Концессии в отрасли ТБО: взгляд институционального инвестора

Юрий Сизов, Председатель Совета НФА по концессионным проектам, Первый заместитель Генерального директора ЗАО «Лидер», Председатель Совета директоров ЗАО «Управление отходами» об опыте реализации концессионных проектов в отрасли ТБО.

Любой институциональный инвестор отличается от обычного тем, что требует дополнительной гарантии возврата средств, и он готов вкладывать больше денег на более длительный срок. Модель концессионного соглашения позволяет инвестору получить такие гарантии.

Концессия - это разновидность частно - государственного партнерства, где четко прописаны обязанности сторон: за что отвечает государство и за что отвечает инвестор. При этом объект соглашения принадлежит государству, инвестор вкладывает средства и в течение оговоренного срока эксплуатирует данный объект, который остается в собственности государства. То есть концессия – это особая форма, при которой государство защищено, поскольку не может быть изменения титула собственности, и контроль за всем видом деятельности остается у него.

Концессия является такой формой ГЧП, при которой размер платы или уровень тарифа в течение срока эксплуатации объекта должны оставаться такими, чтобы выполнялась финансовая модель, которая является частью концессионного соглашения. Согласно финансовой модели, инвестор в течение 10 - 20 лет должен вернуть свои деньги с определенным уровнем дохода, например - инфляция плюс 2 - 4 %, в зависимости от условий реализации проекта.

Концессия - это разновидность частно - государственного партнерства, где четко прописаны обязанности сторон: за что отвечает государство и за что отвечает инвестор.

Значительная часть инфраструктурных проектов в мире развивается в рамках концессионной модели. В Европе ежегодно заключаются концессионные соглашения в различных видах инфраструктуры - в экономической и социальной, на сумму более 100 млрд. долл. в год. 60% от этих средств вкладывается в транспортную инфраструктуру, так как эта отрасль является наиболее капиталоемкой. По количеству сделок лидируют сферы здравоохранения, коммунального хозяйства и создания социальных объектов.

В России существует единственный закон, который описывает процедуру концессий, это 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В следующем году ему будет 10 лет. Под закон «О концессионных соглашениях» попадает вся транспортная инфраструктура: дороги, мосты, порты, аэропорты и сооружения, которые обеспечивают эту деятельность; коммунальная инфраструктура: вода, тепло, все объекты ТБО, энергетика; социальная инфраструктура: больницы, спортивные объекты, санатории, и так далее.

В нашей стране сложилась такая ситуация, при которой основные фонды практически во всех видах инфраструктуры сильно изношены – более чем на 60%. Не хватает колоссального объема инвестиций: в ЖКХ – 3 трлн.руб., в дорогах - более 100 трлн.руб. При этом по мнению экспертов, 1 рубль в инфраструктуру приносит 4 рубля роста ВВП. Именно поэтому последние 10 лет в стране активно обсуждается развитие частно-государственное партнерство.

На данный момент в России заключено не более 300 концессионных соглашений. Но сейчас наметилась негативная тенденция – по суду концессионные соглашения расторгаются по инициативе субъектов РФ. Это происходит потому, что такие соглашения заключались не по инвестиционной схеме, когда инвестор обязуется совершить существенные инвестиции в объект инфраструктуры, а по типу операторских контрактов, без инвестиционных условий.

В рамках этих соглашений компании хотят заработать на росте тарифов, не вкладывая средства в улучшение качества предоставляемых услуг. Социальное напряжение в регионах, где действуют такие проекты, растет. Поэтому власти вынуждены расторгать концессионные соглашения, которые по своей природе являются «мнимыми».

В общей сложности у ЗАО «Управление отходами» подписаны обязательства на 5,5 млрд. рублей инвестиций. Половина из этих денег уже вложены в проекты, а объекты либо запущены и эксплуатируются, либо построены и находятся в стадии передачи концеденту, т. е. государству.

Рассматривая инфраструктурные проекты, необходимо анализировать, какие средства есть и как они могут быть направлены на инфраструктурные проекты. Первый источник - бюджетные средства. Есть нормативное обеспечение, есть все процедуры, практика, и с бюджетом все научились работать. Здесь все хорошо, кроме одного – денег начинает не хватать, и поэтому государство говорит о том, что нужно подключать другие источники средств.

Второй источник - банковское финансирование. Банки кредитуют, кредитуют активно, ищут проекты. Минус заключается в том, что у банков нет желания давать длинные деньги, предоставляемый процент достаточно большой и банк просит все в залог: и сами объекты, и акции.

Третий источник финансирования - частные средства предпринимателя. Но на него ложатся очень большие риски, которые связаны с длительным периодом возврата инвестиций. И, конечно, у него, как правило, нет длинных денег в требуемом объеме.

Следующий источник инвестиций - средства институциональных инвесторов. У них есть длинные деньги, но в регионах нет практики работы с деньгами институциональных инвесторов, так как все законодательство, которое у нас было до последнего времени, разрешало институциональным инвесторам вкладывать деньги только в акции, облигации высшего котировального списка. Практика образовалась лишь за последние 5-6 лет.

В то же время инфраструктурные проекты во всем мире всегда были очень интересны институциональным инвесторам, в число которых входят негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, различные инвестиционные фонды иностранных инвесторов и крупные российские банки, которые дают длинные кредиты в особых случаях.

На данный момент в России не более 300 концессионных соглашений. Но сейчас наметилась негативная тенденция – по суду концессионные соглашения расторгаются по инициативе субъектов РФ.

Поскольку мы управляем средствами негосударственных пенсионных фондов, мы примеряем проекты коммунальной инфраструктуры, в том числе в сфере ТБО для инвестирования пенсионных средств. И здесь мы видим, что и длительность, стабильность и защита от инфляции – все это, что отвечает нашим требованиям. Поэтому за последние пять лет мы реализовали и продолжаем реализовывать целый ряд проектов - в общей сложности у ЗАО «Управление отходами» подписаны обязательства на 5,5 млрд. рублей инвестиций. Половина из этих денег уже вложены в проекты, а объекты либо запущены и эксплуатируются, либо построены и находятся в стадии передачи концеденту, т. е. государству.

Соб. Инф.

По материалам конференции «Бытовые отходы в доходы 2014» 18 - 19 сентября 2014 года


30.04.2017