Заместитель Председателя Банка России Владимир Чистюхин рассказал о четырех базовых направлениях в регулировании негосударственных пенсионных фондов, по которым регулятор планирует совершенствовать нормативно-правовые акты в 2017 году.

По мнению Владимира Чистюхина, со стороны регулятора требует доработки тема, связанная с management fee. Пока решение этого вопроса откладывается по непонятным причинам. Очевидно, что любая управляющая компания должна иметь возможность получать доход за качественное управление активами. При этом, в любом случае, как бы она не управляла активами, стабильная часть ее расходов должна покрываться. Как считает Владимир Чистюхин, законодательная доработка этого вопроса простимулирует НПФ и управляющие компании стремиться к лучшему управлению активами и распределять риски по долгосрочному временному горизонту, не заботясь о сиюминутной выгоде.

Вторая тема, которая требует пристального внимания и решения – это трансформация в бухгалтерском учете, которая сейчас происходит. Она должна привести к тому, что НПФ смогут иметь портфель до погашения, который позволит вкладываться в долгосрочные проекты, не боясь краткосрочных рыночных колебаний. И это не будет приводить к временным отрицательным финансовым результатам и к имиджевым потерям.

Третий аспект связан с ситуацией, которая сложилась вокруг переходов граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. Как считает Владимир Чистюхин, сейчас права граждан, которые хотят сменить один фонд на другой, в должной степени не защищены. Дело в том, что до сих пор не организована система оповещения гражданина о том, что в случае его досрочного перехода из прежнего НПФ в новый, он теряет инвестиционный доход. Этим пользуются недобросовестные агенты фондов и выбираемые гражданином новые НПФ, которые, как правило, умалчивают о тех финансовых потерях, которыми грозит гражданину досрочный переход. Окончательное решение в этом вопросе пока не найдено.

Владимир Чистюхин предлагает принять максимально консервативные правила - чтобы представители организаций не могли переводить гражданина из одного фонда в другой одним компьютерным «кликом» или одной простой подписью. Необходимо, чтобы выбор гражданин делал самостоятельно, осознанно, будучи максимально информированным о состоянии своего накопительного счета в НПФ. Поэтому регулятор склоняется к тому, что сейчас предпочтительней принимать решения, которые законодательно приостановят подобные переходы, чем решения, которые сделают их «свободными».

Еще одна важная тема – фидуциарная ответственность негосударственных пенсионных фондов, которая предусматривает введение ответственности НПФ за наилучшее управление средствами будущих пенсионеров. Как отметил Владимир Чистюхин, именно в этом направлении будет реализовано мотивированное суждение Центрального Банка как органа регулирования и надзора. У индустрии есть очевидные опасения относительно того, насколько качественно будет рассматриваться вопрос по вложению в те или иные активы с точки зрения их надежности, доходности и сопоставления риск-доходность. Но по мнению зампреда ЦБ РФ, любое принятие мотивированного суждения должно уравновешиваться достаточно сложной публичной процедурой его принятия и возможностью его обжалования.

Владимир Чистюхин выразил надежду, что в 2017 году по всем четырем направлениям будут сделаны позитивные сдвиги. Помимо этого, в контексте надзора, регулятор обсуждает дальнейшую корректировку возможности НПФ вкладываться в те или иные активы. Подходы разные. К решению одних вопросов регулятор предпочитает подходить более консервативно. Так, на уровне регулирования Банк России продолжает сокращать возможности НПФ по вложению в банковский сектор - к 2019 году доля депозитов в портфелях НПФ не должна превышать 30%, причем это касается всех видов вложений без исключений.

Регулятор также продолжит политику постепенного исключения из портфелей НПФ ипотечных сертификатов участия, необходим переход на ПИФы и паи как бумаги, которые реализуют эти фонды.

С другой стороны, решаются практические вопросы. Например, регулятор пытается допустить на рынок некоторые инновационные продукты – к примеру, те бумаги, которые допущены к торгам в секции «РИИ-прайм» Московской биржи. Сейчас там пока ограниченное количество участников, но оно будет расширяться.

Регулятор также готовится к тому, что с 1 июля 2017 года будет введен запрет на использование в регулировании рейтингов иностранных рейтинговых агентств.

Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА по материалам VIII Российского пенсионного конгресса, 16 марта 2017 года