Юрий Сизов, Первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер», председатель Совета НФА по концессионным проектам, на прошедшем 10-11 декабря РЕПО-ФОРУМе рассказал о текущей ситуации на рынке долгосрочного инвестирования.

По словам Юрия Сизова, объем пенсионных средств на данный момент составляет порядка двух трлн. рублей, что позволяет назвать институциональных инвесторов потенциальными локомотивами развития российской инфраструктуры. Но, к сожалению, небольшое количество доступных финансовых инструментов долгосрочного инвестирования, а также недостаточная поддержка уже существующих инструментов не позволяет пенсионным фондам в полной мере реализовать свой потенциал в качестве долгосрочных инвесторов.

«Изначально негосударственные пенсионные фонды создавались именно как инструмент долгосрочной финансовой устойчивости, который должен обеспечивать защиту вложений пенсионеров от инфляции. Задумка была такая. Но из-за недоработок и споров инструмент долгосрочного инвестирования вот уже более 10 лет живет по правилам спекулятивного рынка и регулируется без учета фундаментальной целевой основы, которая закладывалась при создании. Поэтому сейчас непонятно, кто такие НПФ: спекулянты или долгосрочные инверторы. Вроде как долгосрочные инвесторы, а живут как спекулянты.

В 2003 году был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». Закон был принят сразу целостно: созданы механизм, финансовый инструмент и орган, который все это будет развивать. И за 10 лет объем этого рынка составил более 400 млрд. рублей. В 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях» - идея партнерства государства и частного бизнеса. Объем этого рынка - 60 млрд. рублей. Оба закона были приняты примерно в одно время, но в первом случае были определены механизмы и кто, за это отвечает и развивает, а во втором - было определено только направление движения.

Сегодня инструменты долгосрочного инвестирования не собраны в систему, и за них никто практически не отвечает, хотя все инструменты у Регулятора существуют. В начале декабря было принято важное для финансового рынка базовое решение – ключевая ставка. Ежегодно формируется доклад о денежно-кредитной политике, о политике валютного курса. Финансовый рынок ждет все эти документы, но все они влияют лишь на спекулятивный рынок, и практически ни один прямо не влияет на рынок долгосрочного инвестирования».

Юрий Сизов уверен, что сейчас момент подходящий: «Инвесторы уже есть, момент хоть и особенный, но он не мешает долгосрочным инвестициям. Нужно просто объединиться, чтобы определиться в способе взаимодействия по привлечению долгосрочных инвестиций».

Андрей Шеметов, заместитель Председателя Правления Московской Биржи, напротив, полагает, что такие инструменты рынка долгосрочного финансирования, как секьюритизация, на текущий момент на рынке вряд ли будет востребованы. Но он уверен, что долгосрочные облигации обладают довольно высокой надежностью, и в определенный момент они станут интересны.

«Хотя рынок долгосрочного инвестирования существует. В Ломбардном списке сегодня существуют три эмитента, занимающиеся строительством дорог: участок автомагистрали М1-«Беларусь» в обход Одинцово, трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург» и автомагистраль «Западный скоростной диаметр». Проектам были предоставлены гарантии Минтранса и Росавтодора. И как только появились гарантии, то сразу на конкурсах появилось больше двух, трех участников. И все эти три объекта строят совершенно разные финансовые группы, не связанные между собой. Как только государство делает шаг навстречу рынку, то рынок сразу откликается и возникает совершенно реальная конкуренция.

Сегодня на бирже существует 5 эмитентов, 10 выпусков всего на 60 млрд. рублей. И это уже примеры построенных объектов, которые финансируются через концессионные облигации в области транспорта, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.

По данным Центра развития ГЧП заключено более 300 концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. К ним нет требования структурирования со стороны бизнеса, но есть главное пожелание – дополнительная государственная гарантия, помимо концессионного соглашения, тарифа или трафика. Орган, который мог бы поддержать проекты в социальной сфере или в сфере ЖКХ, еще не определен.

В то же время в мире существуют разного рода финансовые поддержки: субсидии, гарантия долга, гарантия выручки. В нашей стране существует только одна форма поддержки – это денежная субсидия при строительстве, но только в дорожной сфере. Государство дает часть субсидии, чтобы уменьшить инвестиционную составляющую частного бизнеса.

В Великобритании, например, есть специальная организация «Агентство по инфраструктуре Великобритании», которая отвечает за развитие концессий и ГЧП. И их инструменты подобны инструментам Центрального банка РФ - это национальный инфраструктурный план на год, в котором подводятся итоги предыдущего периода, определяются планы на будущий и указан перечень различных инноваций. Сейчас Великобритания испытывает все те же проблемы, что и Россия,– недостаток финансовых инструментов, снижение темпов прироста инфраструктуры. Они пересматривают свои индикаторы, переходят от плана PFI 1 к PFI 2, где серьезно смягчают все требования по инфраструктуре, чтобы обеспечить тот же темп прироста, который был в предыдущие 10 лет. Это говорит о том, что государство-регулятор держит руку на пульсе сегмента долгосрочного инвестирования и управляет им. Если государство сделает шаг навстречу институциональным инвесторам, обеспечив минимальный уровень гарантий – ситуация поменяется в корне, что позволит привлечь в долгосрочные проекты инвесторов».

В экспертной сессии «Новые возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру» также приняли участие начальник управления развития инфраструктурных организаций и инструментов финансового рынка департамента развития финансовых рынков Банка России Эльвира Борзунова, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам Светлана Бик, Председатель Правления Московской Биржи Андрей Шеметов, вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов, президент «Национальной лиги управляющих» Дмитрий Александров , заместитель генерального директора АИЖК Александр Щеглов и генеральный директор рейтингового агентства «AK&M» Зоя Ларькина.

Соб. Инф.

По материалам X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа 10-11 декабря 2014 года