Экспертные сборники Совета НФА по концессионным проектам

In при поддержке Совета НФА по концессионным проектам выпускает сборники материалов, содержащие экспертные подходы по вопросам регулирования, листинга, мониторинга, повышения ликвидности и защиты инвесторов концессионных облигаций, а также по вопросам регулирования и защиты институциональных инвесторов в сфере инфраструктурных инвестиций.

Процессы восстановления темпов развития экономики, ее модернизации и успешного развития во многом связаны с эффективным решением проблем экономической и социальной инфраструктуры России – транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, экологии, образования и культуры. Географические особенности страны, а также глубина существующих проблем в данной сфере обусловливают необходимость разработки многовариантных форм финансирования проектов экономической и социальной инфраструктуры, включая модели государственно-частного партнерства с использованием финансовых инструментов, технологий и механизмов.

В связи с необходимостью экспертной проработки вопросов организации финансирования инфраструктурных экономических и социальных проектов, в том числе в формате государственно-частного партнерства, с применением финансовых инструментов и технологий в Национальной фондовой ассоциации в 2013 г. был сформирован Совет по концессионным проектам. Задачей Совета является разработка документов и предложений по совершенствованию финансового механизма моделей государственно-частного партнерства при разработке, реализации, управлении и развитии концессионных проектов в экономике и социальной сфере.

Результаты сотрудничества In с Советом НФА будут публиковаться в этой рубрике «Экспертные сборники».

Скачать Экспертные сборники в формате PDF

Формирование рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру: вопросы привлечения средств НПФ и создание системы мониторинга концессионных проектов.

Выпуск № 5, декабрь 2015 г.

Ещё 20 лет назад финансирование инфраструктурных проектов в зарубежных странах было прерогативой трёх основных участников процесса: государства с прямыми бюджетными инвестициями, местных органов власти, выпускающих для финансирования инфраструктуры целевые облигационные займы, а также банковского сектора с различными видами кредитования.

Масштабные потрясения финансового рынка первого десятилетия 21 века, ставшие отчасти результатом серьёзных диспропорций в мировой экономике в сторону краткосрочного инвестирования, привели к существенным изменениям в регулировании финансовых рынков. Во многих странах рынок долгосрочного инвестирования в инфраструктуру стал формироваться в проактивном режиме с участием государства, бизнеса и сообщества институциональных инвесторов – в первую очередь, пенсионных фондов. И отнюдь не случайно, что список стран, в которых активно развиваются различные формы государственно-частного партнёрства и создаётся новый класс активов – инфраструктурные проекты -совпадает со списком стран, где пенсионные фонды стали новыми инвесторами в инфраструктуру.

В настоящем сборнике представлены результаты анализа структуры рынка долгосрочных инвестиций в зарубежной практике и российские реалии. В сборнике также опубликована презентация «Мониторинг и раскрытие информации о концессионных проектах и развитие рынка долгосрочных инвестиций в инфраструктуру». Материалы подготовлены экспертами Совета НФА по концессионным проектам при участии Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ).

Пенсионные накопления в России: траектория момента или траектория развития? 

Выпуск № 4, октябрь 2014 г.

Средства негосударственных пенсионных фондов – основной источник длинных институциональных инвестиций в России. С их использованием через инструмент облигаций концессионера уже сейчас развиваются концессионные проекты.

В то же время экономические и политические проблемы последних лет привели к изъятию пенсионных накоплений граждан в 2014 году, а также к решению о продлении моратория по накоплениям 2015 года.

Основная причина такого тренда всем понятна: рост и неэффективность госпрограмм и бюджетных расходов, проблемы с бюджетом Пенсионного фонда РФ. Обострение ситуации вызвано давлением крымской темы, ситуацией вокруг юго-востока Украины и международными санкциями.

В этих условиях соблазн повторить прошлогодний маневр с изъятием пенсионных средств из накопительной системы и их переводом в распределительную оказался чрезвычайно высок. Больше того – сейчас под угрозой сама парадигма целесообразности накопительной составляющей пенсионной системы России. Она безосновательно объявлена неэффективной, неперспективной и обслуживающей интересы исключительно финансовой индустрии, поскольку деньги лежат на счетах банков, а роль финансовых организаций сводится исключительно к посредничеству.

В настоящем сборнике проведен анализ двух противоположных подходов к тому, каким образом деньги НПФ должны работать, куда направляться и как распределяться: по траектории момента или траектории развития. Результат: у России объективно нет необходимости идти по пути изъятия. У России есть все возможности двигаться по траектории развития.

«Дорожная карта» инвестиций в инфраструктуру

Выпуск № 3, май 2014 г.

На сегодняшний день концессия – это единственная форма государственно-частного партнерства, которая отрегулирована специальным законом. Почти 10 лет назад был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях». По оценке экспертов, в настоящее время в России реализуются 79 концессионных проектов в различных отраслях экономики и социальной сферы. По сравнению с потребностью России в реконструкции и строительстве объектов инфраструктуры – это капля в море. По оценкам экспертов износ автомобильных дорог и фондов ЖКХ достиг 60 процентов, и в ближайшие 15 лет потребность России в расходах на инфраструктуру может превысить 1,5 трлн долл. Однако традиционный источник финансирования – бюджет – с такими задачами справится не сможет.

Фактически у нас существует только три финансовых инструмента, через которые потенциально можно привлекать частное финансирование: кредиты, акции и облигации. Но в итоге получается, что между потребностью инфраструктурной сферы экономики в инвестициях и готовностью инвесторов вкладывать средства в инфраструктуру нет встречных финансовых механизмов трансформации. И задачи по созданию таких инструментов в системном плане пока даже не осмыслены.

В настоящем сборнике с целью совершенствования нормативных условий привлечения инвестиций в экономическую и социальную инфраструктуру России с использованием концессионных облигаций представлены предлагаемые Советом НФА по концессионным проектам изменения в нормативных документах Банка России (в т.ч. принятых ФСФР России), а также документах иных организаций, утверждаемых Банком России, федеральных законах, а также нормативных документов иных министерств и ведомств. Предложены варианты финансирования концессионных проектов с учетом различных способов возврата средств инвесторов.

Финансовые инструменты развития экономической и социальной инфраструктуры России

Выпуск № 2, апрель 2014 г.

Существующая структура российского финансового рынка не удовлетворяет потребностям развития экономики, не способствует выходу страны из кризисного состояния и не создает потенциал для ее развития.

За пятнадцать лет своего существования структура финансовых инструментов на российском рынке устарела не меньше, чем сама экономическая и социальная инфраструктура страны. Фактически у нас существует только три финансовых инструмента, через которые потенциально возможно финансировать инфраструктуру: кредиты, акции и облигации. Но и они в полной мере не соответствуют потребностям страны.

В России созданы законодательные основы для участия частных инвесторов в инфраструктурных проектах, однако не открывают шлюзы к финансированию экономической и социальной инфраструктуры страны, поскольку между потребностями экономики и потребностями институциональных инвесторов не созданы соответствующие финансовые инструменты и механизмы.

Такие финансовые инструменты и механизмы необходимо создавать, интегрировать в смежные нормативные документы и программы, формировать соответствующие специфике этих инструментов условия (налоговый режим, особенности рейтингования и биржевого обращения и др.) То есть необходимо создавать целый сегмент рынка, ориентированный на финансирование инфраструктуры с использованием средств институциональных инвесторов.

Одним из таких финансовых инструментов в отсутствующем сейчас звене между инфраструктурой и финансовыми средствами могут стать облигации концессионера.

Однако для того, чтобы этот сегмент сформировался и впоследствии развивался, необходимо снять существенные препятствия на пути финансовых инструментов развития экономики. В настоящем сборнике представлены предложения специалистов, которые формулируют и обосновывают необходимые решения.

Облигации развития экономической и социальной инфраструктуры России

Выпуск № 1, декабрь 2013 г.

На первом этапе Совет сосредоточился на экспертной проработке вопросов, связанных с совершенствованием регулирования выпуска, листингом, рейтингованием и мониторингом облигаций, которые выпускаются для привлечения инвестиций в концессионные проекты, поскольку концессии – единственный механизм государственно-частного партнерства, отрегулированный специальным законом «О концессионных соглашениях».

Для выработки предложений был проанализирован актуальный международный опыт, и сейчас уже очевидно, что поиск и переосмысление путей финансирования инфраструктурных проектов являются глобальным трендом, без инвестиций в инфраструктуру рост мировой экономики невозможен. И основными драйверами этого инвестиционного процесса на международном уровне являются институциональные инвесторы – в первую очередь, пенсионные фонды.

Схожие тенденции развиваются и в России – об этом свидетельствует опыт финансовых организаций, которые консультируют сделки и структурируют инвестиции в инфраструктуру, в том числе путем выпуска концессионных облигаций.

В настоящем сборнике представлены экспертные мнения по вопросам регулирования, листинга, мониторинга, повышения ликвидности и защиты инвесторов концессионных облигаций, которые не претендуют пока на исчерпывающее исследование, но создают основу для дальнейшей работы и предметного взаимодействия по обозначенному кругу проблем.


23.06.2017