Заместитель директора Департамента городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Маргарита Поспелова в своем выступлении на I Всероссийском съезде операторов и специалистов в сфере обращения с отходами рассказала о разработанном ведомством Проекте поправок к Законопроекту № 22886-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»(в части устранения избыточного регулирования в области обращения с отходами).

6 июня 2017 года заместитель директора Департамента городской среды Минстроя России Маргарита Поспелова ознакомила участников I Всероссийского съезда операторов и специалистов в сфере обращения с отходами со всеми поправками, которые предполагается внести в Законопроект № 22886-7 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (в части устранения избыточного регулирования в области обращения с отходами).

Хотя твердые коммунальные отходы (ТКО) занимают незначительную часть от общего объема отходов, которые образуются в мире, тем не менее проблемы, связанные с их утилизацией и переработкой, сейчас привлекают внимание и органов власти, и бизнеса.

В конце прошлого года законодательно регионам страны было позволено перенести сроки перехода на новую систему обращения с ТКО. Все Субъекты федерации должны перейти на нее до 1 января 2019 года. В строке платежной квитанции появится новая коммунальная услуга – обращение с твердыми коммунальными отходами. Не все субъекты были готовы к переходу на эту систему, поэтому сейчас происходит переоценка работы, которая была проведена ими в 2016 году.

Маргарита Поспелова отметила, что на сегодняшний день еще не все субъекты утвердили территориальные схемы по обращению с отходами. Кроме того, качество разработки этих схем различается в зависимости от субъекта, его финансовых возможностей и готовности органов власти уделять этой теме должное внимание. Два года, оставшиеся до определенного срока, даются для того, чтобы переоценить уже существующие или находящиеся в разработке документы в субъектах и сформировать максимально эффективную систему, которая позволит региональным операторам осуществлять свою деятельность без проблем.

На начало июня 2017 года ряд регионов уже фактически перешли на новую систему обращения с отходами. Пять субъектов – Астраханский и Краснодарский край, Камчатская, Ивановская и Челябинская области – провели конкурсный отбор региональных операторов, в пяти субъектах завершаются конкурсные процедуры по их определению.

Минприроды России изучает проблемы, возникающие у регионов при переходе на новую систему обращения с отходами, с прошлого года. Был подготовлен законопроект, направленный на устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве. Сегодня он преобразован в Проект поправок, который будет рассмотрен в эту весеннюю сессию, ко второму чтению Федерального закона № 22886-7. Проект поправок будет внесен в Государственную Думу в ближайшее время.

Маргарита Поспелова подробно остановилась на поправках, которые планируется принять в рамках данного проекта. Все поправки, предлагаемые Министерством, носят конкретизирующий характер и являются «точечной» донастройкой существующего законодательства.

Первая тема, которая будет уточняться – это разработка территориальных схем обращения с отходами. В настоящий момент ситуация такова, что рядом субъектов территориальная схема еще не принята, а какие-то из регионов уже вносят в принятые схемы изменения. Но при этом до сих пор не существует единого порядка, которым можно руководствоваться при изменении территориальных схем по обращению с ТКО. Поэтому Проектом поправок предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка разработки, согласования и корректировки территориальных схем. Также в Проекте поправок предложено описание процедуры общественных обсуждений, которые должны проводится при утверждении территориальных схем.

Изначально предполагалось, что территориальная схема – это стратегический документ, который должен содержать не только существующие на территории субъекта объекты, но и план по строительству новых. Сейчас это необязательное требование, закрепленное федеральным законодательством и Постановлением N 197, хотя многие субъекты и предусмотрели внесение планируемых объектов в свои территориальные схемы. В Проекте поправок предлагается дополнить состав территориальной схемы обязательным внесением в нее объектов, планируемых для реконструкции или строительства, а также оценку финансовых вложений, которые потребуются для создания новой инфраструктуры.

Серьезное обсуждение вызывает вопрос о форме, в которой должна быть утверждена территориальная схема – должна ли она быть в бумажном виде или в электронном. Позиция Минстроя России, отраженная в Проекте поправок заключается в том, что предлагается закрепить необходимость разработки территориальной схемы в виде электронной модели с тем, чтобы в дальнейшем ее можно было внести в одну из существующих государственных электронных систем. Эта модель должна содержать всю необходимую информацию по обращению с отходами в регионе, схемы логистики и финансовые модели, позволяющие в динамичном режиме просчитать приведенную стоимость услуг регионального оператора. Как первый шаг, который позволит субъектам перейти в дальнейшем к электронному виду территориальной схемы, в поправках закрепляется необходимость предоставления сведений по форме и порядку, которые будут утверждаться Правительством, в государственную информационную систему. Сейчас идет обсуждение, какая именно государственная система будет для этого выбрана.

Еще один важный момент касается характера исполнения территориальной схемы. Сейчас территориальная схема утверждается нормативно-правовым актом уполномоченного органа субъекта федерации, который носит обязательный характер. Вместе с тем, этот довод на практике иногда не воспринимается, и, например, транспортировщики продолжают везти отходы туда, где дешевле, а не в точку, предусмотренную в территориальной схеме. Поэтому проект поправок предлагает записать формулировку о том, что соблюдение схемы потоков отходов в территориальная схема носит обязательный характер.

С этой же целью Проектом поправок уточняется положение о закреплении безусловной обязанности собственников коммунальных отходов, которые заключают договоры с региональным оператором и операторов по заключению договоров с региональным оператором. Пока эта норма многими трактуется как необязательная. Этот пробел будет устранен.

Важный вопрос, который пока остается открытым - кто должен отвечать в регионе за установку контейнерных площадок и их очистку. Проектом поправок Минстрой предлагает закрепить ответственность за содержание контейнерных площадок за органами местного самоуправления. Тема детально обсуждалась на прошедшем в начале июня заседании межведомственной рабочей группы по внедрению реформы обращения с отходами, которая была создана при Минстрое России под руководством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Андрея Чибиса.

Вопрос, который стали задавать участники рынка сразу же после принятия 458 ФЗ – почему в тариф регионального оператора не входят затраты на обработку отходов? Маргарита Поспелова разъяснила, что это была техническая ошибка, допущенная при прохождении документа в Госдуме и Проект поправок ее исправляет. «Источником финансирования сортировок должен быть тариф регионального оператора и в конечном итоге - плата жителей за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами», - отметила она.

Проект поправок содержит часть, связанную с законодательством в сфере расширенной ответственности производителя, уточняются условия, при которых наступает ответственность производителей и импортеров и уточняются условия, при которых эта ответственность считается исполненной.

Проектом поправок учтены предложения от Минпромторга России относительно средств от экологического сбора. Ведомство предлагает позволить направлять средства от экологического сбора не только на финансирование региональных программ, но и на предоставление субсидий юридическим лицам на строительство и осуществление деятельности в сфере утилизации отходов.

Проект поправок содержит также изменения в ФЗ N44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые снимают вопрос о бюджетных организациях – они будут заключать договор с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги по обращению с отходами.

Вопрос о том, как повлияет плата за негативное воздействие на окружающую среду на тариф регионального оператора и стоимость его услуг, активно обсуждается с начала этого года. В настоящий момент Минприроды России поручено подготовить законопроект о переносе даты внесения платы за негативное воздействие при размещении ТКО и подготовить проект Постановления, определяющего особенности расчета размера этой платы.

Маргарита Поспелова также ответила на вопросы из зала. В частности, участник рынка из Ивановской области попросил разъяснить, относится ли макулатура к ТКО, так как местный РЭК считает, что нет. Маргарита Поспелова согласилась с тем, что многие регионы столкнулись с проблемой определения ТКО, которая возникает из-за противоречий в формулировках, которые различаются в ФЗ N89 «Об отходах производства и потребления» и федеральном классификаторе. Суть проблемы – в порядке формирования ТКО. Он зависит от заявок юридических лиц, у которых образуются те или иные виды отходов. Сейчас идет работа над уточнением формулировок и Маргарита Поспелова пригласила участников съезда к их совместному обсуждению.

Был также задан вопрос о том, будут ли изменения в законодательстве, которые позволят компании-перевозчику, транспортирующей организации, претендовать на статус регионального оператора. По существующим сейчас правилам, перевозчику надо выбирать – он либо региональный оператор, либо перевозчик. Маргарита Поспелова сообщила, что в настоящий момент Минэконом развития России подготовило проект Постановления, который вносит изменения в Постановление N11-33, определяющее порядок проведения торгов по выбору транспортировщика. Там учтено одно из предложений Минприроды России – предоставлять субъекту федерации право самостоятельно определять на каких территориях региональный оператор будет проводить отбор транспортировщика. Предлагается исключить первое условие об обязательности проведения торгов, когда зона деятельности регионального оператора занимает большую часть территории субъекта. Этот вопрос будет обсуждаться в Правительстве в ближайшее время.

По материалам I Всероссийского съезда операторов и специалистов в сфере обращения с отходами, 6 июня 2017 года