Рынок долгосрочных инвестиций в инфраструктуру: контуры и лидеры

Бик Светлана, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам

Основной формой государственно-частного партнерства в России для крупных инфраструктурных проектов является концессия. Вложения в инфраструктуру привлекательны для институциональных инвесторов благодаря нескольким свойствам. Долгосрочный характер инвестиций в инфраструктуру соответствует долгосрочной природе обязательств пенсионных фондов. Инвестиции в инфраструктуру способны генерировать привлекательную доходность в размере, превышающем доходность на рынке облигаций, и позволяют диверсифицировать инвестиционный портфель из-за слабой корреляции с традиционными финансовыми инструментами.

Для анализа проектов и целей риск-менеджмента на зарубежных рынках используют базы данных инфраструктурных проектов, в которых содержатся, накапливаются и раскрываются специфические данные по всем вопросам проектного финансирования, на которые сегодня существующие в России источники и формы раскрытия информации ответов не дают.

Так, в частности, стандарты раскрытия информации на рынке ценных бумаг не дают всей необходимой информации для управления специфическими рисками проектных облигаций. В связи с этим необходима система дополнительного раскрытия информации, где будет аккумулироваться и структурироваться исторически просматриваемая информация по проектам.

Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) в 2015 г. запустила базу данных ИНВЕСТИНФРА www.db.investinfra.ru  – информационно-аналитический проект о реальных инвестициях в создание и развитие инфраструктуры России на основе государственно-частного партнерства в форме концессий. База данных содержит информацию о проектах с объемом объявленных инвестиций свыше 100 млн руб.

ИНВЕСТИНФРА включает в себя две категории проектов: ИНВЕСТИНФРА-ТОП и ИНВЕСТИНФРА-СТО, а также каталоги компаний и событий проектов.

ИНВЕСТИНФРА-ТОП – уникальный продукт, в рамках которого компании-концессионеры, привлекающие долгосрочные инвестиции через механизм выпуска и размещения концессионных облигаций с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов (НПФов), а также иные участники реализации концессионных проектов приняли на себя добровольное обязательство по дополнительному раскрытию информации о концессионных проектах на протяжении всего срока реализации концессионных соглашений. Информация, предоставленная участниками ИНВЕСТИНФРА-ТОП, дополняется данными из публичных источников.

ИНВЕСТИНФРА-СТО содержит информацию о концессионных проектах, участниках и событиях, подготовленную аналитической службой НАКДИ на основе публичных источников – www.torgi.gov.ru, www.zakupki.gov.ru, информационных агентств, системы обязательного раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, иных систем обязательного раскрытия (а такие обязательства есть, например, у коммунальных тарифных организаций), государственной статистики, официальных сайтов компаний – участников проектов, СМИ.

По состоянию на конец I кв. 2016 г. в ИНВЕСТИНФРА-ТОП (www.db.investinfra.ru) находится 14 проектов. Восемь проектов из общего числа реализуются в жилищно-коммунальной сфере, семь из которых – в области обращения с отходами, один – в области водоснабжения и водоотведения. Четыре проекта осуществляются в спортивной сфере, два – в транспорте. Концессионные соглашения по проектам, содержащимся в ИНВЕСТИНФРА-ТОП, заключены в девяти субъектах Российской Федерации: Архангельской, Волгоградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской областях, а также в Чувашской Республике. Общий объем инвестиций по всем проектам данной категории составляет 156,1 млрд руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного соглашения – 58 млрд руб., это модернизация централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Волгограда.

Максимальный период реализации концессионных соглашений из списка ИНФЕСТИНФРА-ТОП – 40 лет, это проекты строительства автомобильной дороги «Северный дублер Кутузовского проспекта», а также системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Мурманской области. Суммарная стоимость концессионных облигаций, выпущенных компаниями-концессионерами Топ-части базы данных, – 30,07 млрд руб.

В ИНВЕСТИНФРА-СТО содержится 21 концессионный проект, 8 из которых реализуется в транспортной сфере, 5 – в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе 3 проекта – в области водоснабжения и водоотведения, по одному – в области теплоснабжения и обращения с отходами. 4 проекта реализуется в здравоохранении, 3 проекта в спортивной сфере и один - в области электроснабжения. Проекты осуществляются в 13 субъектах Российской Федерации: Воронежской, Волгоградской, Московской, Калужской, Нижегородской, Тульской, Самарской, Рязанской областях, Пермском крае, в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Республиках Удмуртия и Коми. Среди проектов этой категории реализуются также два проекта федерального уровня. Общий объем инвестиций по всем проектам ИНВЕСТИНФРА-СТО составляет 396,5 млрд руб. Максимальный объем инвестиций в рамках одного проекта – 120 млрд руб., это строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Максимальный период реализации – 49 лет, сюда относятся проекты по строительству мостовых переходов через р. Кама и р. Буй в Удмуртской Республике, а также реконструкции Городской клинической больницы № 63 в г. Москве.

Софинансирование государства – бюджетные средства, капитальные гранты, а также средства инвестиционного фонда – предусмотрено в пяти проектах. Суммарная стоимость концессионных облигаций, выпущенных компаниями-концессионерами ИНВЕСТИНФРА-СТО, – 34,250 млрд руб.

На основе собранной и структурированной информации двух разделов базы данных появилась возможность хотя бы в первом приближении определять границы и структуру, а также оценивать и отслеживать динамику рынка инфраструктурных инвестиций и, конечно, выделять его лидеров.

Контуры нового рынка

Если для «фондовиков» рынок начинается на бирже, то для участников рынка инфраструктурных инвестиций он начинается на конкурсах, поскольку любое концессионное соглашение заключается по результатам конкурса.

В I кв. 2016 г. в 87 регионах РФ были утверждены перечни объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объявлено 258 концессионных конкурсов, преимущественно в сфере ЖКХ. Почти половина объявленных конкурсов – со сроком концессионного соглашения свыше 5 лет. Среди объявленных конкурсов – 26 частных инициатив.

Максимальный объем инвестиций – 2,2 млрд руб. Максимальный срок концессионного соглашения среди объявленных конкурсов – 49 лет. Наибольшее количество конкурсов объявлено в Рязанской области.

В I кв. 2016 г. в России было заключено 4 концессионных соглашения с объемом инвестиций свыше 100 млн руб.

Сводная информация о ситуации концессионных конкурсов на российском рынке инфраструктурных инвестиций в I кв. 2016 г. представлена в табл. 1.

Таблица 1. Сводная информация о концессионных конкурсах на российском рынке инфраструктурных инвестиций в I кв. 2016 г.

* Не является суммарным объемом инвестиций по всем объявленным конкурсам, поскольку в большинстве случаев в конкурсной документации отсутствует какая-либо информация об объемах инвестиций.

Финансовый инструмент нового рынка

Наиболее приемлемым по целому ряду оснований финансовым инструментом, с помощью которого НПФы могут вкладывать средства в инфраструктурные проекты, являются концессионные облигации, выпускаемые эмитентами-концессионерами – специально созданными под реализацию концессионных соглашений частными компаниями.

Эмитенты-концессионеры и концессионные облигации – это, по сути, и есть основа формирования рынка долгосрочных инвестиций (табл. 2).

В России существует положительный опыт инвестирования средств НПФов в инфраструктурные проекты через инструмент концессионных облигаций. Начиная с 2010 г. в различные инфраструктурные проекты было вложено порядка 70 млрд руб. Относительно небольшой объем инвестиций НПФов в концессионные облигации объясняется несколькими причинами, в частности:

- специфическими рисками проектов государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений (долгосрочный характер проектов, нефинансовая сфера реализации проекта без признанных индикаторов);

- отсутствием системы специальных гарантий прав институциональных инвесторов (НПФов), вкладывающих средства в концессионные облигации;

- отсутствием обособления в нормативных документах концессионных облигаций как финансового инструмента целевого долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов;

- отсутствием стимулов к размещению средств НПФов в концессионные облигации по сравнению с размещением активов на депозиты банков;

- отсутствием системной, долгосрочной и предсказуемой политики в отношении планирования развития инфраструктуры в РФ;

- дефицитом качественно подготовленных инфраструктурных проектов;

- отсутствием системы льгот по концессионным облигациям.

Все это приводит к тому, что инвестиции НПФов в инфраструктуру осуществляются сейчас вне специально созданной для этого привлекательной среды, которая учитывала бы существенный масштаб проектов, их капиталоемкость и долгосрочность.

При решении задачи масштабного привлечения средств НПФов к финансированию долгосрочных инфраструктурных проектов целесообразно с учетом особого социального статуса средств НПФов разработать систему мер, которые бы, с одной стороны, целевым образом стимулировали и защищали инвестиции НПФов, а с другой – создавали соответствующего качества общую инвестиционную среду для подготовки и реализации инфраструктурных проектов.

Таблица 2. ЭМИТЕНТЫ-КОНЦЕССИОНЕРЫ И КОНЦЕССИОННЫЕ ОБЛИГАЦИИ (по состоянию на 19 мая 2016 г.)

 

* Облигационный выпуск включен в Ломбардный список Банка России

** Участник системы дополнительного раскрытия информации о реализации концессионных проектов ИНВЕСТИНФРА-ТОП www.db.investinfra.ru 

Лидеры нового рынка

Наряду с финансовыми особенностями концессионных проектов у данной проблематики есть и нефинансовая сторона – в частности, технические, технологические, экологические, маркетинговые и коммуникационные вопросы, которые оказывают существенное влияние на эффективность использования средств инвесторов и гарантию их возврата с установленной доходностью.

В этой связи в целях создания и развития в России рынка долгосрочного инвестирования в инфраструктуру на основе концессионной модели с использованием инструментов фондового рынка необходимо:

формирование, институализация и развитие рынка специализированных услуг, институтов сопровождения инфраструктурных проектов (юридические, финансовые, технические советники), стандартизация их деятельности под задачи долгосрочных инвесторов, в том числе для минимизации специфических рисков НПФов;

построение системы профессиональной, ответственной и публично признаваемой экспертизы в рамках подготовки и реализации концессионных проектов с учетом интересов долгосрочных инвесторов – НПФов;

формирование культуры и традиций долгосрочного инвестирования, соответствующей публичной среды, анализ и продвижение лучших практик в данной сфере и «фондовой» парадигмы привлечения инвестиций, информационно-аналитическое сопровождение, разработка и реализация мероприятий и коммуникационных проектов.

По итогам I кв. 2016 г. рассчитан и представлен Топ-3 участников рынка инфраструктурных инвестиций (методику расчета Топ-участников см. на www.db.investinfra.ru ):

Таблица 3. ТОП-3 ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТОРОВ, I кв. 2016 г.

 

Таблица 4. ТОП-3 ОРГАНИЗАТОРОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ, I кв. 2016 г.

 

Таблица 5. ТОП-3 ФИНАНСОВЫХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ, I кв. 2016 г.

 

Таблица 6. ТОП-3 ЮРИДИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ, I кв. 2016 г.

 

Таблица 7. ТОП-3 ТЕХНИЧЕСКИХ СОВЕТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ, I кв. 2016 г.

Аналитика нового рынка

Совершенно очевидно, что рынок долгосрочного инвестирования, базирующийся на крупных инфраструктурных проектах, – это сложный организм, который нужно создавать и развивать совместными усилиями участников рынка, регуляторов, государства.

Естественно, что риски освоения новых сегментов могут принять на себя только крупные компании, которые обладают не только финансовыми возможностями, но и необходимыми компетенциями. Тем интереснее отслеживать, как этот рынок строится, ведь в будущем по этому пути пойдут и другие участники рынка.

Объединенная аналитическая служба информационного агентства ИНВЕСТИНФРА и Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) совместно с экспертами Совета Национальной фондовой ассоциации по концессионным проектам для информационно-аналитического обеспечения нового сегмента рынка – долгосрочных инвестиций в инфраструктуру готовит и публикует ежемесячный мониторинг «Концессии и инфраструктурные инвестиции» и ежеквартальный мониторинг «Индикаторы рынка инфраструктурных инвестиций.

Следующим аналитическим продуктом в этом сегменте станет проведение ежегодного исследования НАКДИ при поддержке Московской Биржи «Концессионные соглашения и привлечение инвестиций в инфраструктуру России через механизм облигаций», которое будет представлено инвесторам, регулятору и профессиональному сообществу в рамках ежегодной «Отчетной сессии концессионеров на Московской Бирже».

Журнал «Рынок ценных бумаг», № 4, 2016 г.

www.rcb.ru


27.04.2017