Концессии в ЖКХ делают комфортными условия жизни

О потребности отрасли жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочных инвестициях, а также о беспрецедентных нормативных и регуляторных мерах по защите инвестиций в коммунальной сфере рассказал на Третьей Отчётной сессии концессионеров на Московской бирже (ОСК-2017) заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрей Чибис.

Андрей Чибис в своем выступлении на Третьей Отчётной сессии концессионеров на Московской бирже подчеркнул важность развития взаимовыгодного партнерства между представителями жилищно-коммунального хозяйства страны и финансового сектора.

Очевидно, что в настоящий момент к сфере ЖКХ заметен серьезный интерес со стороны и финансистов, и частных инвесторов. Эффективная коммуникация, необходимая для качественного развития инфраструктуры ЖКХ между всеми игроками рынка, уже складывается. И этому способствует целый ряд новых условий и факторов, созданных в результате совместной работы профильных ведомств и регулятора.

По оценкам Андрея Чибиса, инфраструктура ЖКХ с точки зрения инвестирования является самым безопасным сегментом. Жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается монопольным сектором, основное конкурентное преимущество которого заключается в гарантированном внутреннем спросе. Потреблять воду и пользоваться теплом в нашей стране потребители будут всегда. А с учетом того, что большинство инфраструктурных объектов, построенных в советское время, требует полной модернизации, потенциал повышения эффективности, оптимизации и извлечения дохода при грамотном управлении инфраструктурными проектами в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня гигантский. К примеру, протяженность сетей теплоснабжения, проложенных по территории страны, почти в два раза превышает всю протяженность железных дорог Российской Федерации, включая дороги спецназначения.

В настоящее время ежегодный оборот отрасли ЖКХ превышает 4 трлн. 300 млрд. рублей. Масштаб возможностей и предстоящих работ огромен.

Для того, чтобы рынок ЖКХ стал интересен инвесторам и в него пошли не только деньги, но и новые технологии и квалифицированные менеджеры, необходимы новые условия, в которых инфраструктурные проекты будут экономически выгодными.

Как отметил Андрей Чибис, работа в этом направлении проделана серьезная. Так, в частности, уже создано и закреплено законодательно два главных защитных механизма концессии. Первый – это создание долгосрочного параметра регулирования. Законодательно на весь срок концессии закреплена так называемая формула цены. Законом также предусмотрено, что условия ее регулирования являются неотъемлемой частью концессионного договора. Это означает, например, что в случае, если губернатор региона решает скорректировать параметры, которые закреплены в концессии и это может привести к потере 300 млн. рублей, его решение юридически может вступить в силу только при условии, что в данный период времени в региональном бюджете есть 300 млн. рублей, которыми он должен компенсировать потерю.

Вторая важная законодательная норма касается случаев расторжения концессии. По словам Андрея Чибиса, несмотря на то, что данная норма разрабатывалась с учетом мирового опыта, прецедента в мире она не имеет и является уникальной не только для нашей страны. Суть ее в следующем. Концессия может быть расторгнута в том числе и по вине концессионера, если он не справился со своими задачами. Но при этом, инвестиции, которые он вложил и не вернул в рамках тарифной формулы, согласно которой считается возврат инвестиций, муниципалитет или публичная сторона, которые заключали с ним соглашение, должны ему вернуть. Причем возврат происходит даже в случае, если причиной расторжения концессии является вина концессионера.

Серьезные изменения внесены и в тарифное регулирование. Раньше все тарифное регулирование было построено таким образом, что любая организация в сфере теплоснабжения, водоснабжения или обращения отходов должна была обосновать необходимость своих затрат, прийти к регулятору, договориться и получить у него деньги. Затем, путем использования различных «серых» схем, организация пыталась заработать на своих подрядчиках. Именно поэтому, - подчеркнул Андрей Чибис, - управление инфраструктурой не смогло стать бизнесом и превратилось в «серую» зону, которая неинтересна инвесторам.

Сейчас схема радикально поменялась: введены долгосрочные параметры, стал понятен механизм получения предпринимательской прибыли, есть возможность отстроить прозрачный полный цикл проекта и получить определенную экономию за счет внедрения новейших технологий. То есть созданы условия для легального заработка при грамотном управлении. Предпринимательская прибыль за право управления инфраструктурой хоть и не велика и составляет 5%, но при этом помимо возврата капитала – а он в тарифной формуле доходит до 14%, у концессионера есть возможность оставить себе сэкономленные средства, полученные при повышении эффективности.

Важное изменение было сделано по муниципальным концессиям – третьей стороной соглашения теперь обязательно выступает Субъект РФ. Это условие становится еще одним фактором, повышающим защищенность концессии. Андрей Чибис поблагодарил деловое сообщество за совместную продуктивную работу при доработке законодательства в этой части.

Андрей Чибис считает, что серьезные новации по защите прав инвесторов в концессионных проектах могут служить основанием для снижения планки «отсечения» по участию средств негосударственных пенсионных фондов в финансировании муниципальных концессий, которая сейчас установлена по критерию численности населения не ниже 1 млн. чел.

Еще одно важное изменение, которое ждет рынок – разработка правил заключения межмуниципальных концессий. Документ, который позволит заключать экономически выгодные в некоторых случаях межмуниципальные концессионные соглашения, находится в высокой степени готовности.

Как отметил Андрей Чибис, эти принципиальные завоевания в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяют бизнесу и финансовым структурам всерьез рассматривать возможность инвестиций в коммунальные проекты. Так, в 2017 году уже можно говорить о существующей динамике и в инвестиционных расходах, и в заключении концессионных соглашений. Если в 2014 году по стране насчитывалось 112 концессий с инвестиционными обязательствами 7,2 млрд. рублей, то в 2015 году – число концессий составляло 271, с инвестиционными обязательствами 70 млрд. рублей. Причем стали появляться концессии с большим объемом вкладываемых средств, например, известная на рынке концессия водоснабжения в Волгограде, которая и дала этот рывок. Несмотря на то, что 2015 год был сложным для экономики страны, в целом рост инвестиций в ЖКХ составил 3%. В 2016 году их уровень остался стабильным, и реализация проектов не прекращается.

«Сейчас, - и это мы видим в том числе и по годовому отчету Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру, представленному на данной сессии, 90% концессионных соглашений заключается именно в сфере ЖКХ. И рынок здесь огромен» - сказал Андрей Чибис. «Концессии в сфере ЖКХ – это не самоцель, - подчеркнул он. - Целью здесь является повышение качества и надежности инфраструктуры в стране. Для нас принципиально важно, что концессионеры, которые пришли, - это не только крупные федеральные компании, но и значительное количество региональных и межрегиональных игроков, которые расширяют свои зоны влияния. Рынок структурируется, количество компетентных частных операторов увеличивается, и в большинстве своем они обеспечивают выполнение своих обязательств, снижая аварийность инфраструктуры и повышая качество услуг. Концессионеры уже решают многие проблемы. И это самое важное. По нашему мнению, с этим существующим, реально работающим на практике инструментом, уже пора упростить регулирование. Это даст новый толчок инвестированию в сектор, от которого зависит комфортная жизнь, в том числе всех присутствующих в зале».

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА по материалам Третьей Отчётной сессии концессионеров на Московской бирже


Статьи в этой категории
28.07.2017