Представители держателей концессионных облигаций становятся новым механизмом защиты прав инвесторов в инфраструктурных проектах

Заместитель руководителя департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал Евгений Трусов на Стратегическом форуме «Транспортные системы России» 5 июля 2016 года рассказал о способах и инструментах привлечения пенсионных накоплений для финансирования концессий, на примере проекта Автомобильной дороги М11 Москва–Санкт-Петербург (543-684 км).

Концессионное соглашение по проекту данного участка дороги Москва-Санкт-Петербург было заключено между концедентом ГК «Автодор» и концессионером ООО «Магистраль двух столиц» 1 июля 2014 года сроком на 27 лет и общим объемом инвестиций не менее 76, 8 млрд. руб.

В условиях колебания денежных курсов на денежных рынках, которое увеличило процентную ставку и ограничило объем банковского финансирования, особенно привязанное к инфляции, новым источником финансирования проектов стали пенсионные накопления.

Для привлечения инвесторов группа ВТБ провела работу по созданию новой формы взаимодействия с инвесторами. Взяв кредит на часть средств, группа ВТБ создала кредит с инфляционной ставкой. В то же время примерно на такую же сумму были выпущены облигации, а также была проведена работа среди негосударственных пенсионных фондов по созданию необходимых условий по их привлечению. Результатом стало введение института представителей владельцев облигаций, аналогичного европейскому институту траста, для объединения интересов кредитора со стороны банков и со стороны держателей облигаций. Как отмечает Евгений Трусов, в настоящее время уже есть все необходимое законодательство для регулирования подобных отношений.

В 2015 году было зарегистрировано 2 транша облигаций в объеме 7,5 млрд.руб. и 5,5 млрд.руб. с датами погашения в 2030 году, один из которых, по словам Евгения Трусова, был куплен управляющей компанией ВТБ Капитал в пользу негосударственного пенсионного фонда, входящего в группу ВТБ, и второй транш был куплен другими управляющими компаниями, которые вложили средства нескольких негосударственных пенсионных фондов. В целях защиты от процентного риска в период строительства, что актуально для всех проектов с фиксированным бюджетом, была достигнута договоренность на фиксирование купона на период строительства с переходом на плавающую ставку после окончания строительства.

Евгений Трусов предположил, что именно участие группы ВТБ в проекте способствовало привлечению инвесторов из управляющих компаний средств пенсионных накоплений. Также заместитель руководителя департамента заметил, что для привлечения инвесторов было важно убедить их в покупке правильного финансового инструмента, так как управляющие компании пенсионного фонда работают в рамках определенного законодательного регулирования и жестких требований к рискам и к качеству инструментов с фиксированной доходностью. В данном вопросе существует определенная динамика, и на момент реализации сделки законодательство еще менялось, что, как подметил Евгений Трусов, было необходимо учитывать. Помимо новых возможностей законодательства и введения института представителей владельцев облигаций во все межкредиторные отношения, группа использовала залоговое право концессионных соглашений. Это позволило создать облигации с инфляционным купоном с конкурентоспособной ставкой и длительным сроком обращения.

По материалам Стратегического форума «Транспортные системы России», 5 июля 2016 года


Статьи в этой категории
28.04.2017