ОАО «Главная дорога» Михаил Плахов поделился опытом строительства и эксплуатации первой платной автодороги в России, построенной по концессии.

В 2009 году между Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ «Росавтодор» и ОАО «Главная дорога» было подписано концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации на платной основе «Нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск». Строительство дороги началось в 2010 году. В феврале 2015 года дорога протяженностью 18,5 км была введена в платном режиме в полном объеме в эксплуатацию до 2042 года. Из 32,1 млрд. руб. общего объема инвестиций, 16,8 млрд. руб. были инвестированы с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов.

ОАО «Главная дорога» осуществила выпуск семи серий облигаций. Рейтинговое агентство «AK&M» присвоило инфраструктурным облигационным займам компании рейтинг по национальной шкале на уровнях от высокого уровня надежности «А» до наивысшего уровня надежности «A++».

Высокий уровень инвестиционной привлекательности данного проекта связан с рядом факторов. Во-первых, схема компенсаций проекта с привязкой к инфляции, по словам директора ОАО «Главная дорога», является действенным инструментом, позволяющим инвесторам вложить средства в облигации и чувствовать себя достаточно уверенно. Во-вторых, риски, связанные со снижением трафика вследствие возможной реконструкции параллельных дорог и переходом пользователей на них, были заложены в концессионное соглашение. Это позволило инвесторам застраховать свои вложения от возможных потерь. В-третьих, качество дороги жестко отслеживалось во время строительства. И до настоящего времени у компании нет необходимости инвестировать дополнительные средства в ремонт.

Для оценки эффективности проекта был введен специальный параметр. Основной показатель финансовой модели платной дороги - количество машин, проезжающих по ней, зависит от сезона. По словам Михаила Плахова, опыт эксплуатации дороги показал, что летом количество пользователей увеличивается, а зимой снижается. На основании этих данных было принято решение использовать для оценки эффективности проекта средневзвешенный показатель в 64 000 транзакции в сутки. Сравнивая то, что происходит ежедневно на дороге, с данным параметром, инвестор может самостоятельно оценивать, насколько хорошо выполняется финансовая модель концессии.

Михаил Плахов подтвердил, что прогноз на 2015 год по проекту полностью оправдался. План по выручке был перевыполнен на 5%, эксплуатационные расходы оказались ниже ожидаемых. Таким образом, данная концессия развивается успешно.

Михаил Плахов оптимистично оценивает будущее платных автодорог в России. По его словам, благодаря дальнейшему развитию интеллектуальных транспортных систем появится возможность увеличить количество пользователей за счет улучшения качества как самих дорог, так и сервиса для пользователей.

Соб.инф.

По материалам Второй «Отчетной сессии концессионеров на Московской бирже»

18 апреля 2016 года