Перспектива ГЧП – в концессии

Заместитель Министра строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис рассказал на форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» о концессиях как о самом перспективном механизме взаимодействия государства и частного бизнеса в коммунальном хозяйстве.

Андрей Чибис на форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» ЖКХ - мощный сектор российской экономики, которая в условиях сегодняшних перемен и непростых времен становится таким одним из самых привлекательных сфер для частных инвестиций. Оборот этой отрасли составляет более 4 триллионов рублей.

В стране на данный момент зарегистрировано более 400 концессий. Часть из них, к сожалению, прекращается ввиду недобросовестности частных инвесторов. Но, тем не менее, министерство строительства и ЖКХ считает этот механизм одной из самых эффективных форм ГЧП в коммунальной сфере. Крайне важно, что в рамках концессионного механизма, для защиты населения и публичных интересов, инфраструктура жизнеобеспечения всегда остается публичной собственностью.

Таким образом, исключается возможность преднамеренного банкротства МУПов с последующей продажей по бросовой стоимости нечистоплотным собственникам. И вот сейчас, развивая именно механизм концессионных соглашений и запретив приватизацию систем водоснабжения и водоотведения там, мы приходим к «золотой середине». Безусловно, в концессионном механизме достаточно различных нюансов, и сам процесс проведения конкурса является достаточно сложным.

Но в рамках концессионного соглашения заранее известно, что должен сделать концессионер, известна формула тарифов, которая представляет собой долгосрочные параметры регулирования, зашитые на весь срок концессионного соглашения. И даже если концессионное соглашение расторгается по вине концессионера, то вложенные инвестиции в объекты, должны быть инвестору возвращены.

Данный факт является примером беспрецедентного регулирования. В мировой практике, в практике концессий в других странах такого нет. И даже процедура расторжения концессий за рубежом сильно проста во многих государствах, без судебного порядка и без наличия на то причин. Концессионное соглашение там может быть расторгнуто по предварительному уведомлению.

Мы сознательно пошли на то, что даже если инвестор виноват, если по его вине расторгается соглашение, ему компенсируется затраты, вложенные в построенные объекты. Сделали это для того, чтобы показать желание государства привлекать и гарантировать возврат тех инвестиций, которые вкладываются в жилищно-коммунальное хозяйство.

Последними правками в концессионное законодательство предусмотрена возможность инициировать концессионное соглашение со стороны любого интересанта. Также как, по аналогии со схемой теплоснабжения или водоснабжения, когда компания может подготовить соответствующую схему, запустить её и рассматривать уже в предусмотренном законодательством порядке. Вот теперь есть не только у властей обязанность объявить концессию на неэффективные МУПы, но и у любого интересанта есть право и легальная возможность запустить процедуру конкурса по концессиям на любой интересующий его актив. Это принципиально важно для нас. Потому что одной из ключевых задач является реальный запуск и донастройка тех механизмов привлечения капитала в жилищно-коммунальное хозяйство, которые мы сегодня подготовили.

Соб. Инф.

По материалам первого Общероссийского форума «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» 11-12 ноября 2014 года


23.06.2017