Облигации для инфраструктуры

Бик Светлана, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам

Светлана Бик, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам, открыла экспертную сессию второго дня X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа, посвященную новым возможностям привлечения инвестиций в инфраструктуру.

Второй день X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа открыла экспертная сессия «Новые возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру», модератор которой Светлана Бик, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам, рассказала о проблемах развития рынка облигаций для финансирования инфраструктуры и напомнила участникам форума, как повлияли события декабря прошлого года на развитие рынка инструментов финансирования инфраструктуры. «В декабре прошлого года были приняты поправки в закон «О рынке ценных бумаг», который на нашем рынке получил устойчивое определение как закон о секьюритизации. И еще одно важное событие произошло в конце прошлого года - введен в эксплуатацию участок дороги М1«Беларусь» Москва-Минск в обход города Одинцово, который был построен по концессионному соглашению. Между двумя этими событиями только на первый взгляд видимой и зримой связи нет, но концептуально и то, и другое событие направлены на то, чтобы финансирование инфраструктуры происходило в другом режиме, другими темпами и – главное – с участием финансового рынка, поскольку платная дорога была построена с использованием финансового инструмента – концессионных облигаций»

В настоящее время параллельно используются три определения облигаций для финансирования инфраструктурных проектов.

Инфраструктурные облигации – общее экономическое определение облигаций по целевому предназначению, законодательно не определено.

Концессионные облигации – общее экономическое определение облигаций, эмитированных концессионером в рамках исполнения финансовой модели по концессионному соглашению. Ни в законе о концессионных соглашениях, ни в законе о рынке ценных бумаг эти облигации не обособлены как отдельный класс облигаций, несмотря на то, что их природа объективно находится между государственными и корпоративными облигациями. То есть у концессионных облигаций должен быть специальный статус, основанный на государственно-частной природе соглашения. Единственная норма, где облигации концессионера присутствуют – это Положение о листинге Московской биржи, в соответствии с которым облигации эмитента-концессионера на особых условиях включаются в котировальный список А1. Только поэтому облигации концессионера могут быть включены в портфели негосударственных пенсионных фондов. И только поэтому в России с большим трудом и оговорками возможно вложение средств НПФ в инфраструктурные проекты.

Проектные облигации – законодательно существующий инструмент, который могут эмитировать специализированные общества проектного финансирования (СОПФ), введённый в закон о рынке ценных бумаг поправками о секьюритизации в декабре 2013 года.

Таким образом, на зарождающемся рынке долгосрочного инфраструктурного финансирования сейчас есть возможность выпускать: облигации концессионера, которые законодательно никак не определены и не выделены как класс, они эмитируются и регистрируются по обычным правилам корпоративных облигаций, но размещаются на бирже по особому порядку (единственная преференция!) и облигации СОПФ, которые закреплены законодательно в законе о рынке ценных бумаг, сами общества имеют налоговые и иные преференции, также закреплённые законодательно.

Однако при рассмотрении проблематики инвестиций в инфраструктуру важно не только создавать возможность выпускать облигации, но и одновременно учитывать возможность инвестора покупать эти облигации и держать их в своём портфеле. На сегодняшний день потенциально перспективными инвесторами в инфраструктуру могут стать только негосударственные пенсионные фонды. А они не смогут покупать облигации СОПФ при нынешних нормативных условиях.

С точки зрения защиты интересов НПФ риски проектного финансирования нивелируются и балансируются исключительно в парадигме концессионного соглашения, поскольку на другой стороне сделки (и проекта) стоит государство. Поэтому облигации СОПФ могут быть востребованы в портфелях НПФ только если СОПФ будет концессионером. Однако такая возможность пока представляется маловероятной.

СОПФ не могут в настоящее время стать стороной концессионного соглашения по причине несостыковок и разночтений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в части поправок о секьюритизации).

Чрезвычайно ограниченная формулировка предмета деятельности СОПФ, которая слабо коррелируется с обязательствами концессионера в соответствии с ФЗ о концессионных соглашениях.

Предметом деятельности СОПФ в соответствии с поправками о секьюритизации (ст.5) являются: финансирование долгосрочного (на срок не менее трёх лет) инвестиционного проекта путём приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления проекта, приобретения иного имущества, необходимого для осуществления (или связанного с осуществлением) проекта, и эмиссия облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

В свою очередь, в соответствии с Законом о концессионных соглашениях концессионер обязан за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое концессионным соглашением имущество, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Наряду с этим у концессионера могут возникнуть и иные обязательства по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ст. 10, п. 2).

Буквальное прочтение и обсуждение формулировок двух законов участниками рынка со стороны концедентов, частных инвесторов (концессионеров), юристов и иных консультантов не привело к пониманию, что СОПФ может быть концессионером.

Разночтения в залоговых условиях не позволяют стать стороной концессионного соглашения. Редакция нормы закона о концессионных соглашениях в отношении залога прав концессионера, которая будет действовать с 01.02.2015 года, устраняя запрет на залог, вводит условие заключения между концедентом, концессионером и кредиторами соглашения, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). Применительно к случаю с предполагаемой эмиссией СОПФ облигаций, обеспеченных залогом денежных требований к концеденту, это означает необходимость заключения указанного соглашения между концедентом, концессионером и владельцами облигаций, состав которых не является постоянным.

Участниками рынка не найдено решение, каким образом можно выполнить требование о необходимости трёхстороннего соглашения (концедент-концессионер-кредиторы/облигационеры) в случае существования концессионера в статусе СОПФ.

Безусловно, концессия – это частный случай проектного финансирования, но в настоящее время это работающий и проверенный механизм, благодаря которому складывается практика долгосрочного инвестирования с использованием практически единственного источника финансирования инфраструктуры – средств НПФ.

По мнению экспертов Совета НФА по концессионным проектам для развития этого сегмента рынка облигации концессионера надо выделить в законодательстве в отдельный класс ценных бумаг, либо иным способом прописать в законодательстве, а также необходимо в подзаконных нормативных актах, методиках, разъяснениях (их несколько) прописать существование этого инструмента, и, возможно, предоставить инвесторам налоговые льготы.

Это необходимо для того, чтобы самые зарегулированные участники финансового рынка – негосударственные пенсионные фонды – могли вкладывать средства в инфраструктуру. Иначе все сконструированные новые финансовые инструменты будут существовать только в строках закона, и на них не будет спроса инвесторов. А в России у НПФ будут деньги, но не будет инфраструктуры.

В экспертной сессии «Новые возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру» также приняли участие начальник управления развития инфраструктурных организаций и инструментов финансового рынка департамента развития финансовых рынков Банка России Эльвира Борзунова, Председатель Правления Московской Биржи Андрей Шеметов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов, вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов, президент «Национальной лиги управляющих» Дмитрий Александров, заместитель генерального директора АИЖК Александр Щеглов и генеральный директор рейтингового агентства «AK&M» Зоя Ларькина.

Соб. инф.

По материалам X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа 10-11 декабря 2014 года


Статьи в этой категории
28.04.2017