Инвестиции в обращение с ТБО – как повысить привлекательность отрасли

Генеральный директор ЗАО «Управление отходами-НН» Игорь Гаврилов о проблемах создания высокотехнологичных комплексов по обращению с ТБО и о привлечении инвестиций в данную отрасль.

ЗАО «Управление отходами – НН» реализует концессионный проект по созданию межмуниципальных комплексов по утилизации ТБО в Нижегородской области. Первый объект был введен в эксплуатацию в 2013 году, второй – в 2014. Мощность объектов – 260 тысяч тонн в год. Финансирование проекта осуществлялось с помощью относительно нового для нашего рынка инструмента – концессионных облигаций.

У нашего проекта есть отличительная черта - объекты находятся в сельских районах, а самая большая проблема для эффективной системы обращения с ТБО – охватить такие районы с населением не более 40 тысяч человек. Мы обслуживаем 7 районов, в зоне обслуживания проживает 270 тысяч человек.

На объекте создан мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тыс. тонн в год, присутствует весовой и радиационный контроль, полигонная карта сконструирована с использованием гемостатических материалов. Комплекс является современным и отвечает всем экологическим требованиям. За счет использования катка-уплотнителя, который выжимает практически полностью воздух из отходов, неприятного запаха на полигоне нету вообще.

Что необходимо сделать, чтобы такие объекты возникали в других регионах? Как повысить инвестиционную привлекательность отрасли и с какими трудностями приходится сталкиваться при управлении такими объектами? Безусловно, появление таких проектов невозможно без сотрудничества государства и бизнеса. Необходима разработка специальных программ, направленных на развитие отрасли обращения с ТБО в регионах, которые позволяют проводить комплексную работу не только по созданию новых объектов захоронения мусора, но и по борьбе с несанкционированными свалками.

Также без поддержки властей очень трудно настроить эффективную просветительскую деятельность. При строительстве объектов захоронения ТБО это становится большой проблемой. Например, при создании нашего комплекса различными инициативными группами было собрано 11 тысяч подписей против строительства. Только за счет совместных усилий, экскурсий на полигон, создания специального методического класса на объекте, удалось изменить ситуацию. Если с населением не проводить серьезную просветительскую работу, то такие объекты будут восприниматься людьми как очередные свалки.

Большой проблемой для таких объектов стало обеспечение потоков ТБО, на что повлияла отмена лицензирования мусороперевозчиков. Складывается ситуация, когда компании – перевозчику достаточно заключить договор с полигоном и вывезти мусор один раз, а потом спокойно везти его в лес, ведь штрафы за такую противозаконную деятельность находятся на крайне низком уровне.

Не способствует появлению высокотехнологичных объектов размещения отходов бессрочные лицензии, которые выдавались раньше компаниям – операторам свалок. Складывается ситуация, когда рядом с действующим полигоном, оборудованным в соответствии со всеми экологическими нормами расположена старая свалка с такой лицензией, где нет абсолютно никакой техники. Конечно, стоимость утилизации мусора на ней на порядок меньше, и перевозчики везут ТБО туда. Ко всему прочему отсутствует единая система учета отходов. Полигоны получают лимиты в тоннах, а тариф начисляется в кубах, как это увязать?

Все обозначенные проблемы могут быть решены только на законодательном уровне. Когда в законе будет прописаны зоны ответственности всех игроков на рынке обращения с отходами, будут закрыты несанкционированные свалки и даны гарантии минимального обеспечения новых комплексов потоками ТБО, когда будут приняты эффективные региональные отраслевые программы развития, только тогда регионы смогут привлечь инвесторов под такие проекты.

Соб. Инф.

По материалам конференции «Бытовые отходы в доходы 2014» 18 - 19 сентября 2014 года


Статьи в этой категории
21.08.2017