Концессии, изменившие Россию

Книга «Концессии, изменившие Россию»

Книга «Концессии, изменившие Россию» продолжает презентацию исследования по истории государственно-частного партнерства в мире и в России, первая часть которого была опубликована при поддержке ЗАО «Лидер» (Компания по управлению активами пенсионного фонда) в 2014 году в иллюстрированном подарочном издании «Концессии, изменившие мир».

«Концессии, изменившие Россию» — это взгляд в наше прошлое. На отрезке истории длинною почти в 400 лет сделана попытка исследовать генезис взаимоотношений власти и частной инициативы в процессе создания государства, развития его экономики и трансформации условий жизни людей. Книга иллюстрирована документами, часть которых публикуются впервые.

Введение. От Царского села

Историки продолжают спорить о том, какой конкретный проект стал первой классической концессией на территории России. Вопрос о точке отсчёта пока остаётся открытым. И хотя в 40-х годах XIX века такого чёткого правового закрепления термина «концессия» ещё не произошло, большинство исследователей соглашаются, что первой концессией на территории России можно считать строительство и эксплуатацию Царскосельской железной дороги, которая соединила в 1838 году С.-Петербург, Царское Село и Павловск.

Первая глава. Прерогатива верховной Власти

Если верховная власть, представляющая государство, стремилась к развитию страны, она никогда не действовала в одиночку, опираясь лишь на институты регулирования, контроля или принуждения.

В течение 150 лет, начиная со времён Ивана Грозного, верховная власть России включила в орбиту своих владений не только земли, леса и реки. Она создала юридические основы для установления исключительных организационных и финансовых прав в форме регалий и монополий. И в дальнейшем при потребности осваивать обширные территории и недра земли, а также развивать в стране экономические отношения и производство, государство начало использовать свою прерогативу для привлечения к сотрудничеству частных партнёров.

Вне зависимости от форм взаимодействия и его масштабов, партнёрство для делания общего блага существовало всегда. На исследуемом отрезке российской истории первые ростки регулирования такого взаимодействия уже просматриваются в Судебнике Ивана Грозного 1550 года. Символично, что практически в то же самое время царь выдаёт первую «концессию» английским купцам на исключительное право торговли в России.

Вторая глава. Хозяин медной страны

Первая четверть XVIII века, которая в истории России прочно связана с именем Петра Великого, является новым этапом и в истории государственно-частного партнёрства. Если до Императора Всероссийского основные усилия власти были направлены на строительство «государственной части» партнёрства, то Пётр, продолжая работу в этом же направлении, учитывая, пересчитывая и записывая в казну все возможные имущества и доходы, одновременно создавал в стране сильного частного партнёра в лице нового класса российских предпринимателей и их компаний.

Покровительство царя во многом было добровольно-принудительным. Пётр поддерживал дух, он создал энергию «пассионарного взрыва». В отличие от именных жалованных грамот, в которых персональная «награда» давалась по следам тех или иных заслуг, Пётр I специально для предприимчивых людей меняет статус привилегий. Он делает их не наградой, а публичной «офертой», условием будущего партнёрства, к которому могли присоединится - и присоединились «капитальные» люди со всей России.

Третья глава. «Для пользы приращения помянутых заводов … »

В контексте развития государственно-частного партнёрства к концу XVIII века в результате реализации политики тотальной демонополизации, которую окончательно оформила Екатерина Великая, завершился некий первый круг развития, когда в государстве были оформлены юридически и наполнены фактическими правами и возможностями две стороны взаимодействия: власть и частные предприниматели.

Екатерина Великая один за другим разрушает бастионы государственных регалий, монополий: лес, соль, табак, лён, вино, недра. С середины XVIII века в стране создаются банки, в оборот входят бумажные ассигнации, укрепляются юридические основы и гарантии частной собственности — не только на землю, но и на заводы и фабрики. Основанная на приоритете ценностей частной собственности, свободной конкуренции и развития внешней торговли, политика верховной власти в канун XIX века не только отпускает, насколько это возможно в условиях монархии, частную инициативу в свободное плавание, но и пока как будто не очень нуждается в партнёрстве с нею.

Четвертая глава. «Соединяя известное число частных вкладов … »

В течение XIX века партнёрство государства и частной инициативы развивалось, в основном, в двух стратегических для страны сферах: в области изучения и использования земных недр, а также при создании транспортной инфраструктуры — сети железных дорог. В процессе этого взаимодействия произошла кардинальная трансформация взаиморасположения в системе экономической субординации.

В течение века формат исключений в виде жалованных грамот и Манифестов царя, а также распоряжений Коллегий, закрепляющие дары и привилегии конкретным людям или сословиям постепенно менялся в сторону общего права. В целом становление акционерного законодательства в России изначально проходило в концессионной идеологии, что подтверждается всей дальнейшей практикой реализации крупномасштабных (железно-дорожное строительство) или системных (коммунальное обустройство) проектов или программ.

Положение о компаниях на акциях от 6 декабря 1836 года стало не только основным и единственным общим законодательным актом, регулирующим учреждения, организацию и деятельность акционерных обществ в России, но и базовым, наряду с Уставом, нормативным документом при получении концессий. С незначительными изменениями оно действовало вплоть до 1917 года.

Пятая глава. В заботах о городском благочинии

В целом вне зависимости от субъективной картины в отдельно взятом городе, коммунальное хозяйство России в начале XX века развивалось во многом благодаря применению государственно-частного партнёрства в форме концессий. Концессионная история, начавшись с очень далекой от нужд обычного человека сферы — международной торговли по жалованию английским купцам исключительных привилегий от Ивана Грозного — дошла в буквальном смысле слова до бытового уровня.

И в этом, усматривается неумолимая логика процесса. Любые экономические отношения лишь тогда чего-нибудь стоят, если они делают жизнь конкретных людей лучше. Городские транспортные и коммунальные концессии как и другие формы ГЧП, которые на стыке веков прокатились практически по всем городам России и изменили быт людей к лучшему, наглядно подтверждают это.

В начале XX века в различных формах государственно-частного партнёрства начали благоустраиваться города. И на карте концессий Российской империи, к большой пользе её жителей, рядом с проектами большого масштаба стали появляться «небольшие» улучшения — городские электростанции, водокачки и уличные фонари.

 


26.06.2017