Проблемы водных концессий

В России существуют серьезные проблемы в сфере обеспечения населения услугами водоснабжения и водоотведения. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в среднем по стране инфраструктура изношена на 65-70%, и эта цифра ежегодно увеличивается на 2%.

Нижегородский водоканалДо начала развития процессов государственно-частного партнерства и выхода закона «О концессионных соглашениях» государственные унитарные (ГУПы) и муниципальные унитарные предприятия (МУПы) являлись операторами сетей водоснабжения и водоотведения.

После трансформации этих компаний в коммерческие предприятия, между ними и муниципальными властями были заключены концессионные соглашения. При этом предприятия как были убыточными, так и остались, не сумев перестроиться к работе в рамках новой для них рыночной парадигмы.

К тому же концессионные соглашения были составлены таким образом, что некоторые его детали не отвечали реальной необходимости отрасли в регионе. К таким деталям стоит отнести инвестиционную составляющую, а также список объектов концессионного соглашения.

Ярким примером служит водоканал Дзержинска, который был передан в управление на основе концессии ОАО «ДВК». Соглашение было подписано в октябре 2011 года сроком на 25 лет. Как оказалось, в состав объектов концессии вошла только та часть водоканала, которой ДВК управлял на условиях бессрочной аренды. Как позже выяснилось, что самые проблемные объекты оказались за пределами концессии: сети поселков, канализационный коллектор и 2-ая нить Тепловского водозабора. Теперь ими занимается администрация: для обслуживания оставшихся объектов городского водоканала необходимо будет выделить 20 млн. рублей из городского бюджета. Сейчас специалисты и эксперты проверяют документы концессии, в случае каких-нибудь расхождений администрация обратится в суд по поводу расторжения концессионного соглашения.

В Нижнем Новгороде проблемным местом оказалась инвестиционная составляющая концессионного соглашения. По мнению УФАС по Нижегородской области и Прокуратуры региона, условия соглашения лишают город поступлений в виде арендных платежей, в три раза превышающие сумму инвестиций по концессии.

Соглашение было заключено в июне 2013 года сроком на 25 лет между администрацией Нижнего Новгорода и ОАО «Нижегородский водоканал». Уже в декабре 2013 года в Нижегородской области Прокуратура подала иск в Арбитражный суд о его расторжении. В июле 2014 года суд отказал в иске. По истечению месяца Прокуратура собирается обжаловать решение суда.

В Краснодарском крае оператор-концессионер оказался неспособным выполнить свои обязательства по концессионному соглашению, заключенному в марте 2010 года между Краснодарским краем и ООО «Югводоканал». В рамках этого соглашения в зоне обслуживания концессионера находилось 5 городов и 140 иных населенных пунктов. За 3 года действия соглашения отсутствие инвестиций, неоправданное повышение тарифов, частые обращения ООО «Югводоканал» на выделения средств из краевого бюджета, а также передача части объектов концессии в муниципальную собственность и, как результат - прекращение обслуживания водоканалов нескольких районов Краснодарского края, послужили основанием для признания краевым Законодательным Собранием в 2013 году выполнение Концессионного соглашения неудовлетворительным. ООО «Югводоканал» заверил, что исправит все недостатки и обеспечит финансирование реализации Концессионного соглашения в полном объеме.

Таким образом, инвесторами в рамках концессионных соглашений стали компании, которые неэффективно управляли системой и не располагали необходимыми средствами. Результатом стал перенос затрат на реконструкцию системы на плечи потребителя за счет повышения тарифов. И это на фоне ветшающей инфраструктуры, которая с каждым годом требует все больших инвестиций. Случилась подмена добросовестного концессионера на обычного оператора, который не в состоянии осуществлять необходимые инвестиции.

Соб. Инф.


30.04.2017