.

Читать дальше

5 июня 2016 года опубликован План проведения в 2017 году в России Года экологии. План утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1082-р от 2 июня 2016 года, он сформирован с учётом предложений региональных органов исполнительной власти, общественных экологических организаций, представителей предпринимательского сообщества.

В план вошли несколько инфраструктурных проектов, которые реализуются в рамках концессии:

- строительство и ввод в эксплуатацию мусороперерабатывающего комплекса в г. Балаково, строительство и ввод в эксплуатацию 5 мусороперегрузочных станций в пяти муниципальных районах Саратовской области;

- создание комплекса по хранению, обработке, утилизации и обезвреживанию особо опасных отходов I - III классов опасности, образующихся на территории Мурманской области и в других арктических регионах;

- строительство мусороперегрузочных станций в муниципальных образованиях в Чувашской Республике;

- пилотный проект по привлечению частных инвестиций в развитие систем водоснабжения и водоотведения в г. Волгограде.

Читать дальше

21 июня 2016 года опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1144-р, которым утвержден план мероприятий по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, в том числе, на основе государственно-частного партнерства. В качестве одного из контрольных показателей реализации «дорожной карты» установлено количество регионов, в которых в течение года заключены концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнёрстве и соглашения о государственно-частном партнёрстве в социальной сфере. За период с момента подписания данного распоряжения до 2018 года включительно количество таких регионов должно увеличиться с 21 до 70.

Читать дальше

24 июня 2016 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации № 564, которым утверждены стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и региональными операторами по обращению с ТКО, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, и органами местного самоуправления, которым в соответствии с законами субъектов Российской Федерации переданы полномочия по утверждению тарифов в области обращения с ТКО.

Читать дальше

Нормативные правовые акты, документы и материалы министерств и ведомств Российской Федерации

2 июня 2016 года опубликован приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 74/114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», вступающий в силу с 1 июля 2016 года и регулирующий порядок и сроки публикации данных в данной информационной системе.

С 15 июня по 29 июня 2016 года Минэкономразвития России представило на обсуждение проект Федерального закона, которым предполагается расширить список объектов государственно-частного партнерства и включить в него индустриальные (промышленные) парки, технопарки, а также иные имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности ‎в сфере промышленности.

16 июня 2016 года Минстрой России предложил внести изменения в Порядок предоставления субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в Государственную Корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2013 г. № 147» предусматривает перераспределение дополнительных имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» между 2016 и 2017 годами, а именно увеличение общей суммы субсидий предоставляемых Фонду в 2016 году и предназначенных на предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 4,8 млрд. рублей за счет соответствующего уменьшения суммы субсидий Фонду на указанные цели в 2017 году. Проект Постановления будет доступен для обсуждения до 1 июля 2016 года.

Нормативные акты, документы и материалы Банка России

1 июня 2016 года Минюст России зарегистрировал Указание Центрального Банка от 9 марта 2016 года № 3970-У, которым вносятся изменения в Положение Банка России № 451-П, регламентирующее особенности инвестирования пенсионных накоплений. Указанием Банка России облигации эмитента-концессионера включены в число высокорисковых активов, к которым также отнесены ипотечные сертификаты участия, акции и облигации, не соответствующие требованиям ЦБ по уровню рейтинга, а также облигации, порядок определения размера процента (купона) по которым устанавливается в виде формулы с переменными.

1 июня 2016 года Банк России опубликовал основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию за 1 квартал 2016 года.

Среди 20 крупнейших фондов по количеству застрахованных лиц и объёму пенсионных накоплений наибольшую доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений получили НПФ «Промагрофонд» (73,8 млрд. руб.) – 14,02%, ОАО «Негосударственный Пенсионный Фонд «РГС» (153,8 млрд. руб.) – 13,93 % и ЗАО «Негосударственный пенсионный фонд «Социум» (14,1 млрд. руб) – 13,81 %. Отрицательную доходность показало АО «Негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ» - (-6,8%).

Читать дальше

15 июня 2016 года Минюст России зарегистрировал Указание Банка России № 4025-У, которым снимаются ограничения для негосударственных пенсионных фондов по инвестированию средств пенсионных накоплений в акции госкомпаний, реализуемые в рамках внебиржевых приватизационных сделок с участием агентов. Изменения вносятся в Положение Банка России № 451-П, регламентирующее особенности инвестирования пенсионных накоплений.

24 июня 2016 года Минюст России зарегистрировал Указание Банка России от 30.05.2016 N 4028-У «О порядке расчета собственных средств негосударственных пенсионных фондов». Новый порядок заменит собой действующий порядок, предусмотренный Указанием Банка России от 7 октября 2014 года N 3415-У «О порядке расчета собственных средств негосударственных пенсионных фондов», и предусматривает изменение состава активов, включаемых в расчет собственных средств негосударственных пенсионных фондов.

28 июня 2016 года Банк России сообщил о завершении рассмотрения ходатайств негосударственных пенсионных фондов о вступлении в систему гарантирования прав застрахованных лиц. С учетом ранее принятых решений Банком России вынесено положительное заключение о соответствии 46 негосударственных пенсионных фондов требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, под управлением которых находится 2 025 млрд рублей пенсионных накоплений.

Читать дальше

Нормативные акты, документы и материалы региональных органов власти

В июне 2016 года в ряде регионов были приняты нормативно-правовые акты по регулированию вопросов по подготовке и реализации концессионных соглашений и государственно-частных партнерств. Соответствующее законодательство было принято в следующих регионах: Республике Марий-Эл, Республике Северная Осетия – Алания, Забайкальском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Калининградской области, Чувашской республике, Свердловской области, Новгородской области, Волгоградской области, Ненецком автономном округе-Югре, Пермском крае, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Ульяновской области.

До 1 июля 2016 года законодательные органы субъектов Федерации приводят региональное законодательство в соответствие с Федеральным Законом № 224 от 13 июля 2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ряде регионов были приняты соответствующие нормативно-правовые акты: Чувашской Республике, Ростовской области, Республике Башкортостан, Волгоградской области, Орловской области, Курганской области, Ярославской области, Саратовской области.

В июне 2016 года были опубликованы решения арбитражных судов по взаимоотношениям концедентов и концессионеров в рамках 3 концессионных соглашений.

1 июня 2016 года Арбитражный суд Свердловской области принял решение по иску ООО «Акваком» к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнетуринского округа о взыскании убытков, возникших после расторжения концессионного соглашения. Концессионное соглашение по оказанию услуг холодного водоснабжения (ХВС) и сбыта с использованием объектов сетей ХВС. В связи с тем, что концессионер вступил в стадию банкротства и был признан несостоятельным, концедент выступил из соглашения в одностороннем порядке, без проведения процедуры передачи объектов сетей ХВС новому балансосодержателю, так как последний не был определён. В ситуации уклонения ответчика от принятия имущества и с учетом специфики оказываемых по договору услуг, концессионер был вынужден продолжить оказывать услуги по ХВС населению. Образовавшиеся убытки стали причиной иска к концеденту. На основе представленного концессионного соглашения и определенных в нем тарифов, суд определили сумма иска как необоснованную. Судом принято решение удовлетворить иск частично (в сумме 50% требований).

3 июня 2016 года Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел иск Администрации Зиминского городского муниципального образования Иркутской области к ООО «ВОДОСНАБЖЕНИЕ» о признании недействительным концессионного соглашения на основании невыполнения концессионером условий концессионного соглашения. Концессионер не предоставил концеденту подтверждение безотзывной банковской гарантии по обеспечению инвестиций в проект. В ходе рассмотрения дела суд установил факт нарушения концедентом обязательств по продлению в положенный соглашением срок права аренды имущества для реализации соглашения, что стало причиной отказа банка в предоставлении банковской гарантии концессионеру. По результатам рассмотрения дела суд принял решение в иске отказать.

20 июня 2016 года Арбитражный суд Московской области принял решение о взыскании концессионной платы в сумме 367 011 руб. и процентов за пользование чужими средствами в сумме 6235, 77 руб. к ООО «Баня №1» в пользу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево. Решение вынесено на основании заключенного концессионного соглашения, предусматривающего внесение концессионной платы.

5. КОНЦЕССИИ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

Основным событием на зарубежных финансовых и инвестиционных рынках по-прежнему остается Brexit. Однако эксперты прогнозируют, что основные негативные последствия решения Великобритании о выходе из ЕС скажутся в долгосрочной перспективе. .

Эксперты отмечают большую зависимость Великобритании от частных инвестиций в инфраструктуру, чем в других странах ЕС.Данные Евростата показывают, что за период с 2011 по 2015 год объем государственных инвестиций в инфраструктуру страны составил 35,4 %. В то же время в таких странах как Мальта, Венгрия и Греция этот показатель составляет более 50 %. И зависимость Великобритании от частных инвестиций для развития новой инфраструктуры вероятно в будущем увеличится. В соответствии с Национальным планом развития инфраструктуры Великобритании на 2016 -2021 гг. в течение 5 лет предполагается, что в более чем 600 инфраструктурных проектов по всей Великобритании должно быть вложено 425 млрд. ф. ст., из которых только 100 млрд. ф. ст.- государственные средства.

Данный дисбаланс может сделать выход Великобритании из ЕС более болезненным, так как по мнению участников рынка, сокращение частных инвестиций в инфраструктуру является наиболее вероятным результатом проведения референдума.

Кроме того, эксперты отмечают растущую зависимость Великобритании от инвестиций из-за рубежа. Сейчас мнения разделились, и пока непонятно, будут ли заинтересованные страны осуществлять инвестиции в экономику страны, как только Великобритания выйдет и ЕС. Инвесторам необходима определенность и вполне вероятно, что инвесторы будут ждать, чтобы увидеть, какое влияние окажет выход Великобритании из ЕС на ее экономику. Кроме того, ожидается, что инвесторы будут откладывать принятие решений для того, чтобы увидеть, как будет реагировать национальная валюта.

В то же время, крупные текущие проекты в Великобритании, такие как Thames Tideway, Crossrail и т.д. оцениваются как достаточно стабильные, чтобы продолжить их реализацию.

В июне 2016 года на зарубежных рынках инвестиций и инфраструктурного строительства произошел ряд значимых событий: опубликованы данные исследований, отчетов и прогнозов

14 июня 2016 года Всемирный банк опубликовал обновленный отчет о частных инвестициях в инфраструктуру стран мира. Согласно отчету, глобальный объем частных инвестиций в инфраструктуру за 2015 год составил около 111,6 млрд. долл., то есть почти равен показателю 2014 года, но на 10% ниже среднегодового объема за предыдущие 5 лет. Около 40% глобальных инвестиций в 2015 году пришлись на долю всего 7 проектов в Турции, достигших финансового закрытия с рекордным общим объемом инвестиций в 44,7 млрд. долл. В числе этих 7 проектов две мега-сделки в транспортной сфере: проект строительства нового аэропорта IGA в Стамбуле, поставивший исторический рекорд по объему инвестиций в рамках одной сделки – 35,6 млрд. долл., и проект строительства автомагистрали Гебзе-Измир стоимостью 6,4 млрд. долл.

В целом, частные инвестиции в инфраструктуру выросли в Европе, Африке и Центральной Азии, и снизились на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, в том числе в Китае и Индии. В транспортном секторе глобальный объем сделок в 2015 году составил 69,9 млрд. долл., то есть 63% от глобальных инвестиций в инфраструктуру, 34% пришлось на долю проектов в энергетике и 4% – в водоснабжении. .

Согласно прогнозу Всемирного банка, уже к 2018 году глобальный экономический рост упадет до 3%, а развитие инфраструктуры, текущую мировую потребность в объектах которой эксперты Всемирного банка оценивают в 800 трлн. долл., будет ключевым фактором повышения благосостояния. Инфраструктура прямо и косвенно повышает занятость населения, имеет решающее значение для развития частного сектора и повышения конкурентоспособности компаний на внутренних международных рынках.

Глобальный спад 2008 года доказал значимость государственных инвестиций в инфраструктурные секторы экономик, – гигантский спрос в 800 трлн. долл. в основном должен быть покрыт именно за счет государственных инвестиций, но роль частного сектора в инфраструктурном строительстве также должна быть значительна..

Июньское исследование консалтинговой компании McKinsey также посвящено проблемам компенсации глобального дефицита инвестиций в инфраструктуру. По оценкам McKinsey, мировые инвестиции в транспортную, энергетическую, водную и телекоммуникационную инфраструктуру должны составлять 3,3 трлн. долл. в год, причем 60% этого объема должно приходиться на долю стран с развивающейся экономикой. Такой уровень инвестирования мог бы обеспечить прогнозируемый рост экономик мира. Но по итогам 2015 года инвестиции в инфраструктуру по всему миру составили около 2,5 трлн. долл., что потенциально ограничивает производительность и рост мировой экономики.

Эксперты уверены, что ключевым условием преодоления этого разрыва в современных условиях может быть только «разблокирование» финансирования в секторе инфраструктурных проектов, реализуемых посредством государственно-частного партнерства.

20 июня 2016 года при поддержке ведущих международных организаций развития был дан старт образовательно-сертификационной программе, которая направлена на распространение лучших практик государственно-частного партнерства. Программа разработана признанным лидером в сфере сертификации проектных управляющих – компанией APMG International.

Читать дальше

В июне 2016 года в различных странах и регионах, а также в финансовых организациях были приняты организационные, регуляторные и инвестиционные решения, направленные на поддержку инфраструктурного строительства.

2 июня 2016 года парламент Литвы принял закон и ряд поправок к действующим законодательным актам, которые устанавливают правовые и организационные условия для передачи в концессию аэропортов, контролируемых государственным предприятием Lietuvos oro uostai («Литовские аэропорты»). Это позволяет провести тендеры на реализацию государственно-частного проекта развития и эксплуатации международных аэропортов Вильнюса, Каунаса и Паланги.

Читать дальше

14 июня 2016 года правительство австралийского штата Куинсленд сообщило об увеличении финансирования созданного им инфраструктурного фонда State Infrastructure Fund на 1,5 млрд ав. долл. – до 2 млрд. ав. долл. Эти средства будут направлены в развитие инфраструктуры штата.

В настоящее время через фонд выделено около 180 млн. ав. долл. на значительные региональные программы создания и реконструкции инфраструктурных объектов коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, служб экстренного реагирования, туризма и охраны среды.

15 июня 2016 года на Британское правительство анонсировано обновление «”Дорожной карты” запуска крупных проектов» – стратегического инструмента, позволяющего заказчикам, инвесторам и подрядчикам решать проблемы, часто возникающие при подготовке и в начале реализации крупных проектов.

Рекомендации в составе 5 модулей дополнены двумя новыми – по управлению рисками и по управлению активами. «Карта» – составная часть правительственного плана развития инфраструктуры на следующие 5 лет, разрабатываемого Управлением по инфраструктуре и проектам при правительстве Великобритании (Infrastructure and Projects Authority, IPA).

15 июня 2016 года председатель Инфраструктурной службы при правительстве Австралии сообщил о включении в Список наиболее приоритетных проектов страны 6 новых масштабных проектов модернизации и строительства объектов транспортной инфраструктуры, в том числе 5 – в сфере автодорожного строительства и один долгосрочный проект по строительству железной дороги длиной 1700 км, соединяющей Мельбурн и Брисбейн. Совокупные инвестиции в автодорожные проекты могут составить более 17,7 млрд. ав. долл., а новая железная дорога обойдется примерно в 10 млрд. ав. долл.

16 июня 2016 года совет директоров Европейского инвестиционного банка (EIB) одобрил выделение 7,4 млрд. евро для финансирования инфраструктурных проектов по всему миру и поддержки инвестиций в сфере малого бизнеса ряда стран Европы. В том числе 3 млрд. евро будет направлено в рамках Европейского фонда стратегических инвестиций (EFSI) на финансирование 17 проектов в Европе.

Это масштабное и разнообразное расширение инвестиционной деятельности EIB, включая наращивание финансирования Европейского инвестиционного плана организации – часть плана, направленного на мобилизацию 315 млрд. евро новых инвестиций в развитие инфраструктуры и повышение социального благополучия. Две трети соответствующих этому плану проектов уже одобрено руководством этой организации развития. Данные инициативы полностью укладываются в общемировой тренд поиска путей компенсации глобального дефицита инфраструктуры и достижения устойчивого развития экономик.

16 июня 2016 года Европейский инвестиционный банк опубликовал «Инструментарий Программы городского строительства Европейского союза» и «”Дорожную карту” объединенной Европы». За последние пять лет EIB предоставил 95 млрд. евро кредитов на инфраструктурные проекты в европейских городах и сейчас расширяет эту практику в регионах с более высокими инвестиционными рисками в рамках созданного банком Европейского фонда стратегических инвестиций (EFSI).

В транспортный сектор, являющийся крупнейшим в европейской экономике, EIB активно инвестирует со времени основания в 1958 году. На сегодняшний день совокупные инвестиции банка в транспортные проекты превысили 1 трлн. евро. В последние годы приоритетом EIB стали кредиты на развитие общественного и наиболее чистых видов индивидуального транспорта, повышающих энергоэффективность и снижающих выбросы парниковых газов.

17 июня 2016 года совет директоров американского государственного института развития Overseas Private Investment Corporation (OPIC), одобрил финансовую поддержку восьми новых проектов ГЧП на общую сумму около 1,2 млрд. долл. в сферах здравоохранения, финансовых услуг, энергии возобновляемых источников и инфраструктуры, запланированных к реализации в африканских странах к югу от Сахары, Южной Америки, на Ближнем Востоке и в Украине.

21 июня 2016 года опубликовано сообщение о вложениях шести корейских институциональных инвесторов, включая пенсионные фонды Teachers’ Pension и Public Officials Benefit Association (около 689 млн. долл.), в новый инвестиционный инфраструктурный фонд под управлением канадской управляющей компании Brookfield Asset Management. До конца июня 2016 г. компания планирует привлечь в свой новый фонд Brookfield Infrastructure Fund III 14 млрд. долл., что сделает его одним из крупнейших инфраструктурных фондов в мире.

Ряд крупных инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в июне вышли на новые этапы реализации.

1 июня 2016 года возглавляемое строительным гигантом Skanska проектное партнерство LaGuardia Getaway Partners, в мае прошлого года выигравшее тендер на проектирование, финансирование, реконструкцию, строительство и эксплуатацию до 2050 года аэропорта Ла Гуардия в Нью-Йорке, достигло финансового закрытия по размещению облигаций на общую сумму 2,4 млрд. долл. Планируется, что работы в рамках этого государственно-частного проекта начнутся уже в ближайшее время, а новые объекты начнут действовать в 2018 году. Общий объем инвестиций в проект оценивается в $4 млрд., что делает его крупнейшим проектом ГЧП в транспортной отрасли США.

2 июня 2016 года проектная компания Tideway, принадлежащая ряду пенсионных фондов и инвестиционных управляющих, осуществила выпуск облигаций для поддержки проекта строительства лондонской «суперканализации» – Thames Tideway Tunnel. 16 июня страховая компания Pension Insurance Corporation (PIC), специализирующаяся на страховании пенсионных фондов с фиксированной доходностью, сообщила о выкупе всего объема эмиссии этих облигаций.

Общая стоимость проекта – 4,2 млрд. ф. ст. Tideway профинансирует 3,1 млрд., остальные инвестиции поступят от Thames Water — главного оператора систем водоснабжения, водоотведения и водоочистки в Лондоне и долине реки Темзы. Ранее 12 мая было достигнуто соглашение о предоставлении Европейским инвестиционным банком целевого кредита Tideway в размере 700 млн. ф. ст.

9 июня 2016 года было объявлено о создании стратегического партнерства двух пенсионных фондов Canada Pension Plan Investment Board (CPPIB) и Ontario Teacher's Pension Plan (OTPP) и мексиканской инфраструктурной компанией Impulsora del Desarrollo y el Empleo en America Latina (IDEAL). Новое партнерство, подучившее название Newco, создано для осуществления инвестирования в инфраструктурные активы в Мексике. В Newco 51% принадлежит IDEAL, CPPIB – 29% и Ontario Teacher's — 20%.

По условиям соглашения, IDEAL передает Newco свою 99% долю в концессионной компании Autopista Arco Norte, располагающей правом эксплуатации 223-километровой федеральной платной дороги Arco Norte , окружающей Мехико с севера, в течение следующих 30 лет. В обмен на свои доли в акционерном капитале партнерства пенсионные фонды CPPIB и OTPP совместно инвестируют в проект 1,35 млрд. долларов.

9 июня 2016 года англо-швейцарский сырьевой гигант Glencore сообщил о продаже канадскому пенсионному фонду British Columbia Investment Management Corporation (BCIMC) 9,99% акций своего аграрного подразделения Glencore Agricultural Products (Glencore Agri) за 624,9 млн. Долл. Эта сделка дополняет объявленную в апреле продажу 40% акций Glencore Agri за 2,5 млрд. долл. другому канадскому пенсионному фонду – Canada Pension Plan. Сделка должна быть закрыта во второй половине 2016 года после одобрения со стороны надзорных органов.

22 июня 2016 года достиг коммерческого и финансового закрытия крупный проект дополнительной переработки отходов стоимостью 700 млн. ф. ст., реализуемый в Шотландии в рамках ГЧП – Clyde Valley Residual Waste Project.

Оператор мусоропереработки Viridor Waste Management подписал соглашение с пятью местными советами о проектировании, строительстве, финансировании, эксплуатации и обслуживания центра переработки мощностью 190 тысяч тонн отходов в год. Операционный период соглашения – 25 лет, запуск центра переработки запланирован на конец 2019 года.

6. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

1 июня 2016 года Национальное Рейтинговое Агентство опубликовало рэнкинг управляющих компаний по итогам деятельности в первом квартале 2016 г. В рэнкинге представлены показатели крупнейших российских управляющих компаний за указанный период.

Пятерка лидеров по сумме активов под управлением: ЗАО «Лидер», Компании бизнеса Сбербанк Управление Активами, Компании ВТБ Капитал Управление инвестициями, Группа УК Регион и ОАО «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс». Доля активов данных компаний составляет около 44% от совокупного объема активов компаний, принявших участие в рэнкинге.

Читать дальше

С 16-18 июня прошел XX Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2016), в рамках которого состоялся ряд мероприятий, посвященных обсуждению развития рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.

16 июня 2016 года прошла панельная дискуссия «Системный подход к развитию государственно-частного партнерства в России», посвященная обсуждению качественной транспортной, коммунальной, социальной и энергетической инфраструктуры, которая является фундаментом для стимулирования экономического роста. Участники представили успешные практики эффективного управления, контроля и мониторинга проектов ГЧП в регионах.

В панельной дискуссии выступил руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ, Управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер, который рассказал об организации финансирования транспортных концессий.

Читать дальше

18 июня 2016 года на форуме прошла панельная дискуссия «Государственно-частное партнерство в ЖКХ: реальные инвестиции в реальный сектор», в рамках которой эксперты отрасли, представители бизнеса, Минстроя России, Государственной Думы и Правительства РФ обсудят успешный опыт привлечения инвестиций в отрасль ЖКХ, а также какие меры необходимы для стимулирования притока частных инвестиций в ЖКХ.

В панельной дискуссии принял участие директор ООО «Концессии водоснабжения» Николай Николюк, который рассказал о первых результатах и ходе реализации концессионного соглашения по модернизации системы холодного водоснабжения и водоотведения в Волгограде.

Читать дальше

В рамках ПМЭФ-2016 прошла выставка SPIEF Investment Projects, на площадке которой были представлены более 100 перспективных российских и зарубежных инвестиционных проектов, в том числе - концессионный проект по финансированию, строительству и эксплуатации комплексной структуры скоростного трамвайного сообщения в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Соглашение было заключено 30 мая 2016 года между Правительством Санкт-Петербурга и ООО «Транспортная концессионная компания». Объем инвестиций по проекту составит 12,5 млрд руб., из которых 1,3 млрд руб. – капитальный грант из бюджета Санкт-Петербурга. Для финансирования проекта концессионер планирует выпустить концессионные облигации и привлечь средства негосударственных пенсионных фондов.

С 29 июня — 1 июля 2016 года прошел XXV Международный финансовый конгресс «Перспективы развития финансового рынка», организатором которого выступил Центральный банк Российской Федерации.

В рамках конгресса российские и зарубежные эксперты финансового рынка, наряду с банковской тематикой, обсудили вопросы развития рынка доверительного управления, негосударственных пенсионных фондов, а также новых финансовых инструментов. Будущее НПФ как основного института длинных денег участники конгресса обсудили на специальном круглом столе во второй день мероприятия.

Читать дальше

30 июня 2016 года Аналитической кредитное рейтинговое агентство опубликовало результаты исследования рынка пенсионных накоплений и резервов, согласно которому реформирование взаимоотношений НПФ и УК может привести к снижению роли последних.

7. НОВОСТИ И ПРОЕКТЫ НАКДИ

2 июня 2016 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) опубликовала исследование «Пенсионные накопления 2015: консолидация рынка и укрепление риск-менеджмента», обобщающее результаты событий на рынке за прошедший год и представляющее анализ факторов внешней среды и условий развития потенциала этого рынка.

Читать дальше

6 июня 2016 года опубликован выпуск № 5 Мониторинга Кконцессии и инфраструктурные инвестиции за май 2016 года, подготовленный объединенной аналитической службой информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ).

Читать дальше

На страницах Интернет-журнала «Концессии и инфраструктурные инвестиции» в мае 2016 года опубликованы новые материалы экспертов.

Модель инвестиционных концессий с привлечением средств НПФ имеет большой потенциал

В ходе обсуждения мер по стимулированию притока частных инвестиций в коммунальную сферу в рамках панельной сессии «Государственно-частное партнерство в ЖКХ: реальные инвестиции в реальный сектор» на XX Петербургском международном экономическом форуме директор ООО «Концессии водоснабжения» Николай Николюк рассказал об опыте модернизации системы холодного водоснабжения и водоотведения в Волгограде на основе концессии с привлечением средств НПФ.

Читать дальше

Отрасль ЖКХ привлекает все больше портфельных инвесторов

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак оценил инвестиционный потенциал ЖКХ на панельной сессии «Государственно-частное партнерство в ЖКХ: реальные инвестиции в реальный сектор», прошедшей в рамках Петербургского международного экономического форума 18 июня 2016 года.

Читать дальше

Проекты ГЧП необходимо стандартизировать в соответствии с интересами долгосрочных инвесторов

В ходе обсуждения участниками XX Петербургского международного экономического форума перспектив государственно-частного партнерства в инфраструктурном строительстве, руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ – Управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер предложил стандартизовать проекты ГЧП в соответствии с интересами долгосрочных инвесторов.

Читать дальше


В работе над материалами Мониторинга «Концессии и инфраструктурные инвестиции» (июнь 2016 года) принимали участие Светлана Бик, Мария Головко, Юлия Базанова, Екатерина Силантьева, Ярослав Пархоменко, Дилором Ахмеджанова

При использовании материалов мониторинга ссылка на www.investinfra.ru обязательная


27.04.2017