ГЧП победит пробки в Латинской Америке

Проезд через практически любую столицу в Латинской Америке стал занимать намного больше времени за последние десять лет. Благодаря экономическому росту, машин стало в сотни тысяч раз больше, но объем инвестиций в дороги и сферу общественного транспорта не отвечает современным требованиям.

Пробка в Рио-де-ЖанейроМногим людям приходится тратить два часа на проезд до работы в одну сторону. Самые важные транспортные артерии забиты: например, центральное шоссе в Сальвадоре в Бразилии, шоссе из Лимы к предгорьям Анд, и дорога из Боготы в Вильявисенсио (Villiavicencio) в Колумбии постоянно забиты пробками. Как следствие – снижение продуктивности экономики, увеличение количества ДТП и кошмарный час-пик в утреннем автобусе в Сан-Пауло.

Но, на самом деле эти проблемы решаемы. Страны Латинской Америки тратят менее 2% ВВП на транспортную инфраструктуру из частных и государственных источников, что в половину меньше требуемых объемов инвестиций. Совсем мало стран выбиваются из этой статистики – среди них Чили, Перу и Эквадор. Но в других странах, совсем немного было сделано после создания транспортных систем в 50х-70х годах.

Колумбия объявила конкурс на 47 ГЧП проектов по строительству различных дорог в течении следующих 4 лет общей стоимостью 25 миллиардов долларов.

Инвестиции в инфраструктуру резко снизились, когда страны Латинской Америки потряс кризис 1982 года. Государства предлагали сотрудничество частному сектору, но далеко не всегда такое сотрудничество заканчивалось удачно: Мексике, например, пришлось расторгнуть договор с оператором платной дороги в 1990 году. Мексика остается одной из немногих стран, которая пытается развивать государственно - частное партнерство; Правительство ожидает, что на ГЧП проекты придется половина из 102 миллиардов долларов, которые планируется инвестировать в транспортную отрасль в 2014-2018 гг. И все же, что касается ГЧП проектов в рассматриваемом регионе, то кажется, что от пресс-релиза до начала строительства может пройти до 10 лет.

Бразилия, например, в течении многих лет не признавала ГЧП как инструмент развития и улучшения транспортной инфраструктуры. Колумбия, в свою очередь, только в 2013 году объявила конкурс на 47 ГЧП проектов по строительству различных дорог в течении следующих 4 лет общей стоимостью 25 миллиардов долларов. Таким образом, к 2020 году Правительство Колумбии планирует создать 12,000 километров качественных дорог, соединяющих города и порт. Из них 3,500 километров будут многополосными, что позволит 40-тонным грузовикам удвоить среднюю скорость передвижения.

Но, четыре года было потрачено на подготовку этих проектов, включая создание нового финансового агентства и введения новых законов. Что, на самом деле, считается коротким сроком в рамках международных стандартов. Но, как показывает пример Перу, спешка на этапе подготовки проектов может привести к серьезным ошибкам: после подписания контракта на создание линии метро в Лиме в сжатые сроки, правительство будет вынуждено выделить дополнительные средства на дополнительные геологические изыскания, которые не были проведены.

Ясно одно – страны Латинской Америки не могут позволить себе долго ждать улучшения инфраструктуры. Задержки в развитии инфраструктурных проектов обусловлены двумя основными проблемами. Первая – дефицит высококвалифицированных кадров с навыками управления комплексными проектами как в частном, так и в государственном секторе: ни в одном из больших городов Латинской Америки нету управления транспортом, способным справиться с эффективным проектированием и эксплуатацией внутренней транспортной системы. Вторая проблема заключается в лабиринте бюрократических процедур, целью которых является исключение коррупционной составляющей на вех этапах проекта. В действительности, их сложность и нецелесообразность выливается в серьезные задержки и срывы сроков согласования проектной документации.

Тем не менее, ГЧП успешно применялось для реконструкции и строительства портов, дорог и аэропортов в Чили, что показывает, что при правильном подходе даже в таком сложном регионе возможно успешно реализовывать сложные инфраструктурные проекты. Но также очевидно, что ГЧП проекты не смогут заменить государственное финансирование транспортной инфраструктуры, а могут лишь дополнить его.

Соб. Инф.


28.04.2017