Концессии, изменившие мир

История человечества полна драматизма, в ней много спорного и неоднозначного. Оценки современников в отношении тех или иных событий со временем могут сильно отличаться от взгляда их потомков - не потому, что факты перестают быть фактами, а потому что изменения могут быть видны не сразу, как и роль этих изменений в контексте будущих событий...

Книга «Концессии, изменившие мир»В этой книге собраны истории и проекты, которые осуществлялись и осуществляются совместными усилиями государства и частного бизнеса. Такое партнерство по природе своей неизбежно вписано в исторический контекст времени и конкретные политические условия. И осмысливая, а затем представляя в виде печатного слова результаты такого партнерства, многие авторы зачастую сосредотачиваются именно на политической стороне вопроса - благо, для этого история дает самые весомые основания: сотрудничество власти и бизнеса изобилует примерами, достойными и детективов, и криминальных драм, и настоящих человеческих трагедий.

Еще никто не брался подсчитать, сколько конкретно концессий было заключено в процессе мирового развития, сколько проектов из них реализовано, а сколь ко потерпело неудачу. И в этой книге, конечно же, представлены далеко не все концессии - лишь малая толика, нельзя объять необъятное в одном небольшом издательском формате. История таких проектов, осуществленных в мире, еще не написана, досконально не исследована и не систематизирована - процесс только начался.

Но это не означает, что сама форма взаимоотношений государства и бизнеса на основе концессионных соглашений - нова, в том числе и для России. У этой темы есть богатая отечественная история: концессии не раз уже помогали России в самые сложные времена - и в процессе перехода от аграрного уклада к индустриальной экономике в царской России, и во времена новой экономической политики в первой трети XX века. Есть уже опыт такого сотрудничества и в современной России.

В книге «Концессии, изменившие мир» не будет политики, собранный в ней материал - о самих делах и проектах, о том, чего не было, а потом появилось, а само это дело было основано на механизме концессии.

В книге «Концессии, изменившие мир» не будет никаких штампов, идеологических выводов или вердиктов - мы не оцениваем поступки людей, которые инициировали или осуществили те или иные изменения.

В книге «Концессии, изменившие мир» не будет ограничений, какой мир меняли и меняют концеденты и концессионеры: принимаются равнозначными все миры - от международного до районного масштаба, от глобального географического до мировоззренческого и личного...

В структуре книги пять глав, в каждой из них своя тематическая линия. Точной сквозной хронологической последовательности не предусмотрено, но представлено общее развитие процесса от эпохи великих географических открытий и до наших дней.

Скачать книгу в формате PDF

Глава 1. Освоение территорий и мировое развитие

Рассматривая наш сегодняшний мир на картах не только физических, но и политических, экономических, и сравнивая их с картами разных эпох и разных стран, дошедшими до наших дней, наглядно видишь важнейшие изменения.

Появлялись новые материки, острова и земли. Первые путешественники по морю и по суше чертили и перечерчивали новые и новые образы нашего мира.

Разные люди – знатные и не очень, зачастую не имевшие состояния, пускались в дорогу, как правило, при поддержке и покровительстве сильных мира сего. Царствующие особы, одновременно сомневаясь и доверяя их устремлениям, не только изыскивали средства для предприятия, но и одаривали смельчаков особыми привилегиями. Это было эффективным и действенным стимулом для первопроходцев, и они расширяли мир в представлениях современников, а потом благодаря грандиозным проектам по соединению морей и океанов прокладывали новые мировые маршруты.

Менялись границы государств, появлялись и умирали империи, рождались новые страны. А концессии помогали уладить межнациональные разногласия и расширить всемирные рынки.

Удивительно, но именно концессионные договоры, которые плоть от плоти сухие формулировки, сохранили для нас множество всемирных ценностей – от древних произведений искусства и культуры, архитектурных памятников до сокрытых веками исторических фактов.

Глава 2. Коммуникации

Вслед за стремлением человечества к освоению новых территорий самым естественным образом сформировалась потребность в разного рода коммуникациях, в развитии инфраструктуры.

Транспорт и связь – это возможность перемещения людей, материальных средств и информации. Во многих случаях именно наличие или отсутствие связи и скоростных видов транспорта повлияло на судьбу как отдельных проектов, так и целых стран.

Исход борьбы за установление границ тоже, во многом, предопределялся развитием транспортных коммуникаций и связи.

Экономическая инфраструктура влияла и продолжает влиять на жизнь людей во всех странах, она может кардинально поменять как макро, так и микроэкономику: в дореволюционной России железные дороги превратили аграрную страну в индустриальную, а новые автодороги дают новую жизнь каждой деревне на своем пути. .

Как и в прошлые времена, современные транспортные коммуникации продолжают оставаться в зоне внимания концессионного сотрудничества десятков государств и представителей частного бизнеса. Один за другим рождаются почти фантастические проекты дорог, мостов, туннелей, отвечающие нынешним скоростям, скоростям XXI века.

Столетиями англичане и французы бились над проектами туннеля под Ла-Маншем – и вот он уже стал реальностью. Европа соединилась со Скандинавией, и для многих европейцев ездить каждый день на работу в другую страну стало обычным делом.

Глава 3. Природные ресурсы

Полезные ископаемые и другие добываемые природные ресурсы – существенный фактор благосостояния многих государств, открытие новых месторождений способно было поменять геополитический баланс мира, что стало особенно очевидно в XX–XXI столетиях.

Природные ресурсы влияют на жизнь и будущее всего человечества. Именно в добыче и переработке природных ресурсов наиболее широко использовались и используются концессии.

Многие государства, не знавшие до поры до времени, на каких богатствах расположены их территории, пребывали в бедности, отставая и от мирового прогресса, и от тех благ цивилизации, которые в других странах считались обычным делом. Но появлялись компании, а порой и отдельные люди, которые брали на себя все риски и искали, бурили, копали…

Не каждому в этих случаях светила удача, но именно настойчивости многих из них обязаны сегодня как страны Востока, так и государства Южной Америки своим устойчивым экономическим положением.

Конечно, в использовании природных ресурсов не всегда был достигнут положительный результат. В погоне за наживой вырубили леса в Индонезии, в других государствах выловили и истребили до исчезновения некоторые виды флоры и фауны. К счастью, в последнее время в отношении экологических последствий хозяйственной деятельности человечество становится более благоразумным.

Однако на повестке дня остро встает очередной масштабный вопрос: ученые утверждают, что под угрозой находится главный ресурс для всего живого на планете - пресная вода, которая до сих пор в достаточном объеме не доступна всему населению мира. Глобальная проблема требует совместных усилий. А это значит, что государствам в этой сфере нужны эффективные партнеры.

Глава 4. Государственные программы

Одна из основных особенностей концессии – посредством нее решаются общественно полезные задачи силами частного капитала.

Практика показывает, что очень часто правительства и другие органы государственного управления обращают внимание на концессии именно в сложные для экономики периоды.

И в прошлом, и в настоящем есть уникальные примеры концессионных программ различных стран, которые помогли спасти государство от разрухи или избежать серьезных проблем в тех или иных отраслях.

Некоторые концессионные программы существовали и уже завершились, некоторые реализуются сейчас - в отдельных странах, отраслях или видах деятельности. В Российской истории есть хорошо известный период - НЭП, когда концессии были основой экономической доктрины государства. И несмотря на драматизм пост-революционного периода концессионная природа отношений государства и бизнеса имеет в нашей стране богатую историю и традицию, и принесла стране ощутимые положительные изменения.

Возможно, именно сейчас России не хватает целостной программы и ясной долгосрочной политики в отношении развития государственно-частного партнерства, причем с опорой не только на иностранный, но и на отечественный капитал.

Глава 5. Инфраструктурные проекты в современной России

Слово «концессия» так прочно соединилось в русском языке с эпитетом «иностранная», что во многих источниках преподносится с нераздельной предопределенностью: иностранные концессии – а какие же еще могут быть?

Действительно, до недавнего времени Россия могла рассчитывать только на участие зарубежных инвесторов в финансировании крупных инфраструктурных проектов.

Однако сейчас в нашей стране складываются необходимые организационно-правовые условия для привлечения на долгосрочной основе средств российских институциональных инвесторов – в первую очередь, негосударственных пенсионных фонов – в развитие экономической и социальной инфраструктуры страны. Таким образом пенсионные средства через выпуск инфраструктурных облигаций и концессионный механизм, в основе которого лежит соглашение бизнеса с государством, начинают работать в реальной, живой экономике, при этом результаты такой работы очевидны и ощутимы, они – и в построенных объектах, и в приемлемой доходности на вложенные инвестиции.

То есть концессии не просто могут быть российскими – они уже есть, и есть проекты и объекты, которые построены или реконструированы по концессионным соглашениям между российским государством и российским бизнесом. При этом участие иностранных компаний, конечно же, приветствуется – в глобальном мире за счет организации союзов и консорциумов участников есть все возможности использовать лучшие организационные, технологические и инвестиционные практики.


28.04.2017