Признание филиппинским правительством частного сектора как партнера в инфраструктурном развитии вылилось в принятии Республиканских Актов и филиппинского закона BOT (Build-Operate-Transfer, строительство - обслуживание - передача), а также его будущих поправок и изменений.

ГЧП в здравоохранении ФилиппинДанный закон определял контрактную специфику инфраструктурных проектов, а также открывал доступ частному капиталу к проектам в сферах информационно-коммуникационных технологий, образование, здравоохранение и жилищное строительство.

На Сентябрь 2010 года, в рамках данного законодательства Филиппинам удалось привлечь 21 миллиард долларов в различные инфраструктурные проекты.

После принятия вышеуказанного закона, предыдущий Президент Фидель Пятый организовал создание BOT центра, который сейчас называется ГЧП центром. Главная задача центра состоит в предоставлении сопроводительной поддержки по ГЧП проектам региональным властям и частному сектору.

На данный момент, расширенное законодательство в области ГЧП создает благоприятный инвестиционный климат для инвестирования в эти проекты.

Рациональное обоснование. В данное время в сфере медицинских услуг, несмотря на постоянно растущий бюджет Департамента здравоохранения, существует острый дефицит финансирования. Объем средств, который, был потрачен на сферу здравоохранения с 1993 по 2007 год, составил 2.75-3.5%, что ниже 5%, рекомендованных Международной Организацией Здравоохранения в программе «Глобальной стратегии всемирного здравоохранения 2000».

Для достижения поставленной цели по предоставлению качественных медицинских услуг всем филиппинцам, Департамент здравоохранения Филиппин определил необходимый уровень финансирования этого сектора. Необходимые инвестиции в 2011-2016 годах оцениваются в 16,35 миллиардов долларов, включая софинанансирование государственной системы медицинского страхования. При этом, с использованием схемы ГЧП модернизация существующих больниц и медицинского оборудования потребует инвестиций в размере 866 миллионов долларов.

На текущий момент государство уже запустило несколько проектов, в числе которых модернизация Филиппинского ортопедического центра; модернизация 24 государственных больниц на разных островах и т.д.

Влияние проектов. В сфере здравоохранения было создано несколько моделей ГЧП, преследующих различные цели и исповедующие разные подходы. Это создает большие возможности для привлечения инвестиций в рамках ГЧП проектов в будущем. Но, к сожалению, отчеты о успешно проделанной работе и успешных практиках являются редкостью, поэтому на лицо дефицит централизованной информационной базы по ГЧП проектам.

К основными проблемам, с которыми столкнулись руководители ГЧП проектов и инициатив, можно отнести:

  • Несколько ГЧП проектов поддерживаются международными общественными организациями и агентствами по вопросам развития. В этих случаях правительство получает поддержку на время строительства объекта, но к моменту ввода объекта в эксплуатацию финансирование прекращается. Таким образом, отсутствует система планирования, которая смогла бы обеспечить долгосрочное финансирование некоторых проектов.
  • Во многих проектах существует неформальная система отношений и присутствует один лидер. Проекты завязаны вокруг одной центральной фигуры и не институализированы через долгосрочные механизмы.
  • ГЧП инициативы исходят в основном от общественных, некоммерческих организаций, что приводит к отсутствию профессионального менеджмента.
  • Правительство зачастую ведет себя пассивно, не поддерживая проект после выхода из него международных «доноров». К тому же, изменения в правительстве негативно сказываются на результатах проектов в долгосрочной перспективе.
  • Отсутствие необходимой информации о частном секторе не позволяет государству систематически подходить к изучению возможностей сотрудничества с представителями бизнеса.

Таким образом, как показывает международный и национальный опыт, успех ГЧП на Филиппинах зависит от благоприятных условия развития (политика, регулирование, рынок), правильного оформления соглашений, адаптированных под условия каждого отдельного проекта, зависящих от его особенностей и постоянного мониторинга состояния проекта государством.

Соб. Инф.