Регулирование финансового рынка в текущих условиях

Сергей Швецов, первый заместитель Председателя Банка России, рассказал участникам X ежегодного международного РЕПО-ФОРУМА, который прошел 10-11 декабря, о ключевых моментах регулирования финансового рынка в текущих условиях.

Сергей Швецов, первый заместитель Председателя Банка РоссииПравило Центробанка за неделю до заседания Совета директоров - не комментировать денежно-кредитную политику, валютную политику и инструменты, которые использует Банк России. Оно не позволяет обсуждать многие интересные для публики вопросы. Но, тем не менее, Сергей Швецов смог принять участие 10 декабря на X ежегодном международном РЕПО-ФОРУМе. Он рассказал о важных мерах Банка России по регулированию финансового рынка, подвел итоги уходящего года, что удалось сделать, и что планируется в будущем.

«В текущем году был принят ряд очень важных законов и нормативных актов, закончена работа над нормативной базой по секьюритизации. Балансы банков полны сегодня активами, которые могут быть секьюритизированы. Учитывая текущий уровень достаточности капитала, банкам имеет смысл задуматься, как перенести часть риска во вне своего баланса и расширить возможности по проведению операций, перенеся этот риск, освободив М1.

Заканчивается работа по проекту «Красный апельсин», который предполагает изменение подходов к выпуску облигаций. В России практически нет рынка «commercial papers»(краткосрочных облигаций). Это связано с тем, что такие облигации просто физически не успевают попасть в Ломбардный список, так как этот процесс занимает месяца два. Плюс к этому, если учесть мировую практику, обычно они не очень ликвидны, находят своего покупателя, а затем удерживаются до погашения. Для того, чтобы создать рынок краткосрочных облигаций была придумана новая модель выпуска облигаций через программы: руководство организации эмитента утверждает программу на уровне Совета директоров и так далее. Эта программа регистрируется на Бирже или в Банке России, а затем каждый отдельный выпуск требует решения исполнительного органа. Буквально на следующий день происходит эмиссия и практически одновременно включение ценной бумаги в Ломбардный список.

Тарифы, которые установит Биржа и Национальный расчётный депозитарий (НРД) на такого рода операции, позволит выпускать бумаги от двух недель по две акции и выше. Эта реформа существенным образом расширяет арсенал казначейств, корпоративных заемщиков, и направлена на расширения Ломбардного списка, потому что в таком режиме только облигации федерального займа (ОФЗ) появляется в Ломбардном списке. Новая программа – это шаг в сторону решения проблемы обеспечения.

Еще одна инициатива, направленная на преодоление дефицита обеспечения, которая была реализована в прошлом году, но в этом году реализована пока только в операциях Банка России с кредитными организациями. В следующем году этот сервис будет представлен на рынке не только для Банка России и кредитных организаций, но и для транзакций между кредитными организациями. Это существенным образом облегчает участникам рынка управление портфелем своих ценных бумаг, удлиняя сами сроки РЕПО. Это механизм, так называемый try-party - позволяет не замораживать эти ценные бумаги, но, тем не менее, вступать в долгосрочные отношения.

Кроме того будут изменены и места, где будут заключаться эти сделки. Сегодня это Bloomberg, возможно, что как место заключения добавится Московская биржа. Будучи национальным депозитарием, нужно всерьез задуматься о том, чтобы поддерживать других try-party агентов, предоставлять отчетные сервисы и доступ к счетам третьих лиц, которые будут профессионально осуществлять эту деятельность. Важна конкуренция на этом рынке, хотя нецелесообразно дробить сами клиринговые пулы. С целью объединения клиринговых пулов, следующий год будет связан задачей соединить маржирование деривативных транзакций и транзакций РЕПО.

Поскольку суть управления обеспечения одинаковая и в РЕПО, и в деривативах, это объединение позволит повысить эффективность управления обеспечением, снизить издержки в банках участников.

Try-party агент способствует снижению кредитного риска, помогает экономить и определенным образом снижать операционные издержки.

Центральный контрагент – это совершенно другое направление. Центральный контрагент - это институт, который позволяет рынку быть более живым. Система центрального контрагента построена на том, что все межбанковские и междилерские риски стягиваются в одно место - центральный контрагент.

И для РЕПО с центральным контрагентом сейчас готовится новое законодательство. Преимущество этого проекта заключается в том, что создается некая универсальная система трансформации разнородного коллектора в единую ценную бумагу, которая может использоваться в операциях РЕПО и с Банком России, и с центральным контрагентом, а также выступать обеспечением на всех рынках Московской биржи и всех транзакций НРД.

Волатильность на валютном рынке и на рынке процентных ставок предъявляет совершенно новый спрос на деривативы. Следующие несколько лет - это годы развития рынка деривативов в РФ. Недостаток на российском рынке разных инвесторов может ограничить это развитие. Нужно не забывать о спекулянтах, которые сглаживают волатильность и поддерживать различных инвесторов и спекулянтов, не создавая концентрацию каких-либо отдельных видов спекулянтов на валютном рынке.

Еще одна будущая инициатива – это замена иностранного капитала на отечественный. Сегодня даже евробонды, которые не попали под санкции, демонстрирует беспрецедентный доход. Это связано с тем, что рынок перестал быть эффективным, опасается дальнейших санкций, и идет паническая распродажа портфелей. Это с одной стороны возможности для формирования хороших портфелей, с другой стороны рынок заставляет искать альтернативные источники финансирования собственной деятельности».

Сергей Швецов также рассказал о некоторых инициативах, которые в следующем могут поддержать рынок облигаций, и спрос на РЕПО как часть рынка облигаций: «Инвестиционные счета граждан - это новый неисследованный инструмент, и пока неизвестно, как он будет функционировать. Другое направление – пенсионные фонды. Инвестиционная декларация пенсионных фондов должна быть скорректирована. Пенсионные фонды должны получить доступ к большему количеству инструментов, в том числе к новым облигациям и не только на территории РФ.

Очень важно, чтобы Московская биржа построила эффективное взаимодействие с западными площадками, чтобы ликвидность ценных бумаг, которые выпускает российский эмитент, не разделялась на иностранный пул и российский пул. Ценность российского рынка в высокой ликвидности, и разделение этой ликвидности вредно для российских эмитентов.

Вступление пенсионных фондов в систему гарантированного накопления позволит им инвестировать большее количество средств в долгосрочные инструменты. Среди прочего будет осуществлена поддержка инфраструктурных облигаций. Возможно, вхождение в систему гарантирования лучших фондов с хорошим качеством управления позволит развеять сегодняшние опасения, которые привели к заморозке перечислений. Первые фонды войдут в систему уже в этом году, но в полный рост она заработает с 1 января 2016 года, когда процесс приема будет закончен и станет ясно, как это все работает.

Очень важно наладить систему управления рисками в самих фондах. Скорее всего, Банку России придется разделить фонды на две группы: первая – фонды, система управления которых сертифицирована Банком России, и вторая - фонды, которые не смогут пройти сертификацию. Для фондов, возможно, будет предусмотрен разный способ управления: сертифицированные получат больше возможностей, а не сертифицированные будут находиться примерно в сегодняшних условиях. Рейтинговые агентства – очень важный элемент нашего рынка, который позволяет сильно экономить небольшим компаниям, которые не в состоянии самостоятельно оценивать каждую облигацию на финансовом рынке.

Минфином РФ подготовлен закон «О деятельности рейтинговых агентств в РФ», который достаточно сбалансирован и предусматривает длинный переходный период - 2 года. В итоге получим индустрию, которая будет соответствовать лучшим международным практикам, будет признаваться иностранными и российским регуляторами. Это важно, так как эмитенту будете крайне сложно нанимать два рейтинговых агентства: одно для иностранных инвесторов, другое для российских. Необходимо добиться того, чтобы они нанимали российское агентство, а иностранный регулятор своим подопечным разрешал учитывать этот рейтинг.

Финансовый рынок - это доверие. Доверие – ключевое слово. Инвестор должен доверять тому, кому он отдает деньги в управление. Он должен доверять инфраструктуре, в которую он инвестирует, он должен доверять эмитентам, т.е. источнику кредитного риска. И задача Банка России – поддерживать доверие не только продвижением этого доверия, но и его качественными улучшениями состояния инфраструктуры и эмитентов.

Для эмитентов внедряется Кодекс корпоративного управления, который переформатирует систему ЗАО и ОАО. ГК РФ предполагает изменение юридических форм акционерных общества закрытого и открытого типа на публичный и обычный. И стратегия Банка России заключается в том, чтобы публичные общества имели качественное корпоративное управление. Франшиза публичного акционерного общества должна контролироваться общественностью, Биржей и Регулятором. Также предполагается изменение отношения компаний к мажоритариям. Мажоритарий передает существенную часть прав Совету директоров, т.е. практически превращается в инвестора.

Вырастить новый рынок публичных компаний – это мегазадача Банка России на ближайшие годы, потому что Россия, как ни одна другая развитая страна сегодня нуждается в капитале. И вопрос получения доступа к капиталу, это вопрос жизни и смерти темпов экономического роста. Без инвестиций Россия не сможет надлежащим образом развиваться и иметь необходимые темпы экономического роста.

в Также сейчас завершается регистрация нормативной базы по дефолту облигаций. Дефолт облигаций - это нормальная процедура, которая спасает деньги инвестора и позволяет оставаться компании на плаву. Возможно, компания поменяет собственников, но продолжит работать.

Сейчас Банк России переводит систему на новый план счетов, который будет соответствовать МСФО. Весь это процесс, учитывая финансовое положение российских компаний, будет достаточно мягко осуществлен, растянут во времени. Самое главное, что несет эта реформа - это повышение прозрачности компаний и создание предпосылок, для того, чтобы маленькая компания смогла в значительной степени пользоваться услугами аутсорсинга по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетностей и механическому управлению рисками».

в В заключение своего выступления, Швецов отметил, что те проекты, которые нас ждут, о которых он говорил, по сложности и по эффективности равны, тем, которые Банк России осуществил за последние 10 лет.

Обсуждение развития финансового рынка в условиях санкций продолжили участники генеральной сессии «Смена парадигмы финансового рынка в условиях ужесточения внешней среды». Отрыла сессию Ксения Юдаева, Первый заместитель Председателя Банка России, рассказав об инфляционном таргетировании на финансовом рынке.

Второй день X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа открыла экспертная сессия, на которой Светлана Бик, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам, начальник управления развития инфраструктурных организаций и инструментов финансового рынка департамента развития финансовых рынков Банка России Эльвира Борзунова, заместитель Председателя Правления Московской Биржи Андрей Шеметов, Первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов, вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов, президент «Национальной лиги управляющих» Дмитрий Александров, заместитель генерального директора АИЖК Александр Щеглов и генеральный директор рейтингового агентства «AK&M» Зоя Ларькина обсудили новые возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру.

Соб. инф.

По материалам X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа 10-11 декабря 2014 года


Статьи в этой категории
28.06.2017