Проекты ГЧП необходимо стандартизировать в соответствии с интересами долгосрочных инвесторов

В ходе обсуждения участниками XX Петербургского международного экономического форума перспектив государственно-частного партнерства в инфраструктурном строительстве, руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ – Управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер предложил стандартизовать проекты ГЧП в соответствии с интересами долгосрочных инвесторов.

Опыт привлечения пенсионных фондов через механизм концессионных облигаций к созданию объектов инфраструктуры уже не уникален: практически все крупнейшие проекты ГЧП в той или иной степени используют облигационные механизмы. Это касается и строительства первого участка автотрассы М11 «Москва – Санкт-Петербург», и строительства «Северного обхода города Одинцово», и проекта 7-8 участков трассы М11.

ЗАО «Лидер» также участвует в ряде проектов через механизм размещения облигаций. Это удобный и фактически единственный на рынке инструмент для привлечения широкого круга инвесторов, в первую очередь, негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. В нескольких проектах, где ЗАО «Лидер» является инвестором или организатором выпуска концессионных облигаций, в число владельцев облигаций входят физические лица, которые приобрели их на фондовом рынке. Они с интересом следят за доходностью, и в дальнейшем продолжают операции с этим видом ценных бумаг. Этот инструмент очень перспективен и комфортен, в том числе, для соинвестирования проектов широким кругом инвесторов.

Главный регулятор рынка – Банк России – в целом поддерживает инвестирование в концессионные проекты и вводит соответствующее нормативное регулирование. Для рынка это создает хорошие сигналы, означающие привлечение в проекты ГЧП внешних экспертов, таких как рейтинговые агентства и представители облигационеров, которые проверяют и частные и государтственные стороны партнерств в части эффективности структурирования проектов и минимизации рисков инвесторов.

Очевидна тенденция к сокращению расходов на реализацию каждого проекта с целью реализовывать большее их количество при в среднем меньших объемах финансирования. Для этого нужно минимизировать риски, в частности, ограничивая спектр проектов только теми из них, которые создают реальные дополнительные доходы, перекладывая на пользователей часть расходов на создание и эксплуатацию объектов.

Во всем мире реализация в режиме концессии чисто социальных проектов, например, в сфере начального и среднего образования, оказывается слишком дорогой в условиях низкой динамики экономического роста. Инструмент ГЧП в целом дороже, чем прямые бюджетные займы, а рост числа источников финансирования проектов ГЧП не может соответствовать росту потребности в социальных объектах. Поэтому в рамках ГЧП наиболее эффективно реализовывать те проекты, где возможно привлечение средств пользователей – физических и юридических лиц – для частичной оплаты инвестиционных и эксплуатационных затрат на проект. За счет этого доказывается реальная эффективность проекта и реальное снижение нагрузки на государственный бюджет в части создания инфраструктуры.

Самый простой пример таких эффективных проектов – это платные автомобильные дороги. Создание таких объектов инфраструктуры требует большого объема инвестиций, но еще больших расходов требует их содержание в будущем. Бюджет государства или региона полностью избавляется от этих расходов в случае строительства автодороги на условиях платной концессии. Поэтому для государства выгодно понести даже большую часть расходов на создание платного объекта инфраструктуры с тем, чтобы избежать финансовой нагрузки, рисков низкого качества управления и утраты стоимости объекта на протяжении всего срока его эксплуатации, как правило, исчисляемого десятилетиями. Максимальная компенсация эксплуатационных и капитальных затрат на поддержание и развитие объекта в эти периоды за счет платы пользователя представляет собой наиболее эффективное решение в этой сфере.

Сокращению средних затрат на инфраструктурный проект ГЧП могло бы способствовать создание экспертной площадки для выработки стандартов и рекомендаций, позволяющих упростить процессы оценки проекта и переговоров между его потенциальными участниками. Не представляется возможным привлечение интереса крупных инвесторов к небольшим проектам, если эти проекты на этапе их инициирования не будут структурированы в соответствии со стандартными требованиями концессионера.

К сожалению, в большинстве объявляемых конкурсов концеденты формируют условия, исходя только из своих интересов, причем заранее известно, что крупные инвесторы входить в проекты на таких условиях не готовы. Дальнейшая корректировка этих условий в ходе переговорного процесса приводит к дополнительным затратам уже на этапе подготовки проекта.

Правительствам регионов нужно не пытаться переложить на частный бизнес часть государственных задач, а внимательно отбирать проекты с доходной базой, дающей инвесторам возможность зарабатывать на их реализации. Только таким образом можно мотивировать долгосрочных инвесторов к построению бизнеса по эффективному строительству и управлению инфраструктурными объектами.


Статьи в этой категории
24.08.2017