Государство и бизнес в образовательных проектах

Во второй половине 20 века образовательная сфера стала привлекать частный капитал, так как государство смогло создать необходимые инструменты, которые сделали проекты по созданию образовательной инфраструктуры коммерчески привлекательными для бизнеса.

ГЧП в образованииВ продолжении статьи «Перспективы концессий в сфере образования», предлагаем анализ образования как области сотрудничества государства и бизнеса.

Для реализации коммерчески ориентированных проектов, бизнес, как правило, осуществляет довольно крупные инвестиции либо в строительство, либо в реконструкцию недвижимых объектов и создает иные материальные активы. В дальнейшем бизнес может осуществлять управление созданным имущественным комплексом и возвращать с приемлемой доходностью вложенные средства постепенно – либо за счет платы за услуги, либо за счет тарифов или субсидий.

В 80-х годах 20-го века началось активное применение форм государственно-частного партнерства в образовательной сфере во многих зарубежных странах, которые являются лидерами на международном рынке образовательных услуг. Ежегодно в мировую экономику на основе ГЧП привлекается более 80 млрд. долларов частных средств. Конечно, в общем денежном выражении проекты ГЧП в мире – не самые емкие, однако по количеству заключенных контрактов они представляют внушительный сегмент, который в некоторых странах активно растет.

В настоящее время, с позиций бизнеса, мы можем говорить о двух направлениях государственно-частного партнерства в образовании.

Безусловным лидером в этой сфере является Великобритания. В 1992-м году здесь была запущена глобальная программа, которая получила название «Частная финансовая инициатива». Эта Инициатива распространяется не только на сферу образования, но и на иные сегменты социальной и экономической инфраструктуры. Механизм близок к концессии в российской нормативной интерпретации: частная фирма получает от государства заказ на создание или восстановление основных фондов - например, строительство больницы или школы, а также на оказание долгосрочных услуг по эксплуатации имущественного комплекса.

При этом в контракте максимально четко оговариваются сроки выполнения работ, а также критерии и условия, при выполнении которых государство оплачивает в течение определенного времени работы и услуги частной компании.

В 1997-м году, правительство Великобритании объявило о том, что ГЧП является основным инструментом программы капитальных вложений в сферу образования. В 2000 был создан Центр по поддержке государственно-частного партнерства. В настоящее время, по оценкам специалистов, в Великобритании такие проекты обеспечивают 17 процентов экономии бюджета страны.

Применительно к сфере образования по состоянию на середину 2013 года это означает более 220 реализованных проектов в сфере образования на сумму более 10 миллиардов фунтов стерлингов, что составило 13 процентов от общего объема реализуемых проектов в рамках Частной финансовой инициативы.

Образовательное направление государственно-частного партнерства в Великобритании планируют развивать и дальше: по данным Центра развития ГЧП в настоящее время в стране существует потребность в ремонте школ на сумму более семи миллиардов фунтов стерлингов. Продолжение темы – в статье «Успешные ГЧП проекты в образовании».

Соб. Инф.


30.04.2017