Перспективы концессий в сфере образования

Концессии – это единственная форма государственно-частного партнерства, отрегулированная специальным законом «О концессионных соглашениях». В России эта форма потихоньку начинает осваиваться не только в традиционных сферах экономической инфраструктуры, но и в сфере образования.

ГЧП в образованииВ проекте закона «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в декабре прошлого года, в разделе «Экономическая деятельность образовательного учреждения» существовала специальная статья о коммерческих концессиях. И хотя в контексте проекта закона суть коммерческой концессии в образовании определена была особым образом, а в итоговом документе по ряду причин и вовсе не сохранилась – ход обсуждения продемонстрировал большой интерес к новым формам организации финансов и экономики образовательного процесса. На специальном сайте, где проходило обсуждение, эти статьи по количеству комментариев были чуть ли не самыми популярными.

Взаимоотношения бизнеса и государства в образовательной сфере, в том числе и в России, имеют давнюю историю. Сеть коммерческих училищ и коммерческих институтов в нашей стране была создана во многом благодаря участию известных промышленников и предпринимателей. Выражаясь современным языком, в первую очередь, это было примером социальной ответственности бизнеса и выражением гражданской позиции конкретных людей, и только потом – прагматичной задачей собственника предприятия того или иного подготовить для своего производства квалифицированные кадры.

Хорошо известно, что начиналось коммерческое образование в России с создания первого коммерческого воспитательного училища, на создание которого в 1772 году один из представителей рода Демидовых пожертвовал больше двухсот тысяч рублей. Его и учредили в Москве при воспитательном доме — благотворительном закрытом учебно-воспитательном учреждении для сирот, подкидышей и беспризорников.

Коммерческое образование в России началось с создания первого коммерческого воспитательного училища, на создание которого в 1772 году один из представителей рода Демидовых пожертвовал больше двухсот тысяч рублей.

Известно, что все ученики обучались там иностранным языкам -  французскому, немецкому и английскому, а также коммерческой арифметике, коммерческой корреспонденции и бухгалтерии - причем на русском и иностранном языках. В училище работали воспитатели, обязанные говорить с воспитанниками на иностранных языках. Так что по всему получается, что и у финансовой грамотности, которую сейчас активно развивают, в образовательной системе России есть глубокие корни – почти два с половиной века!

В настоящее время, с позиций бизнеса, можно говорить о двух направлениях государственно-частного партнерства в образовании.

Первое направление – социальное партнерство – это проекты, мероприятия и любые иные направления совместной деятельности, в результате которых предприниматели не получают прямой коммерческой выгоды. Это могут быть разовые акции, системные совместные проекты, шефская помощь, наставничество, грантовая или конкурсная поддержка.

Второе направление – это совместная и юридически оформленная деятельность государства и частного бизнеса, в результате которой бизнес получает конкретную коммерческую выгоду. Для реализации коммерчески ориентированных проектов, бизнес, как правило, осуществляет довольно крупные инвестиции либо в строительство, либо в реконструкцию недвижимых объектов и создает иные материальные активы. В дальнейшем бизнес может осуществлять управление созданным имущественным комплексом и возвращать с приемлемой доходностью вложенные средства постепенно – либо за счет платы за услуги, либо за счет тарифов или субсидий. Продолжение темы – в статье «Государство и бизнес в образовательных проектах».

Соб. Инф.


28.04.2017