Анна Кузнецова, Управляющий директор по фондовому рынку Московской Биржи в своем докладе на Третьей отчетной сессии концессионеров рассказала об объемах и структуре облигаций, выпущенных эмитентами для финансирования концессионных проектов и проектов ГЧП, которые размещены на Московской бирже. Она также отметила важность развития рынка долгосрочных инвестиций.

В своем выступлении Анна Кузнецова подчеркнула, что тема концессий и долгосрочных инвестиций с каждым годом становится все более актуальной. Говоря об увеличивающемся количестве участников Отчётной сессии концессионеров, она также выразила пожелание, чтобы на Московской бирже в скором времени было размещено столько выпусков концессионных облигаций, сколько участников посетило это мероприятие. Анна Кузнецова выразила персональную благодарность Председателю Правления НАКДИ, первому заместителю генерального директора ЗАО «Лидер» Юрию Сизову и исполнительному директору НАКДИ Светлане Бик за их плодотворную работу по развитию этого направления в России.

По словам Анны Кузнецовой, сегодня на Московской бирже обращается 18 концессионных выпусков девяти эмитентов с общим объемом на 60 млрд. рублей. Кроме концессионных выпусков облигаций, здесь также обращаются облигации государственно-частного партнерства, сейчас это два эмитента, шесть выпусков с общим объемом 35 млрд. рублей. Средний концессионный выпуск составляет примерно 6,7 млрд. рублей, средний выпуск в рамках государственно-частного партнерства – 5,8 млрд. рублей. Это существенные объемы для не всегда больших объектов, которые могут выйти на рынок.

Анна Кузнецова подробно остановилась на тех новациях, которые были проведены на рынке облигаций в конце 2016 и начале 2017 годов. По ее оценке, после их введения, процесс выхода проектов на публичный рынок должен упроститься.

Сегодня существует три формы выхода проектов на биржу – это концессия, государственно-частное партнерство и специально созданное предприятие проектного финансирования. Пока выпусков облигаций специализированного общества проектного финансирования на бирже нет. Публично обращаемых облигаций концессий и ГЧП сейчас достаточно. С точки зрения биржевых процедур их обращение достаточно отлажено и стандартно, и не сильно отличается от обычных облигаций. Но по сути инструмент финансирования концессий и ГЧП отличаются. В рамках государственно-частного партнерства владельцем объекта становится частный инвестор, при концессии права на объект у частного инвестора не появляется, он лишь получает доход от использования и эксплуатации этого объекта.

При листинге облигаций государственно-частного партнерства и концессий по сравнению с обычным корпоративным выпуском существуют определенные льготы. Они заключаются в большем раскрытии информации и меньшем количестве требований. Например, наличие рейтинга для высшего котировального списка по концессиям сегодня необязательно, оно заменяется раскрытием информации в рамках Центра корпоративной информации, и эмитент-концессионер принимает на себя дополнительные обязательства по раскрытию информации не только перед регулирующей организацией, но и в рамках исполнения концессионного соглашения на ежеквартальной основе. Эта норма появилась в прошлом году и, как считает Анна Кузнецова, она будет востребована инвесторами, так как способствует повышению транспарентности инструментов.

Выход на публичный рынок в настоящий момент возможен с использованием двух вариантов. Первый – классический, это выпуск облигаций с регистрацией в Банке России, второй – биржевые облигации, с регистрацией на бирже. По сути они мало чем отличаются – подходы и документы одинаковые, но есть отличия, например, в сроках регистрации. На Московской бирже процедура регистрации происходит быстрее, чем в Банке России. Документы согласуются предварительно и, если документы зарегистрированы, на процедуру листинга и их обработку требуется гораздо меньше времени.

С начала 2017 года года на Московской бирже появилось две новые опции. Первая – в программном обеспечении биржи появились элементы «конструктора» облигаций. С января 2017 в Личном кабинете эмитент за очень короткое время может самостоятельно составить «Программу облигаций». Сейчас прорабатываются остальные документы в рамках этой программы и автоматизируется подготовка в рамках конкретных выпусков облигаций. Речь идет о простых, стандартных выпусках.

Вторая опция появилась совсем недавно. С 4 апреля 2017 года вступили в силу новые правила листинга, которые позволяют выйти на биржу без составления проспекта ценных бумаг. Московская биржа, понимая, что инвестору тем не менее будет необходима информация, свела этот проспект к ограниченному по объему информационному меморандуму с обязательным ежегодным отправлением, с раскрытием информации на этапах эмиссии и всех существенных событий, которые касаются эмитента.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА по материалам Третьей Отчётной сессии концессионеров на Московской бирже