9-10 ноября 2015 года в Москве прошел III Российский промышленно-экологический форум «РосПромЭко». В центре внимания – обсуждение вопросов устойчивого развития территорий, экологической модернизации, а также привлечения инвестиций в коммунальный сектор – переработку отходов, систему водоснабжения и водоотведения.

9 ноября 2015 года при открытии Пленарного заседания «Законодательное обеспечение перехода России к устойчивому развитию» с докладом о глобализации и ее влиянии на экологическую обстановку в России и мире выступил Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования, Президент Форума Николай Чуркин.

Участники дискуссии - заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иван Валентик, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов, первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политики Юрий Неелов - обсудили экономические и законодательные аспекты устойчивого развития в России, а также международную практику.

Юрий Сизов представил видение инвестора на возможности комплексного развития территорий на основе концессионной модели. В этом направлении в России уже накоплен определенный положительный опыт, в том числе, в коммунальной сфере. Однако для прихода инвесторов на уровне регионов должна быть проделана подготовительная работа – в первую очередь, речь идет о территориальных схемах размещения объектов, оформлении прав собственности, включая землю.

Елена Довлатова подняла вопросы несовершенства законодательства в водной отрасли, а также низкую доходность предприятий, занятых в сфере водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).

В рамках первого дня Форума также прошли круглые столы, участники которых обсудили исследования и разработки в области охраны лесов, деятельность региональных операторов по созданию замкнутых циклов обращения с твердыми коммунальными отходами, опыт разработки специальных региональных программ и территориальных схем обращения с отходами в контексте нового законодательства.

В условиях дефицита бюджетных средств, ограниченного банковского кредитования и снижения инвестиционной предпринимательской активности механизм концессий, при котором возможно использование средств негосударственных пенсионных фондов, является эффективным способом решения экологических проблем и повышения качества услуг в сфере ЖКХ – в первую очередь, речь идет об обращении с отходами, системах водоснабжения и водоотведения.

Наряду с серьезными проблемами, в России уже существует положительный опыт финансирования и эксплуатации предприятий ЖКХ на основе концессий. Однако недостаточное информационно-методическое обеспечение данной сферы, отсутствие в стране публичных площадок, где могут быть широко представлены лучшие отечественные практики, не позволяет регионам использовать имеющийся опыт и получить необходимые разъяснения о возможности использования такого опыта от непосредственных участников государственно-частного партнерства.

10 ноября 2015 года Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) провела для представителей субъектов РФ практическую сессию «Опыт и перспективы организации финансирования объектов ЖКХ на основе государственно-частного партнерства через механизм концессий», в рамках которой участники обсудили лучшие практики финансирования строительства и модернизации объектов коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства через механизм концессий, а также перспективные направления и решения по финансированию коммунальной инфраструктуры в регионах РФ.

Представители концессионеров и концедентов проектов реконструкции водоканала в г. Волгограде, а также создания систем переработки и утилизации ТБО в Нижегородской, Мурманской, Архангельской, Саратовской областях и Республике Чувашия рассказали об опыте реализации соглашений, прорывных достижениях, а также организационных и нормативных ограничениях, которые сдерживают тиражирование лучших практик.

Исполнительный директор Ассоциации ЖКХ Развитие Алексей Макрушин отметил, что концессия является единственным способом привлечения частного оператора в отрасль коммунального хозяйства. Однако, к сожалению, анализ конкурсов на заключение концессионных соглашений, опубликованных на www.torgi.gov.ru, показал, что большинство конкурсных документаций не соответствуют требований законодательству, и конкурсы завершаются без победителей. По словам г-на Макрушина, найти инвестора в условиях, которые существуют на данный момент в коммунальном секторе, непросто.

Для того чтобы повысить привлекательность концессий для инвесторов, было принято решение о внесении ряда поправок в Федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которые предусматривают участие в муниципальном конкурсе субъекта РФ, упрощение порядка регистрации имущества при передаче в концессию, учет средств на возврат долгов и на подготовку к конкурсу при установлении тарифов.

Модератор сессии Исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик считает, что стимулы для привлечения инвестиций в отрасль будут настроены точнее, если разделить понятия «оператора» и «инвестора» концессионных проектов. Несмотря на то, что в России заключено порядка 1000 концессий и соглашений о ГЧП, приток реальных инвестиций минимален. Это происходит потому, что среди заключенных соглашений преобладают арендные и операторские концессии, которые не предусматривают привлечения внешних инвестиционных ресурсов с долгосрочным горизонтом вложений в отличие от инвестиционных концессий.

По причине задержки авиарейса не смог присутствовать Министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Дмитрий Соколов, но подготовленная для выступления презентация «Создание системы переработки отходов на основе государственно-частного партнерства через механизм концессий на территории Саратовской области» была представленная участникам практической сессии.

Директор ЗАО «Управления отходами» Павел Бесшапов рассказал о реализации проектов в области утилизации твердых коммунальных отходов на основе концессионных соглашений, в рамках которых построены современные высокотехнологичные полигоны ТКО и мусоросортировочные комплексы в 6 регионах России на сумму 7,4 млрд. руб. с потенциалом привлечения инвестиций в новые проекты на сумму до 80 млрд. руб. с охватом до 20 регионов Российской Федерации

Он отметил, что на данный момент в проекты проинвестировано 5 млрд. рублей через механизм концессионных облигаций, основными приобретателями которых являются институциональные инвесторы – негосударственные пенсионные фондов (НПФ). Средства НПФ - крупнейший источник долгосрочных инвестиций, которые так необходимы для модернизации инфраструктуры.

Светлана Бик уверена, что с появлением на рынке финансирования концессионных проектов таких игроков как НПФ, стала более актуальной задача развития и поддержки такого финансового инструмента как концессионные облигации, которые являются единственным механизмом, через который длинные деньги НПФ могут попасть в ЖКХ. Одним из способов такой поддержки может быть субсидирование купонной ставки.

Председатель Комитета НАКДИ по работе с региональными органами власти, бывший министр экономики и природопользования Нижегородской области Николай Небов, который подписал первое в России концессионное соглашение с привлечением средств пенсионных фондов по строительству полигона ТКО в Нижегородской области, отметил, что основными задачами концедента в рамках концессионного соглашения является тарифное регулирование, обеспечение прописанного в соглашении объема загрузки ТКО для выполнения финансовой модели проекта, а также ведение постоянной разъяснительной и просветительской работы с населением для предотвращения осложнений в ходе реализации концессионного соглашения, которые в свою очередь могут стать причиной накопления долгов и, как следствие, неисполнения обязательств по облигациям.

Исполнительный директор ЗАО «Управление отходами - НН» Андрей Лебедев рассказал о том, насколько важно проводить работу с общественным мнением. Он отметил, что на объектах переработки и захоронения ТКО в Нижегородской области регулярно проходят экскурсии для населения, совместно с Министерством образования проводятся внеклассные уроки для школьников о современной инфраструктуре утилизации отходов. Важно, чтобы население не воспринимало рост тарифа как негативное следствие заключения концессии.

Г-н Лебедев считает, что особое внимание при реализации инфраструктурных проектов требует подготовка общественного мнения (работа со СМИ, экономическое обоснование роста тарифов, просвещение населения в области новых технологий в отрасли), развитие нормативно-правовой базы и работа с региональными властями, которые отвечают за территориальные схемы и установление требований к региональному оператору.

Руководитель Центра ГЧП РАВВ Роман Искендеров рассказал о практике разработки и заключения инициативных концессий в ВКХ. Он отметил, что после вступления в силу поправок в Федеральный закон 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части введения частной инициативы, инициативные концессии стали набирать обороты. Этот механизм имеет ряд преимуществ перед классическими конкурсами, но также существуют и недостатки. В большинстве представленных сегодня частных инициатив отсутствует информация о наличии правоустанавливающих документов на объекты концессии, отсутствует сметная и проектная документации, а также подтверждение наличия средств у инициатора.

Помимо всего прочего существует ряд рисков для инициаторов концессий: отсутствие компенсаций расходов на подготовку документов, при появление второго участника, заинтересованного в заключении концессионного соглашения, инициатор не наделяется в последующем конкурсе никакими преференциями.

Финансовый директор ООО «Концессии водоснабжения» Станислав Макаров рассказал о реализации концессионного проекта в области водоснабжения и водоотведения в г. Волгограде, соглашение по которому было подписано 8 июня 2015 года. Запланированный объем инвестиций в течение 30 лет действия концессионного соглашения составит более 58 млрд рублей, инвестиционная программа первых трех лет – более 7 млрд.руб., основным источником инвестиций станут средства НПФ через механизм концессионных облигаций.

В основе проекта лежит так называемая концепция «цифрового водоканала», которая представляет собой информационно-аналитическую систему, включающую в себя ряд подсистем управления различными бизнес-процессами водоканала, таких как биллинговая система, гидравлическая модель и т.д.

23 октября 2015 года Банк России зарегистрировал программу неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя ООО «Концессии водоснабжения», размещаемых путем открытой подписки. Общий объем облигационной программы – 7,5 млрд. рублей.

Светлана Бик обратила внимание на то, что в этом году федеральному закону №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» исполнилось 10 лет, и за это время уже реализовано несколько крупных инфраструктурных проектов с привлечением средств НПФ, которые уже прошли самую рискованную фазу строительства объектов и уже находятся на стадии эксплуатации и возврата инвестиций. Даже несмотря на то, что финансовую модель на тридцатилетний срок просчитать невозможно, в концессионном соглашении прописаны механизмы решения возможных проблем. Примерами таких проектов могут стать мусоросортировочный комплекс с полигонами ТБО в г. Городец, физкультурно-оздоровительный комплекс «Богатырь» в Нижегородской области, реконструкция аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге.