Сергей Швецов о концессионных облигациях

8 апреля 2014 года на платном участке трассы М1 «Москва-Беларусь» состоялось совещание с участием первого заместителя Председателя Банка России Сергея Швецова вопросам развития концессионных финансовых инструментов (видео выступления).

Первый заместитель Председателя Банка России Сергей ШвецовСпасибо НФА и управляющей компании «Лидер» за действительно титанический труд по подготовке инфраструктуры и предложений по изменению нашего правового режима. Я с Юрием Сергеевичем (Ю.С. Сизов – первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» - ред.) встречался, может быть, еще два года назад, и мы начинали обсуждать эту тему, но тогда не договорились. И, наверное, за эти два часа я узнал не меньше, чем за последние два года, что касается возможностей по использованию этих облигаций. И реально продавать этот продукт в таком месте - это идеальный способ.

Браво «Лидеру» за маркетинговый трюк, я действительно получил удовольствие! (отчет о мероприятии). И если бы там не росли березы, можно было подумать, что мы находимся в Европе. В общем, если мы хотим развивать международный финансовый центр, развивать внутренний туризм и вообще делать для наших граждан комфортное проживание в нашей стране должны, конечно, в этом направлении действовать.

Банк России вполне может подписаться, чтобы помогать, быстрее продвигать концессионные облигации вместе с индустрией.

Банк России как регулятор, прежде всего считает, что пенсионная система направлена на зарабатывание дохода будущим пенсионерам, для того, чтобы они вышли на пенсию с определенным уровнем достатка, позволяющим не выпадать из социальной среды, не сильно менять свой образ жизни и пользовать благами цивилизации, по-прежнему несмотря на то что они уже перестают получать зарплату. Поэтому первичным для регулятора – сохранность пенсионных накоплений.

Это абсолютно не означает полный запрет. Как говорится, самая лучшая дисциплина на кладбище, потому что все ведут себя хорошо. Это, конечно, не наш путь. Я считаю, что облигации - тот случай, который действительно заслуживает нашего внимания, я думаю, что в случае с концессионными облигациями Банк России вполне может подписаться, чтобы помогать, быстрее продвигать продукт. Не вместо индустрии, а вместе с индустрией.

У нас в Российской Федерации есть дикий гэп между желаниями эмитентов и желаниями инвесторов. Вам сказали: «Защищено косвенно правительственной гарантией, дана гарантия Минфина». А вы говорите: «А давайте вот еще оферты, а давайте нам еще что-то, банковские гарантии и т.д.». А ломбардный список – это, наверно, самое легкое в этой истории.

Так не бывает, чтобы вы имели абсолютно все гарантии - и хотели претендовать на какой-либо доход. Вам нужно создавать нечто, что генерирует доход само по себе. Не бюджет. Бюджет – это отдельная тема. А вот эта дорога, она генерирует доход. Очень важно, чтобы источником накопительной системы служили не бюджетные средства и даже не бюджетные гарантии.

Наша достаточно большая проблема заключается в том, что вот этого самого контролера, который стоит между инвестором и заемщиком, нет его в индустрии. И создать его невозможно, потому что те люди, которые способны построить супервайзинг, они сегодня супервостребованы в самих девелоперских компаниях, потому что между девелопером и генподрядчиком, между генподрядчиком и подрядчиком есть конфликт, и все друг другу не доверяют. И выйти пока из этого замкнутого круга, в том числе и с концессионными проектами, достаточно сложно.

Но нужно создавать механизмы, нужно создавать инфраструктуру. И, возможно, нужно подумать о том, сколько эта супервайзинговая компания могла бы заработать. Потому что воровство на стройке ну 20%, ну 15% - это не секрет, оно достаточно высокое. Но у нас же нет другой страны, мы живем в той стране, в которой мы живем. Мы должны учитывать нашу специфику, создавать механизмы, которые позволяют это преодолевать.

Следующий момент. Мы полагаем, что лимиты не есть зло. Вот вы сказали, что 40% - мало, но пенсионных фондов сегодня у нас 96, а 40% это означает, что проекты могут съесть 2,5 фонда. В условиях дефицита хороших инструментов, может быть, и стоит оставлять лимиты для того, чтобы к этому инструменту имело доступ большее количество пенсионных фондов, и тем самым культура инвестирования в концессионные проекты распространялась. Вот один раз попробовали, понравилось - и так далее, и так далее.

Вернусь к ломбардному списку. У нас есть два подхода: первый подход – это международный рейтинг и включение в ломбардный список, и второй подход – это собственный анализ рисков и включение в другой список, под которые мы делаем кредиты под залог. Так называемое 312 положение.

В случае, если нет международного рейтинга, сейчас можно продвинуть эти инфраструктурные облигации в 312 Положение ЦБ РФ и начать проведение с ними операций. У нас вся инфраструктура готова, никаких проблем здесь нет. Резюмируя, я хочу еще раз поблагодарить организаторов и за эту трассу, потому что в России сложно строить. И это пример, успешный пример, когда не было завышения сметы в 8 раз - уложились в смету. И не требуется казино строить недалеко от трассы, чтобы ее окупить. Она сама собирает деньги.

Второе, мы готовы разумно лоббировать продвижение этого проекта и в Государственной Думе, и в Министерстве экономики. У нас вышел закон о секьюритизации, можно посмотреть те механизмы, которые предоставляются в этом законе, и как они ложатся. Концессионным проектам надо делать промоушн, концессионные облигации надо пиарить. У нас очень низкий уровень грамотности, но не среди населения, а в пенсионных фондах, банках, управляющих компаниях.

К сожалению, “easy money” которые были, начиная с начала Новой России, с 90-х годов, они приучили нас к высоким доходностям с не очень большими инвестициями в собственное развитие, и это нам мешает.

Сегодня мы имеем хорошие доходности, если сравнивать нас с Европой, но они нам не нравятся. Нам нужно привыкать к тому, что деньги зарабатываются трудом, зарабатываются сложно, и зарабатывать будет тот, кто инвестирует в качество своего персонала, в собственные технологии, и это будет давать конкурентные преимущества. Задача регулятора – помочь потребителю понять, кто лучший в индустрии, кто качественнее в индустрии, помочь сравнивать продукты, потому что эффективная конкуренция без способности потребителя выбрать лучшее не существует. Будем работать над этим продуктом.

Соб. Инф.


Статьи в этой категории
22.08.2017