Сергей Кербер, руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ – Управляющий директор ЗАО «Лидер», предлагает внести поправки в законодательство в части механизма «платы концедента».

На сегодняшний день правила листинга биржи ЗАО ФБ ММВБ по допуску облигаций концессионера в котировальные списки предусматривают контроль над безубыточностью деятельности концессионера , что является логичной и разумной задачей. Но технически выходит так, что безубыточность контролируется с момента создания компании, что абсолютно не правильно.

Поэтому, например, облигации компании «Главная дорога», выпущенные в рамках реализации проекта платного участка трассы М1 и имеющие гарантии Минфина России, в следующем году могут потерять листинг биржи. Это произойдет в связи с тем, что истечет семилетний срок, отведенный биржевыми правилами на отсутствие убытков с момента создания юридического лица.

И это произойдет в тот момент, когда компания будет уже «cash positive», то есть денежный поток, выручка и плата за проезд превысят расходы на содержание дороги, на выплату процентов. Но за счет амортизации, за счет прочих учетных позиций, компания в следующие два года будет убыточной с точки зрения учета. В связи с этим необходимо внести в биржевые правила корректировку, чтобы урегулировать этот 7-летний срок, установив контроль безубыточности с момента выпуска первого облигационного займа или запуска концессионного проекта, а не с момента создания общества.

Необходимо внести в биржевые правила корректировку, чтобы урегулировать этот 7-летний срок, установив контроль безубыточности с момента выпуска первого облигационного займа или запуска концессионного проекта, а не с момента создания общества.

Существует еще один вопрос касательно финансовых инструментов. Сегодня есть требования к облигациям концессионеров по ежемесячному объему сделок с ними. Но дело в том, что инфляционно защищенные облигации – это облигации, которые неинтересны спекулянтам, потому что они очень сложно считаются с точки зрения доходности. И они низковолатильны. В то же время, инструменты, привязанные к инфляции интересны пенсионные фонды и другим инвестиционным фондам, которым нужны инструменты для долгосрочного инвестирования. Соответственно обеспечивать его ежемесячные котировки практически невозможно. Поэтому было бы правильно исключить это требование из биржевых правил.

Существуют и другие проблемы у развития концессионных проектов. Так, в настоящее время в закон о концессионных соглашения предлагаются поправки в отношении платы концедента. Они предусматривают достаточно жесткую императивную норму, которая заключается в том, что в случае, если по концессионному соглашению предусмотрена плата концедента, то никакие другие доходы концессионер получать не может. Тем самым снижается заинтересованность концессионера в том, чтобы эффективно управлять проектом и извлекать доход.

Например, если говорить о реализации проекта физкультурно-оздоровительного комплекса, компания получает плату концедента в качестве гарантии расходов на строительство этого объекта. Однако если дальше при эксплуатации объекта концессионер хочет организовывать дополнительные услуги, никакой выгоды от этого она не получит. Весь дополнительный доход нужно перечислить в бюджет.

Такие изменения будут способствовать как развитию концессионных проектов, так и развитию инструментов их финансирования.