Светлана Бик, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам, открыла экспертную сессию второго дня X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа, посвященную новым возможностям привлечения инвестиций в инфраструктуру.

Второй день X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа открыла экспертная сессия «Новые возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру», модератор которой Светлана Бик, директор Экспертного агентства «Открытые коммуникации», ответственный секретарь Совета НФА по концессионным проектам, рассказала о проблемах развития рынка облигаций для финансирования инфраструктуры и напомнила участникам форума, как повлияли события декабря прошлого года на развитие рынка инструментов финансирования инфраструктуры. «В декабре прошлого года были приняты поправки в закон «О рынке ценных бумаг», который на нашем рынке получил устойчивое определение как закон о секьюритизации. И еще одно важное событие произошло в конце прошлого года - введен в эксплуатацию участок дороги М1«Беларусь» Москва-Минск в обход города Одинцово, который был построен по концессионному соглашению. Между двумя этими событиями только на первый взгляд видимой и зримой связи нет, но концептуально и то, и другое событие направлены на то, чтобы финансирование инфраструктуры происходило в другом режиме, другими темпами и – главное – с участием финансового рынка, поскольку платная дорога была построена с использованием финансового инструмента – концессионных облигаций»

В настоящее время параллельно используются три определения облигаций для финансирования инфраструктурных проектов.

Инфраструктурные облигации – общее экономическое определение облигаций по целевому предназначению, законодательно не определено.

Концессионные облигации – общее экономическое определение облигаций, эмитированных концессионером в рамках исполнения финансовой модели по концессионному соглашению. Ни в законе о концессионных соглашениях, ни в законе о рынке ценных бумаг эти облигации не обособлены как отдельный класс облигаций, несмотря на то, что их природа объективно находится между государственными и корпоративными облигациями. То есть у концессионных облигаций должен быть специальный статус, основанный на государственно-частной природе соглашения. Единственная норма, где облигации концессионера присутствуют – это Положение о листинге Московской биржи, в соответствии с которым облигации эмитента-концессионера на особых условиях включаются в котировальный список А1. Только поэтому облигации концессионера могут быть включены в портфели негосударственных пенсионных фондов. И только поэтому в России с большим трудом и оговорками возможно вложение средств НПФ в инфраструктурные проекты.

Проектные облигации – законодательно существующий инструмент, который могут эмитировать специализированные общества проектного финансирования (СОПФ), введённый в закон о рынке ценных бумаг поправками о секьюритизации в декабре 2013 года.

Таким образом, на зарождающемся рынке долгосрочного инфраструктурного финансирования сейчас есть возможность выпускать: облигации концессионера, которые законодательно никак не определены и не выделены как класс, они эмитируются и регистрируются по обычным правилам корпоративных облигаций, но размещаются на бирже по особому порядку (единственная преференция!) и облигации СОПФ, которые закреплены законодательно в законе о рынке ценных бумаг, сами общества имеют налоговые и иные преференции, также закреплённые законодательно.

Однако при рассмотрении проблематики инвестиций в инфраструктуру важно не только создавать возможность выпускать облигации, но и одновременно учитывать возможность инвестора покупать эти облигации и держать их в своём портфеле. На сегодняшний день потенциально перспективными инвесторами в инфраструктуру могут стать только негосударственные пенсионные фонды. А они не смогут покупать облигации СОПФ при нынешних нормативных условиях.

С точки зрения защиты интересов НПФ риски проектного финансирования нивелируются и балансируются исключительно в парадигме концессионного соглашения, поскольку на другой стороне сделки (и проекта) стоит государство. Поэтому облигации СОПФ могут быть востребованы в портфелях НПФ только если СОПФ будет концессионером. Однако такая возможность пока представляется маловероятной.

СОПФ не могут в настоящее время стать стороной концессионного соглашения по причине несостыковок и разночтений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в части поправок о секьюритизации).

Чрезвычайно ограниченная формулировка предмета деятельности СОПФ, которая слабо коррелируется с обязательствами концессионера в соответствии с ФЗ о концессионных соглашениях.

Предметом деятельности СОПФ в соответствии с поправками о секьюритизации (ст.5) являются: финансирование долгосрочного (на срок не менее трёх лет) инвестиционного проекта путём приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления проекта, приобретения иного имущества, необходимого для осуществления (или связанного с осуществлением) проекта, и эмиссия облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества.

В свою очередь, в соответствии с Законом о концессионных соглашениях концессионер обязан за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое концессионным соглашением имущество, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Наряду с этим у концессионера могут возникнуть и иные обязательства по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (ст. 10, п. 2).

Буквальное прочтение и обсуждение формулировок двух законов участниками рынка со стороны концедентов, частных инвесторов (концессионеров), юристов и иных консультантов не привело к пониманию, что СОПФ может быть концессионером.

Разночтения в залоговых условиях не позволяют стать стороной концессионного соглашения. Редакция нормы закона о концессионных соглашениях в отношении залога прав концессионера, которая будет действовать с 01.02.2015 года, устраняя запрет на залог, вводит условие заключения между концедентом, концессионером и кредиторами соглашения, которым определяются права и обязанности сторон (в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед концедентом и кредиторами). Применительно к случаю с предполагаемой эмиссией СОПФ облигаций, обеспеченных залогом денежных требований к концеденту, это означает необходимость заключения указанного соглашения между концедентом, концессионером и владельцами облигаций, состав которых не является постоянным.

Участниками рынка не найдено решение, каким образом можно выполнить требование о необходимости трёхстороннего соглашения (концедент-концессионер-кредиторы/облигационеры) в случае существования концессионера в статусе СОПФ.

Безусловно, концессия – это частный случай проектного финансирования, но в настоящее время это работающий и проверенный механизм, благодаря которому складывается практика долгосрочного инвестирования с использованием практически единственного источника финансирования инфраструктуры – средств НПФ.

По мнению экспертов Совета НФА по концессионным проектам для развития этого сегмента рынка облигации концессионера надо выделить в законодательстве в отдельный класс ценных бумаг, либо иным способом прописать в законодательстве, а также необходимо в подзаконных нормативных актах, методиках, разъяснениях (их несколько) прописать существование этого инструмента, и, возможно, предоставить инвесторам налоговые льготы.

Это необходимо для того, чтобы самые зарегулированные участники финансового рынка – негосударственные пенсионные фонды – могли вкладывать средства в инфраструктуру. Иначе все сконструированные новые финансовые инструменты будут существовать только в строках закона, и на них не будет спроса инвесторов. А в России у НПФ будут деньги, но не будет инфраструктуры.

В экспертной сессии «Новые возможности привлечения инвестиций в инфраструктуру» также приняли участие начальник управления развития инфраструктурных организаций и инструментов финансового рынка департамента развития финансовых рынков Банка России Эльвира Борзунова, Председатель Правления Московской Биржи Андрей Шеметов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов, вице-президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Олег Иванов, президент «Национальной лиги управляющих» Дмитрий Александров, заместитель генерального директора АИЖК Александр Щеглов и генеральный директор рейтингового агентства «AK&M» Зоя Ларькина.

Соб. инф.

По материалам X ежегодного Международного РЕПО-ФОРУМа 10-11 декабря 2014 года