Заместитель председателя правления ГК «Российские автомобильные дороги» Александр Носов обосновал необходимость создания единого консолидирующего органа для повышения эффективности реализации ГЧП-проектов и рассказал о перспективах взаимодействия компании с Фабрикой проектного финансирования.

Выступает Александр НосовРынку ГЧП-проектов необходим консолидирующий единый орган, который позволит его участникам более эффективно решать многие назревшие проблемы. Так, например, первое с чем сталкивается концеденты - проблемы, связанные с подборкой территории, предоставлением земельных участков, вопросы с коммуникациями. Особенно заметны сложности именно в транспортном направлении – в рамках одного инфраструктурного сектора за ряд важных вопросов отвечают различные ведомства, выстраивание отношений с которыми усложняет реализацию любого проекта.

Еще один аргумент в пользу создания консолидирующего органа – проблема конкуренции инфраструктур. Сегодня распространена ситуация, когда по многим концессионным соглашениям у компании есть обязательство перед концессионерами - не создавать объекты на прилегающих территориях. Но сегодня запретить региону строить свой объект рядом с концессионным сложно. Решение подобных проблем, как правило, сопровождается спорными ситуациями и затягивается надолго. Единый координирующий орган мог бы контролировать этот процесс и обеспечивать эффективное взаимодействие между заинтересованными сторонами.

Кроме того, необходима единая государственная политика по определенному набору элементов проекта, унификация подходов, поскольку в различных регионах и отраслях принципы структурирования проектов существенно различаются.

Одним из важных трендов 2017 года стало создание Фабрики проектного финансирования ВЭБ, осуществляющей разработку новых финансовых механизмов, технологий, унифицирующей отраслевые и региональные проекты.

ГК «Российские автомобильные дороги» сотрудничает с Фабрикой проектного финансирования, реализуя несколько совместных пилотных проектов. Компания обладает более широкими возможностями по сравнению с обычными государственными органами, поскольку может выступать не только со стороны государства, но и в качестве инвестора. Поэтому она продолжит реализацию нынешних проектов, число которых сейчас приближается к двум десяткам, и будет рассматривать возможность участия в новых.

По словам Александра Носова нынешний объем инвестиций ГК «Российские автомобильные дороги» совместно с государственным финансированием в скором времени может достичь триллионной отметки. В 2018 году ГК «Российские автомобильные дороги» планирует выйти с инициативой широкого обсуждения новых подходов, идей, проектов с рынком.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА www.investinfra.ru по материалам Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов (InfraSummit), декабрь 2017 г.